Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  



Календарь атлетико 2014 2015
Календарь атлетико 2014 2015 трансферы лето 2014 сайт болельщиков атлетико.
www.atletico-today.ru
Календарь игр олимпик марсель
Календарь игр олимпик марсель olympic marseille сбрасывание отзывы игры.
www.fcbayer.ru
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Знакомство с филателией /

Железнодорожная почта

  Оглавление


Конные гонцы доставляли почту верхом. В средние века объем почты был уже больше, и в начале XV века начали использовать крытые повозки для перевозки почты. Шло время, и в XVI веке появились почтовые кареты, которые уже имели амортизаторы, дверцы и предоставляли путешественникам некоторый дорожный комфорт.

52.JPG

Мастера по изготовлению карет стремились всемерно повысить удобства пассажиров, в результате размеры карет начали расти, и вскоре возникли серьезные проблемы. На узких дорогах два экипажа порой не могли разминуться. Дело дошло до рассмотрения проблемы в английском парламенте, который вынужден, был принять закон, ограничивающий допустимую ширину экипажей 4 футами и 6 дюймами (1.372 м). Появившиеся в начале XIX века рельсовые экипажи на конной тяге также должны были придерживаться требований этого закона.

В 1814 году английский инженер Джордж Стефенсон изобрел «паровую тележку». На его родине долго раздумывали над тем, является ли вообще целесообразным применения паровой тяги. Стефенсону пришлось выдержать упорную борьбу против закона о допустимой ширине экипажа. Лишь после длительной борьбы он получил разрешение на использовании колеи в 4 футы и 8.5 дюймов (1.435 м).

В 1825 году по проекту Стефенсона была сооружена первая в мире железная дорога Стоктон – Дарлингтон. А в 1830 году была открыта железнодорожная линия Ливерпуль – Манчестер, на которой сразу же стали перевозить почту. Вскоре к Стефенсону пришло признание и он начал экспортировать свои локомотивы в другие страны Европы, которые вынуждены были строить колею в 1.435 м. В дальнейшем на эту ширину колеи были вынуждены равняться и другие паровозостроительные заводы. Так возникла международная железнодорожная колея, применение которой стало практически повсеместной. Исключение составляют железные дороги России, Испании и Ирландии. В этих странах при строительстве железных дорог использовались собственные проекты.

Первая железная дорога в России длиной 24 версты, между Санкт-Петербургом и Царским Селом была торжественно открыта в 1838 году. После опробования нового вида транспорта почтовый департамент России решил воспользоваться им для пересылки почты. Было заключено специальное соглашение между почтовым департаментом и Обществом Царскосельской дороги по этому поводу. Так в России родилась железнодорожная почта. Ну а дальше развитие железнодорожной почты шло одинаково в различных странах. Новинки одних стран быстро перенимались, и при необходимости начинали использоваться и в других странах.

50.JPGВначале почтовую карету просто грузили на платформу и перевозили ее вместе с грузом. Чуть позднее было решено перевозить только почтовый груз. Еще через некоторое время сообразили, что для ускорения доставки почты, ее следует обрабатывать во время движения. Так появились вначале почтовые отделения в вагонах, в 6 января 1838 года английская почта стала использовать уже специальный почтовый вагон, для которого был переоборудован вагон для перевозки скота. Эта практика начала распространяться и на другие страны. В 1841 году почтовые вагоны ввела Бельгия, в 1846 Франция, в 1848 Германия, в 1861 Россия, в 1864 году США.

Многие из читателей видели вестерны, фильмы США о жизни Дикого Запада, где довольно часто встречается сюжет об ограблении почтовых вагонов, которые в те далекие времена, кроме корреспонденции перевозили ценности и деньги. И хотя мы можем верить или не верить тому, что видим на экране, но сухая официальная статистика гласит: с 1891 по 1900 год при исполнении служебных обязанностей было убито 75, получило увечья 513 и ранено 1173 почтовых чиновника. Вследствие этого, развитие почтовых вагонов в США пошло несколько другим путем. На первом месте там стояли не удобства почтовых работников, а условия безопасности. Инженеры почтового департамента разработали специальный почтовый вагон, защищенный со всех сторон броней и имеющий амбразуры для стрельбы и специальные магниевые факелы, освещающие пространство на многие десятки метров.

