Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

События в марках /

Последняя склянка Железного канцлера



000.JPG




Мне  известно,  что  искусство  создания  натурных  трёхмерных  моделей  восходит  к  глубокой  древности.  Кто  был  первым,  я  не  знаю.  Мне  так  же  неизвестно,  кто  был  среди  них  даже  десятым.  Зато  я  твёрдо  убеждён,  что  моделизм  двигали  вперёд  гении,  подобные  Леонардо  да  Винчи.  Именно  он,  прежде  чем  создать  свои  будущие  грандиозные  творения,  создавал  сначала  их  уменьшенные  копии.  Государство  Камбоджа  в  1992  году  посвятило  ему  и  его  моделям  целую  почтовую  серию  с  купонами,  одна  марка  из  которых  перед  вами.

99_001.jpg

И  толчком  к  написанию  сего -  тоже  послужила  вот  такая  модель.  Реализовать  такой  сложнейший  проект,  состоящий  из  3 144  пластмассовых  и  401  металлических  деталей,  не  считая  шлифовки,  шпаклёвки  и  покраски -  это  заслуживает  уважения,  на  мой  взгляд.

99_002.jpg

Здесь  необходимо  сделать  примечание  и  оно,  поверьте,  искреннее.  Тем  паче,  что  в  виду  моей  прошлой  профессии,  у  меня  есть  своё  мнение  к  правилам  судомоделизма  и  оно  неизменно.

99_003.jpg

Корабельная  модель  сильна  не  только  своими  размерами,  не  силой  мотора,  не  ценой,  в  конце  концов.  Модель  сильна  мелкими  деталями,  максимально  точно  могущих  приблизить  тебя  к  исторической  достоверности  оригинала.  В  том  числе  и  такой  важной  вещи,  как  наличие  на  её  борту  символов  государства.  Пусть  даже  это  будет  одна  из  самых  отвратительных  человеконенавистнических  идеологий.  Абсолютное  зло,  которое  автором  не  подвергается  никакому  сомнению!  Нанесение  его  было 
99_004.jpg
продиктовано  лишь  желанием  той  самой  исторической  достоверности  и  должно  рассматриваться  исключительно,  как  позорное  клеймо  врага  всего  рода  человеческого  и  русского  народа  в  первую  очередь.  И  всё,  что  дальше  вы  прочитаете,  лишь  подчёркивает  те  значительные  усилия,  которые  пришлось  предпринять  для  победы  с  этим  сильным  и  смертельно  опасным  врагом. 

Вторым  моментом  оказалась  короткая  заметка  на  одном  англоязычном  форуме,  где  густо  тусуются  тематики  со  всего  света,  делясь  своими  марками  и  короткими  рассказами  о  них.  Начало  одного  из  них  мне  понравилось  и,  заручившись  разрешением  самого  автора,  я  привожу  его  здесь,  как  эпиграф  к  этому  рассказу.  «Давно  не  слышно  знакомой  барабанной  дроби  строевого  плаца,  не  звучит  для  меня  волнующий  и  звонкий  кавалерийский  аппель…  Пришло  время  заступить  на  непривычную  сухопутному  жителю  морскую  вахту.  Итак -  склянки!»

Два  батискафа,  под  общим  названием  «Мир»,  останавливаются  и  замирают  на  глубине  4 790  метров.  Пальцев  одной  руки  хватало,  чтобы  перечислить  страны,  способные  на  подобные  технологические  прорывы:  комфортно  доставить  людей  на  такую  глубину.  Теперь  надо  терпеливо  ждать,  когда  уляжется  муть,  поднятая  винтами.  Все  застыли  в  странном  оцепенении,  ведь  до  этого  самого  места  у  всех  укрепилось  ощущение,  что  никого  в  этой  кромешной  тьме  быть  не  может,  кроме  нечастых  проплывающих  рыб.

