Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  



Www.split161.ru
Оптовая продажа сплит систем www.split161.ru.
www.split161.ru
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Оглавление


Никто не предполагал в 1840 году, что марка, выпущенные огромным тиражом – 68 миллионов экземпляров (а точнее 68157600), станет легендарной. "Черный пенни" большой редкостью не является, но является очень популярной маркой. Любой коллекционер, имеющий эту марки, с гордостью может показать собеседнику первую марку мира!

1840. Перед Вами первые в мире почтовые марки: черный и синий пенни.
Gl07_08.jpg
Пробный лист "черного пенни" (без буквенных индексов)

Но вот почти полный лист "Черного пенни" сохранился. Часть листа из 216 марок был совершенно случайно был обнаружен в архиве покойного сэра Роуленда Хилла. Сейчас этот уникальный блок хранится в британской королевской коллекции. Лишь изредка он демонстрируется на крупнейших международных и всемирных филателистических выставках.

Полный лист «Черного пенни» состоит из 240 марок, 20 горизонтальных рядов по 12 марок в ряду, что составляет по номиналу один фунт стерлингов – очень большую сумму для своего времени. Вероятно, именно это обстоятельство и удерживало покупателей от его приобретения. Каким чудом уцелел почти полный лист, остается только гадать: ведь найден он был приклеенным на стене почтовой конторы. И, несмотря на все предосторожности при его отделении сохранить оригинальный клеевой слой не удалось.

  Вот тут невольно вспоминаешь, что уже в апреле 1840 года, за несколько дней до официального выпуска «Черного пенни» в продажу, полиграфисты фирмы «Перкинс, Бэкон & Петч»[1] плакались в интервью одной городской газете: «Вот уже пять дней мы занимаемся нанесением клеевого слоя на марки, и трудности, с которыми мы столкнулись, не поддаются описанию». Главным компонентом клея стала смесь картофельного и пшеничного крахмала со столярным клеем. Однако, несмотря на все трудности, свою работу полиграфисты выполнили великолепно... к огорчению последующих поколений коллекционеров, до сих пор не скрывающих сожаления, что единственный в мире лист первой марки не только местами лишен клеевого слоя, но и имеет повреждения бумаги: вот какой «хваткой» обладал клей!

Англичане очень любят и бережно сохраняют свою историю и традиции. Так в филателистической коллекции библиотеки Британского музея, бережно хранятся не только знаки почтовой оплаты, но и многие предметы, имеющие отношение к почтовым маркам. В музее есть пресс, на котором печатались первые почтовые марки Англии. Было сообщение в филателистической прессе, что в музей попали даже ножницы, которыми отделяли «черного пенни» от листа. 

В результате обсуждения некий Бенджамин Чевертон предложил использовать для почтовой марки портрет юной королевы Виктории. Как писал Чевертон в своем предложении: "В случае подделки ... трудно сказать в чем будет разница между портретами, но она немедленно будет обнаружена". За основу была взята работа Вильяма Вайона (Wyon City Medal). Эскиз марки на бумаге выполнил Генри Кардболд, а дальнейшую работу поручили граверам Чарльзу Хиту и его сыну Фредерику.

wyon_model.jpg wyon_medal.jpg Gl07_012.jpg
Портрет принцессы Виктории работы Вайона.1834. Памятная медаль работы Вайона. 1837. На этом прессе печатались первые почтовые марки Англии

Чевертон же подал идею проставить на всех марках миниатюрные буквенные индексы, определяющие местоположение каждой из них в печатном листе.

10s.JPG

Например, марка с буквами «А» и «В» находилась на пересечении первого горизонтального и второго вертикального ряда. Автор и издатели обосновывали свою задумку борьбой с фальсификаторами, считая, что полностью повторить печатную форму будет сложно, а частое появление отдельных марок или пар с одинаковыми буквами выявит фальсификацию. Черный пенни печатался с 11 печатных форм, а синий с 15. Многие коллекционеры стремятся иметь экземпляры, напечатанные с разных печатных форм. А так как тираж с различных форм был разным, то и цена марок различается довольно серьезно. Например тираж "черного пенни" с формы 1 - 10052400 экземпляров, а с формы 11 всего 168000.

Естественно, что печатная форма №1 быстро износилась и потребовалась правка. Поэтому специалисты различают марки, напечатанные до правки формы (1а) и после правки (1b).

О «черном пенни» написаны сотни статей и книг. Да и в данной книге, мы уже касались истории его выпуска. В заключении хочется, чтобы вы посмотрели на уникальное почтовое отправление 1840 года. Напомним, что одновременно с «черным пенни» вышли и «конверты Малреди», историю которых мы тоже уже рассматривали. Так вот, 15 мая 1840 года на «конверт Малреди» были наклеены 5 первых марок Англии, и почтовое отправление отправилось в Бостон.


В заключение мне хочется рассказать об одном забавном случае с марками, выпущенными к юбилею "черного пенни". В 1990 году во всем мире отмечался 150-летний юбилей первой марки мира. По этому случаю в Лондоне устраивали грандиозную Всемирную филателистическую выставку. Марки, посвященные этому событию выпустили многие страны. Не осталась в стороне и почта СССР. 15 февраля 1990 года были выпущена серия из 3 марок и почтового блока. Когда же марки попали в Лондон, то удивлению англичан не было пределов. На одной марке с изображением юбиляра красовались буквы "ТР", а на другой "VK". В английском алфавите "Р" - 16-я буква, а "V" -22-я. Напоминаю, что лист "черного пенни" состоял из 20 горизонтальных рядов по 12 марок в ряду. Поэтому в листе не было 22-го горизонтального ряда и 16-й марки в ряду. Когда все это обнаружилось, то почта СССР была вынуждена напечатать правильные марки. Ну а весь курьез заключался в том, что серию готовил художник В.Коваль , который особо не задумываясь поместил в углах "черного пенни" собственные инициалы ("VK") и инициалы родственников.

Однако эта задумка российского художника понравилась британским почтовикам и они осуществили эту же идею уже в 2000 году при подготовке эмблемы Всемирной филателистической выставки "Stamp show-2000". В этой эмблеме есть изображение "черного пенни" с несуществующими буквами "RM", что значило просто "Royal Мail".

[1] Английское название фирмы – «Perkins, Bacon & Petch»

 

Оглавление

Разработка «Наш ГОРОД»