Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Знакомство с филателией /

Почтово-благотворительные марки

 

 

Оглавление      000.JPG

К этой категории относятся марки Красного креста, военной помощи и других многочисленных выпусков. Благодаря этим дополнительным сборам удается собрать значительные суммы, позволяющие государству оказывать материальную помощь определенной категории лиц или осуществления финансирования каких-либо мероприятий, требующих солидных денежных средств.

Впервые подобные марки, названные впоследствии «госпитальными», выпущены в двух бывших британских колониях Виктории и Новом Южном Уэльсе (Австралия) в 1897 году. Средства от доплаты предназначались в фонд строительства больниц. Это были две юбилейные серии к 60-летию коронации английской королевы Виктории. В каждой из них по две крупноформатные марки номиналами – 1 и 2 1/2 пенса. Но продавались они по двенадцатикратной цене (вместо пенсов за шиллинг, английская монетная система в те годы была – 1 шиллинг= 12 пенсов).

Благотворительная надбавка (разница в стоимости) в Виктории предназначалась на организацию больницы для бедных, а в Новом Южном Уэльсе – на строительство специальной больницы для лечения больных туберкулезом.

302.JPG
301.JPG
На марках Виктории упоминаний о благотворительном характере выпуска не было, напечатан лишь почтовый номинал, а продажная стоимость (12-кратная) не обозначалась

303.JPG306.JPG

На марках же Нового Южного Уэльса имеются особый текст, стоимость почтового сбора и продажная цена

Спустя три года, в 1900 году в Виктории было издано еще две почтово-благотворительные марки. Их выпуск был связан с англо-бурской войной 1899 – 1902 годов. Эти выпуски также продавались по двенадцатикратной цене, а разница направлялась в фонд помощи пострадавшим от военных действий.

307.JPGСледует сказать, что коллекционеры не очень любят марки с наценкой. Впервые компания осуждения таких марок поднялась сразу же после выпуска «госпитальных» марок. Была даже организована попытка бойкота этих марок. И действительно, повод для возмущения был, так как благотворительная наценка «госпитальных» марок составляла 1100 процентов. Однако, несмотря на все протесты, подобные марки стали появляться  все чаще и чаше. Поначалу почтово-благотворительные марки могли использоваться лишь для оплаты внутренних отправлений, и только в 1920 году они были разрешены Всемирным Почтовым Союзом и для международной корреспонденции.

Учитывая растущую популярность коллекционирования почтовых марок  почтовые администрации ряда стран стали очень злоупотреблять  чрезмерным количествам таких выпусков и необоснованно высоким суммам сборов на благотворительные цели. Так, в 40-е годы в Бельгии, Люксембурге, Франции количество почтово-благотворительных эмиссий составляло более 50% от общего числа изданных. А бельгийская марка 1945 года, посвященная послевоенному восстановлению экономики, установила своеобразный рекорд: при почтовом сборе в 1 франк надбавка составила 30 франков.

319.JPGПонимая, что такие «поборы» не могут долго продолжаться, и, зная характер коллекционеров, многие почтовые администрации стали выпускать почтово-благотворительные марки уменьшенными по сравнению с тиражами обычных эмиссий .

Защищая интересы коллекционеров, ФИП вынуждена была принять ряд решений, направленных на ограничение таких изданий. Так, сумма дополнительного сбора на благотворительные цели не должна превышать 50% от номинала.При нарушении этого условия благотворительный выпуск заносится в «черный» список ФИП со всеми вытекающими отсюда последствиями. И почтовым властям пришлось умереть свои аппетиты.

К классическим маркам с доплатой относятся ежегодные выпуски Швейцарии “PRO JUVENTUTE” (В пользу молодежи), первый выпуск которых состоялся в 1913 году и “PRO PATRIA” (В пользу отечества). Регулярные ежегодные выпуски подобного характера издают в Голландии, Бельгии, Германии и других странах. В настоящее время подобные выпуски стали довольно популярными у коллекционеров. 