Большая  глубина -  это  хорошо,  это  гарантия  того,  что  останки  корабля  не  превратятся  в  балаган  для  туристов  и  вожделенный  объект  для  «чёрных»  дайверов.   Из  мрака  начинают  проступать  черные  очертания  громадины -  железное  доказательство  того,  что  этот  мифический  «зверь»  когда-то  существовал  на  самом  деле.  Вот  место  разлома  на  корме.  Какие  силы  были  способны  разорвать  такой  корабль,   чтобы  вот  так  легко  расчленить  не  просто  металл,  а  кованную  броню?  Из  темноты  появляются  бухты  с  намотанными  швартовными  концами -  теперь  их  некому  подготовить  к  подаче  на  причал.  Электричества  давно  нет,  но  проводка  сохранилась.
 
99_005.jpg

На  баке  и  юте  можно  было  различить  наскоро  замазанные  перед  выходом  в  поход  свастики,  которые  обычно  наносили  на  корабли  «кригсмарине»,  чтобы  лётчики  отличали  их  от  неприятельских.  Местами  некоторые  вещи  как  новые:  вот  блеснула  латунь,  вот  опять  бок  чего-то  бронзового.  Уцелевшие  зенитные  орудия  продолжают  смотреть  в  небо,  словно  ожидая  атаку  торпедоносцев.  Хитросплетение  каких-то  кабелей  и  пожарных  шлангов.  А  вот  и  4  башни  орудий  главных  калибров,  каждое  из  которых  весит  120  тонн.  Кажется,  они  готовы  снова  открыть  огонь.  Во  время  гибели  корабля,  когда  он  перевернулся  и  тонул,  они  были  сорваны  из  креплений  барабетов  под  собственным  весом.  Сегодня  в  их  колоссальных  стволах  вместо  снарядов  поселились  мирные  актинии.  Повернувшись  в  последний  раз  утром  27  мая  1941  года,  они  умолкли  навсегда.

99_006.jpg

Здесь,  на  дне  Атлантического  океана,  нашёл  свой  последний  причал  немецкий  военный  корабль,  как  грозное  напоминание  человечеству:  «непотопляемых  кораблей  не  бывает».    А  ведь  в  начале  Второй  Мировой  войны  только  одно  его  название  внушало  трепетный  страх.  Последнее  слово  давней  техники.  Доведенная  до  совершенства  машина  для  убийств,  ставшая  предметом  преклонения  целой  нации.  Чудовищная  стальная  глыба,  в  своё  время  сильнейшая  в  мире,  оказалась  способной  сопротивляться  всей  мощи  английского  флота.  Потребовалось  четверо  суток,  чтобы  устроить  этому  кораблю  Судный  день.

99_007.jpg

Люди  внутри  подводной  капсулы  молчат,  понимая,  что  они  не  только  над  погибшим  кораблём,  но  и  над  теми,  кто  был  когда-то  частью  этих  событий.  Каждый  из  них  был  отдельной  личностью,  которую  необходимо  уважать,  живущим  сегодня.  Согласно  международному  законодательству,  останки  кораблей  в  международных  водах  считаются  собственностью  страны  происхождения  и  пользуются  статусом  захоронения.  Батискафы  «Мир I»  и  «Мир II»  тихо  застывают  над  подводной  братской  могилой.
 
99_008.jpg

По  Версальскому  мирному  договору,  поставившему  окончательную  точку  в  Первой  мировой  войне,  Германия  была  публично  унижена,  став  «стрелочником»  планетарного  масштаба.  В  частности,  ей  запретили  обладать  флотом  открытого  моря,  основой  которого  в  те  годы  являлись  линкоры.  Все  основные  боевые  единицы  германского  флота  или  остались  на  дне,  или  достались  странам-победительницам.  6  броненосцев,  оставшихся  тогда  у  немцев,  были  постройки  начала  века  и  больше  смахивали  на  насмешку,  чем  на  серьёзный  флот.  Поэтому  членство  в  «линкорном  клубе»  для  немцев  было,  хоть  и  желанным  делом,  но  делом  пока  недостижимым.  До  1932  года  это  мало  кого  интересовало  в  Германии,  так  как  у  населения  не  было  выбора:  пушки  или  масло,  потому  что  в  стране  не  было  ни  того,  ни  другого.  Но  со  сменой  верховной  власти,  немцы  серьёзно  стали  думать  над  обликом  будущего  суперлинкора.  Требовалось  как-то  обойти  соглашения  и  прочие  бумажки  с  витиеватыми  подписями  и  большими  государственными  печатями  Версальского  договора. 