51s.JPG

Постепенно развиваясь, почтовые вагоны, стали очень удобны для работы. Каждый такой вагон в настоящее время представляет собой целый почтамт на колесах со всеми необходимыми приспособлениями для работы.

41.JPG 42.JPG

  В 1974 году праздновал свой 100-летний юбилей вагоностроительный завод имени И.Е.Егорова. Этот завод замечателен еще и тем, что он выпускает специализированные почтовые вагоны. Вскоре после своего юбилея завод начал выпуск новой конструкции почтовых вагонов, 43.JPGгде есть багажная кладовая с 45 контейнерами, в каждом из которых помещается 400 килограммов писем, бандеролей, посылок, и две кранбалки, управляемые одним человеком дистанционно с пульта. Вот как выглядит рекламное описание этого вагона. "Приемка почтовых отправлений в вагон здесь полностью механизирована. Не успеет поезд остановиться, как откроются широкие двери вагона и механические «руки» примутся за погрузку контейнеров с почтой. Их раздача производится так же автоматически по заданной программе: вот нажата кнопка на пульте, и над алюминиевыми контейнерами побежала кранбалка, замерла на секунду, легко подхватила один из них и понесла к двери. Это – первый в мире специализированный вагон для контейнерной перевозки почты".

  Теперешний почтовый вагон служит не только для перевозки, обработки корреспонденции, но и оказания услуг населению. Все здесь предусмотрено для спокойной работы и отдыха: иногда бригада находится в пути две или три недели. Работники вагона принимают заказные письма, продают почтовые марки, карточки, конверты, бумагу. В почтовые ящики вагона опускают простые письма, как пассажиры поезда, так и жители городов и поселков, где почтовые поезда останавливаются. Когда состав отходит от очередной станции, из кладовой, куда только что была принята почта, мешки с корреспонденцией вносят в сортировочный зал, и все члены бригады приступают к разбору, сортировке и подготовке отправлений к предстоящему обмену.

44.JPG 45.JPG 46.JPG

И, как любой почтамт, железнодорожный вагон имеет свои почтовые штемпеля, штампы, которыми удостоверяется факт доставки корреспонденции. Именно это обстоятельство нашло своих коллекционеров – почитателей. Основным коллекционным материалом «железнодорожной почты» являются почтовые отправления со штемпелями, подтверждающими факт их обработки в почтовых вагонах или в привокзальных почтовых отделениях связи. Ну и конечно почтовые марки, и специальные почтовые штемпеля железнодорожной тематики. А в некоторых странах даже используются специальные почтовые марки. Первая почтовая марка с железнодорожной тематикой появилась в США в 1869 году.

47.JPG 48.JPG

А родина железной дороги Англия – единственная страна, где имеется подземная почтовая железная дорога. Восемь ее станций соединены с основными сборными пунктами Британской почтовой службы. Поезда приводятся в движение и управляются автоматически.


 53_2.JPG
1879. Первая железнодорожная марка Бельгии.
Но есть несколько стран, где железнодорожная почта очень популярна. Это относится и к XIX веку и к нашим дням. Это Бельгия и Австралия.

Когда говорят о железнодорожных посылочных марках, то здесь, в первую очередь, можно привести пример почты Бельгии.   В этой небольшой стране существует разветвленная сеть железных дорог (3667 километров), поэтому доставка посылок и бандеролей осуществляет специальное подразделение министерства транспорта. Для оплаты посылок выпускаются специальные марки, первая из которых вышла в 1879 году. Обычно такие марки называют «железнодорожными». За более чем 100 летнюю историю вышло довольно много «железнодорожных» марок, по которым можно изучать историю железнодорожного транспорта. Ну а почта выполняет эти же функции только там, где нет железной дороги. Такое вот разделение труда. Примерно то же можно сказать и о почте Австралии. Более подробно о посылочных марках написано в главе Марки посылочные (пакетные).

54.JPG 55.JPG
57.JPG 56.JPG

33.JPG 34.JPG
31.JPG
32.JPG

В заключении хочется отметить, что первая памятная марка в мире была выпущена в 1871 в Перу в честь открытия в этой стране первой железнодорожной линии. А самой редкой маркой железнодорожной тематики является почтовая марка США, из серии, выпущенной в 1901 году к выставке в Буффало. На марке номиналом 2 цента изображен паровоз. Несколько листов этой марки были отпечатаны с ошибкой «перевернутый центр».

35.JPG 36.JPG

Оглавление

Разработка «Наш ГОРОД»