Все знают высокий уровень спортсменов Германии. На соревнованиях любого уровня они всегда добиваются очень высоких успехов. Не исключено, что большой вклад в успехи германского спорта вносит и филателия, регулярно выпускающая почтово-благотворительные выпуски марок «В пользу спорта» ( FUR DEN SPORT, OLIMPISCHE SPIELLE). Регулярные выпуски марок по теме «Красный крест» выходят во Франции.

308.JPG

Еще одна тема, не вызывающая больших нареканий – это олимпийские выпуски марок с доплатой, которые выпускает страна-организатор Олимпийских игр. 

305.JPGВ 1914 году в России были выпущены почтовые марки с надбавкой к их номинальной стоимости, предназначенной «В пользу воинов и их семей». О выпуске благотворительных марок ходатайствовало женское патриотическое общество России и Скобелевский комитет. После выпуска марок с доплатой в России была проведена беспрецедентная рекламная акция. Во всех местах, где продавались марки, было вывешено объявление: «Почтовые патриотические марки Императорского женского патриотического  общества в пользу сирот продаются здесь. Патриотические почтовые марки 1, 3, 7 и 10 коп достоинством принимаются для оплаты всякого рода корреспонденции (простой, заказной, бандеролей и проч.) наравне с  обыкновенными почтовыми марками. Патриотические марки продаются с надбавкою только одной копейки на каждую марку. Чистый доход вырученный, от сей надбавки, поступает в пользу сирот воинов». Следует отметить, что марка номиналом 7 копеек в продажу не поступила. Дело в том, что в этот момент сменились почтовые тарифы. Почтовый тариф на простое иногороднее письмо был повышен с 7 до 10 копеек. Эти марки впоследствии были проданы филателистам, а в гашеном виде они не встречаются.

В 1920 –1921 год небывалая засуха поразила многие районы России. Жестокий неурожай принес голод в страну. Требовались значительные денежные средства для закупки продовольствия. 16 августа 1921 года в газете «Известия» было опубликовано письмо одного московского филателиста: «Будучи уже много лет коллекционером иностранных и русских почтовых марок, позволю себе предложить меру, могущую дать значительные суммы для оказания помощи голодающим, а именно: выпустить в продажу с повышенной ценой особые почтовые марки». Предложение было принято, и в конце 1921 года вышла серия марок из четырех марок «Помощь голодающим». Все марки имели продажную цену 2250 рублей, из которых 2000 рублей шли в фонд Помгола (комитет помощи голодающим). Вслед за этой серией в 1922-1923 годах вышли еще несколько серий с доплатой.

Первый выпуск марок «В помощь голодающим» (декабрь 1921) интересен еще и с технической стороны. Фабрика Гознака изготовила марки четырех цветов. Впервые был применен нетрадиционный полиграфический прием совмещения, т.е. марки первого выпуска Помгола печатали вместе со стандартными марками в следующих сочетаниях: синие со стандартными марками номиналом 250 рублей, зеленые – с марками номиналом 300 рублей, коричневые – с марками номиналом 200 рублей и красные – с марками номиналом в 1000 рублей. Причем на каждом листе помещалось по 100 экземпляров стандартной марки и только 8 экземпляров марки «В помощь голодающим».

11_111_2.jpg

11_111_3.jpg

 

После печати рабочие типографии отделяли марки Помгола от марок стандартного выпуска и в таком виде они поступали в продажу. Таким образом, при печати благотворительных марок свою посильную помощь внесли и рабочие Гознака. Тираж был напечатан на полях стандартного выпуска и без дополнительной оплаты труда печатников. На выставке «СССР – Франция» в 1975 году посетители могли видеть большую редкость - две неразрезанные вырезки из листов в коллекции французского филателиста М.Липшюца.

  После 1923 года Советский Союз не издавал почтово-благотворительные марки до момента выхода первой предолимпийской серии, посвященной Олимпиаде-80. Зато многочисленные олимпийские выпуски марок с наценкой значительно облегчили карманы филателистов. Чего стоят только 30 марок серий «Золотое кольцо» с номиналами 1 рубль + 50 копеек. По ценам 1980 года это были достаточно солидные деньги.

Оглавление      000.JPG

Разработка «Наш ГОРОД»