99_009.jpg

И  пока  молчали  пушки,  за  дело  принялись  германские  дипломаты.  Ведь  часто  войны  возникают  от  тихонько  сказанных  слов,  которые  произносят  дипломаты,  пороху  никогда  не  нюхавшие.  Ловко  и  неспешно  манипулируя  словами,  они  пытались  заверить  мир  в  полной  безопасности  своей  затеи. 
Все  могут  спать  спокойно.  Это  чисто  оборонное  изделие. -  божились  они.

Послушав их,  первыми  забили  тревогу  британские  адмиралы,  сразу  заметив  подозрительное  несоответствие  в  цифрах.
 -  С  шириной  корпуса  у  немцев  что-то  неладное.  Очевидно,  они  задумали  раскатать  свой  линкор  в  плоский  блин,  сделав  его  мелкосидящим,  словно  сковорода, -  посыпались  докладные  в  Адмиралтейство.

А  Берлин  возьми  и  подтверди: 
-  Ошибки  нет!  Всё  правильно!  Да,  судно  получилось  немножко  великоватым  сверху,  но  осадка-то  всего  7  метров.  Ну,  плюс  какие-то  там  сантиметрики. 
-  Значит,  Гитлер  готовится  к  войне  на  мелководной  Балтике,  против  СССР
, -  сделали  вывод  в  Адмиралтействе  и  успокоились.  Ведь  такое  положение  вещей  вполне  устраивало  тогдашний  политический  бомонд.  

98_001.jpg
Москва  имела  другие  разведданные,  с  которыми  честно  поделилась  с  Уайтхоллом:
-  Такие  длина  и  ширина  образовались  от  резкого  увеличения  тоннажа,  а  посему,  расчетная осадка  обязательно  превысит  10  метров, -  что  позже  и  окажется  правдой.
 
-  Ему  нечего  делать  в  мелком  Финском  заливе.  Зато  в  Атлантике  такой  кораблик,  а  то  и  парочка  таких…  Это  да-а-а…  На  этой  старинной  английской  кухне  они  могут  переколотить  всю  их  посуду, - пошутили  в  русском  штабе  между  собой,  и  тоже  успокоились. 

В  середине  марта  1935  года  Германия  решилась: 
-  Сейчас  или  никогда, -  и  окончательно  объявила,  что  больше  не  считает  себя  связанной  никакими  статьями,  демонстративно  превратив  все  достижения  Высокого  договора  в  наивную  бумажку.

А  уже  летом  1936  года,  в  Гамбурге,  на  верфи  «Блом унд Фосс»,  которое  благополучно  строит  корабли  и  по  сей  день  и,  чьё  почтовое  гашение  перед  вами,  был  заложен  новый  военный  корабль,  как  зримый  символ  «вставания  с  колен»  Германии.  В  гигантском  эллинге,  длиной  в  300  метров  и  высотою  с  восемнадцатиэтажное  здание,  на  кильблоки  была  положен  небольшой  2  на  9  метров  прямоугольный  лист  железа  с  гравировкой:  «Линкор.  Тип  «F».  Проект  BV-509».  Этот  лист  зовётся -  закладной  доской.

98_002.jpg

Новый  суперлинкор  родился!

То,  что  главной  силой  флота  являются  линкоры,  считалось  аксиомой  на  протяжении  почти  трёх  столетий.  С  XVII  века  исход  войны  на  море  решала  артиллерийская  дуэль  двух  флотов,  выстроенных  в  кильватерную  линию,  где  главным  показателем  считали -  количество  тяжёлых  орудий  на  борту  и  суммарный  вес  их  бортового  залпа.  Проще  говоря,  как  на  почтовой  марке  Руанды -  корабли  выстраивались  в  линию  друг  за  дружкой  и,  при  прохождении  противника,  палили  в  него  со  всех  стволов.  Потом  разворачивались -  и  действо  повторялось.  Нарушении  «линии»  в  бою  считалось  серьёзным  нарушением  боевого  Устава  и  сулило  капитанам  крупными  неприятностями.  Отсюда  и  пошёл  термин  «линейный  корабль».  Сокращённо -  линкор.

Иметь  такие  линейные  корабли  для  престижа  страны  в  первой  половине  XX  века  означало  примерно  то  же,  что  сейчас  обладать  судами  с  ядерным  оружием  на  борту.

98_003.jpg 98_004.jpg

98_005.jpg
Этот  корабль  рождался  для  долгой  и  героической  жизни,  ставшей  одновременно  символом  рассвета  и  заката  морских  монстров.  Строительство  велось  в  глубокой  тайне.  Шпионские  спутники,  способные  прочитать  номера  на  наших  авто  сегодня,  ещё  не  висели  над  головами,  но  технический  шпионаж  процветал   вовсю.  Участок  верфи  обнесли  двумя  километрами  рыбацкой  сети,  высотой  в двадцать  метров,  ограничив  вход  на  строительную  площадку  несколькими  проходными.  Для  непосвящённого,  только  странные  и  непонятные  вспышки  яркого  света  озаряли  таинственную  стройку.  Здесь  одной  из  первых  внедрялось  новейшее  достижение  эпохи -  электросварка,  вместо  клёпки.


98_006.jpg
И  14  февраля  1939  года,  аккурат  на  День  святого  Валентина,  при  стечении  восхищённых  60  тысяч  зрителей,  со  стапеля  сошёл  корпус  ещё  недостроенного  нового  германского  линкора.  Доротея  фон  Левенфельд -  внучка  князя  Бисмарка,  по  мужски  размахнувшись,  шарахнула  о  борт  традиционную  бутылку  с  шампанским  на  верёвочке.

-  От  имени  фюрера  и  канцлера  нарекаю  тебя  именем  «Бисмарк», -  разнесся  над  верфью  женский  голос,  усиленный  десятком  динамиков. 

Её  дед,  Отто  Эдуард  Леопольд  фон  Бисмарк,  князь  Шенгаузен,  герцог  Лауенбуржский,  первый  немецкий  рейхсканцлер,  вошёл  в  мировую  историю,  как  объединитель  Германии  «кровью  и  железом».  За  что  и  получил  красивое  прозвище  «Железный  Канцлер».  Линкор  «Бисмарк»  стал  четвертым  кораблём  германского  флота,  нося-щим  это  имя.

Бесноватого  Адю,  получившего  такую  «железную  Валентинку»,  говорят  просто  корёжило  от  восторга.  Гитлер  самолично  присутствовал  на  «крестинах»  самого  большого  линкора  в  мире.  И  ему,  как  никому  другому,  было  известно,  что  стоимость  этого  «властелина  морей»  была  сопоставима  с  бюджетом  небольшого  государства -  196  млн.  800 тыс.  золотых  рейхсмарок.   «Бисмарк»  уже  тогда  готовился  стать  легендой.  Легендой,  которой  не  суждено  было  вернуться…

98_007.jpg 

Прошло  долгих  два  года  доводки  и  наладки  линкора  до  максимальных  характеристик,  прежде  чем  он  засиял  во  всей  своей  смертоносной  красе.  За  это  время  немецкие  моряки  настраивали  и  осваивали  управление  огромным  линкором.

98_008.jpg
Великая  страна  на  востоке  ещё  спала  спокойно.  Не  знали  отцы  и  матери,  не  ведали  их  дети,  что  лишь  один  месяц  им  осталось  жить  в  мирной  тишине.  Великая  Отечественная  ещё  не  началась, а  Вторая  мировая  война  в  Европе  уже  шла  полным  ходом.  Не  имея  достаточно  сил  и  возможностей  для  уничтожения  противников  на  суше,  Гитлер  переносит  военные  действия  в  море,  стремясь  нанести  максимальный  урон  вражеским  коммуникациям.  Использовалось  для  этого  всё,  что  только  можно  было  использовать:  подводные  лодки,  собранные  в  «волчьи  стаи»,  коммерческие  рейдеры  с  замаскированными  в  трюмах  пушками  и  авиация.  Методы  у  всех  были  разные,  но  приказ  для  всех  был  один:  встретив  в  океане  торговые  суда  союзников -  уничтожать  на  месте.

Весной  1941  крупнейшее  создание  человеческих  рук,  предназначенное  для  убийства  себе  подобных,  было  готово.  Оно  не  боялось  ни  британцев,  ни  американцев.  Оно  не  боялось  самого  чёрта!
 

ПОСЛЕДНИЕ  СКЛЯНКИ  ЖЕЛЕЗНОГО  КАНЦЛЕРА.

Размеры  практически  любой  детали  «Бисмарка»  поражали  воображение.  17  уровней  от  киля  до  верхних  марсовых  площадок.  Двойной  корпус  делился  на  семь  палуб,  три  из  которых  были  сплошными.  Расстояние  между  палубами  впервые  решено  было  сделать  максимально  комфортабельными -  2,5  метра,  разделив  их  на  22  герметические  секции.  Чтобы  осознать  его  истинные  размеры,  надо  представить,  как  некий  великан  воткнет  вертикально линкор  в  клумбу  рядом  со  зданием  московского  МГУ -  и  они  окажутся  почти  равными  по  высоте.

250  метров  в  длину -  это  почти  столько  же,  что  и  легендарный  «Титаник»,  но  на  11  метров  шире.  А  вот  брони  «Бисмарк»  нёс  на  себе  столько,  что  весил  более  двух  «Титаников».  Он  представлял  собой  плавучий  город,  населённый  1 962  матросами,  которыми  командовали  103  офицера.  Почти  все  они  были  добровольцами,  прошедшими  непривычно  жесткую  медицинскую  комиссию,  которые  пока  ничего  не  приобрели  и  не  потеряли  от  войны.  Они  надели  морскую  форму  очарованные  безбрежностью  океана  и  буйством  ветра,  а  их  помыслы  были  весьма  далеки  от  стремления  участвовать  в  беспощадной  войне.   К  своей  судьбе  их  поведёт  капитан  Эрнст  Лидеманн. 

97_001.jpg

Некоторые  знали  друг  друга,  но  большинство  никогда  не  встречались  раньше  и  проходили  мимо  без  единого  слова.  Это  был  город  с  помещениями,  как  площадь  и  длинными  коридорами,  словно  улицы.  Даже  имелся  штат  портных,  парикмахеров,  сапожников.  Вместе  с  официантами  и  поварами  они  подчинялись  строгой  морской  дисциплине  и  действовали  в  боевой  обстановке  в  качестве  санитаров.  12  турбин  вращали  3  винта  диаметром  по  4,7  метра  каждый,  разгоняя  корабль  до  30  узлов  или  55  км/ч.  Флагман  и  должен  рассекать  волны  гордо  и  уверенно.  На  одной  заправке  «Бисмарк» -  это  7 900  кубов  мазута,  мог  пройти  9 280  морских  миль,  что  сопоставимо  с  17 200  км.   Для  примера:  это  расстояние,  которое  преодолевал  известный  пассажирский  круизник  «Александр  Пушкин»,  стоявший  на  линии  Ленинград – Монреаль.

98_009.jpg
 
Красивая  почтовая  карточка,  удачно  схваченный  ракурс  снимка  с  интересной  деталью  на  ней -  это  отсутствие  названия  корабля.  Но  таковы  были  правила  постройки  военных  судов  того  времени.  Поэтому  рисунки  художников,  где  у  военных  судов  того  периода  показано  название  на  носу,  не  верны.  Сказанное  можно  подтвердить  наглядным  примером  легендарного  крейсера  «Аврора»,  у  которого  на  самом  деле  не  должно  быть  названия  на  борту.

 97_002.jpg  97_003.jpg
  
97_004.jpg
Немцы  справедливо  полагали,  что  «Бисмарк»  должен  топить  любого,  бросившего  ему  вызов,  поэтому  сражение  с  противником  ожидали  72  орудия  всех  калибров.  Плюс  одно  орудие  использовалось  для  салюта.  Но  и  оно  могло  использоваться,  как  боевое.  Четыре  шестиэтажные  орудийные  башни  имели  имена  собственные:  «Антон»,  «Бруно»,  «Цезарь»  и  «Дора».  Располагались  по  классической  схеме:  две  в  носу,  две  в  корме.  Для  увеличения  секторов  обстрела,  башни  располагались  друг  над  другом.  Каждая  башня  имела  спаренные  стволы  калибра  380  мм,  позволявших  «Бисмарку»  на  равных  противостоять  любому  кораблю. 

97_005.jpg
За  30  километров  они  могли  разнести  любую  мишень,  стреляя  снарядами,  весом  с  небольшой  автомобиль:  будь  то  эскадра  противника  или  вражеский  город.   Общий  вес  бортового  залпа  главного  калибра  равнялся  6 400  кг.  Но  дело  было  даже  не  в  этих  цифрах,  корабли  германского  флота  и  в  первую  мировую  войну  вели  огонь  из  таких  огромных  пушек,  и  даже  ещё  больших.  Новизна  заключалась  в  том,  что  орудия  «Бисмарка»  наводились  в  цель  даже  в  кромешной  тьме.  Погрешность  при  этом  составляла  несколько  метров.

Впервые  на  флоте  была  применена  новая  система  управления  огнём.  Она  объединяла  в  себе:  показания  радиолокатора,  дальномеров  с  постов  обнаружения,  данные  гидроакустиков,  силу  и  направление  ветра,  и  даже  забортную  температуру  воздуха.  Цифры  поступали  в  два  отдельных  счётно-решающих  прибора,  надёжно  спрятанных  глубоко  за  броневыми  щитами.  Чтобы  свести  на  нет  пресловутый  человеческий  фактор,  цифры  проверялись  машиной  два  раза,  и  только  при  их  идентичности,  на  всё  это  великолепие  подавался  ток  для  электроспусков.  Любая  мельчайшая  ошибка  или  задержка  в  таких  расчётах  на  больших  дистанциях  приводила  к  неминуемому  промаху.  Эти  два  вычислителя  были  далёкими  потомками  современных  компьютеров.

После  отсека  шифровальщиков,  это  было  второе  по  важности  помещение  с  ограни-ченным  доступом.  Единственное  подразделение,  куда  людей  набирали  не  только  из  числа  моряков,  но  и  офицеров-артиллеристов  со  всего  Рейха.

В  помощь  главному  корабельному  калибру  имелись  12  пушек  огневой  поддержки   поменьше -  по  150  мм. А  от  назойливых  «мух»  вражеской  авиации,  стальной  мастодонт  ощетинивался  более  50  стволами  зенитных  орудий  разного  калибра.  Торпедного  вооружения  на  нем  не  было,  что  с  лихвой  должны  были  восполнить  4  гидросамолёта,  стоящие  в  ангаре  на  корме  и  запускавшийся  с  помощью  катапульты.  Судно  было  основательно  бронировано -  40  процентов  от  общего  веса  корабля,  придерживаясь  схемы:  «всё  или  ничего».  Специальный  сорт  цементированной  брони  имел  название  «Вотан».  Ведь  ему  предстояло  иметь  дело  с  самыми  сильными  и  изощренными  чудесами  инженерной  мысли  в  области  вооружений.  Броневой  пояс  из  закалённой  стали  выдерживал  прямое  попадание  тогдашней  торпеды.  Этот  элегантный  гигант  очаровывал  и  устрашал  одновременно.  Быстроходный,  прекрасно  вооруженный  «Бисмарк»  был  свирепым  хищником – тираннозавром,  настолько  могучим,  что  угрожал  выживанию  целой  нации,  проживающей  на  Британских  островах.
 
97_006.jpg 97_007.jpg

Этого  тираннозавра  требовалось  немедленно  остановить,  до  того,  как  он  устроит  кровавую  бойню  в  Атлантике.  
   
97_008.jpg

Но  сначала  его  требовалось  поймать.



000.JPG


Разработка «Наш ГОРОД»