![]() |
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам | |||||||||||
Знакомство с филателией / Доплатные марки
Во-первых, следовало учесть, что за неоплату или неверную оплату корреспонденции отправителем, получатель обязан был оплатить разницу по другому тарифу. Обычно штрафной тариф был в два раза больше обычного. Во-вторых именно для того, чтобы доказать клиенту оправданность неверного тарифа и необходимость доплаты и применяются доплатные марки, которые обязательно должны отличаться от марок общего назначения. Обычно доплатные марки наклеиваются на почтовое отправление с неправильной франкировкой, а получатель вносит стоимость доплаты наличными деньгами.
Известно, что доплатные почтовые марки впервые были введены во Франции в 1859 году. Затем их стали использовать в Германии (1862), Италии (1863), Голландии и Бельгии (1870) и т.д. Выпускаются они во многих странах и в настоящее время. В одних странах они называются «порто-марками», в других «такса-марками», но их назначение одинаково – оплачивать полностью или частично не оплаченную корреспонденцию.
Однако не все страны выпускают доплатные марки. Некоторые из них используют почтовые марки общего назначения, меняя их статус с помощью надпечатки или фигурной перфорации в виде буквы «Т» (“Taxe”).
Известен достаточно курьезный случай, когда отсутствие доплатных марок на почте в Болгарии чуть не привели к беспорядкам. Случилось это в конце 1901 года в городе Рущуке (в настоящее время Русе). На почтамте Софии кончился запас доплатных марок и почтовая администрация Болгарии приказала временно, вместо доплатных марок, использовать обыкновенные почтовые марки. Однако население города Рущука категорически отказывалось оплачивать неправильную франкировку писем, на которых не было доплатных марок. Под эту неразбериху некоторые граждане даже резко увеличили свою почтовую переписку, причем старались максимально недоплачивать за пересылку. Почта города начала нести финансовые убытки. Начальник почты пробовал ввести специальные квитанции для указания суммы доплаты – население города посчитала это произволом, и опять отказалось платить. И только тогда, когда почтовое ведомство стало ставить на обычных марках символ доплаты – букву “T”, население смирилось, и конфликт был улажен. Сообразительный филателист стал сам себе отправлять неоплаченные бандероли с кирпичами. Стоимость пересылки такой бандероли доходила порой до 10 долларов. Несчастные почтальоны доставляли эти бандероли, а коллекционер получал желанные марки. Однако многократные жалобы почтальонов привели к тому, что однажды к нему пришла официальная бумага, в которой содержалось требование получать свои бандероли на почтамте и доставлять их домой самостоятельно. Филателист согласился и на эти «драконовские» условия. Таким образом, он накопил немалое число редких марок, которые впоследствии выгодно продавал торговцам почтовых марок. Однако на этом эта история не кончается. Прошло много времени и оказалось, что доплатные марки малых номиналов встречаются гораздо реже, чем описанные нами марки. Оказалось что увлекшись поиском редких марок высоких номиналов, коллекционеры начисто забыли о марках маленьких номиналов. Ну а судьба почтовых марок у населения довольно печальна. Чаще всего они просто выбрасываются вместе с конвертом. В результате самой дорогой доплатной маркой США стала марка номиналом 3 цента. Ее цена по каталогу Скотт-2008 составляет 21500$. Земская почта России использовала доплатные (долговые – по терминологии земской почты) очень часто. Земская почта являлась продолжением государственной почты. Однако в работе земской почты были известные ограничения. Государство установило зону деятельности земской почты – только один уезд. В результате, если письмо отправлялось из глубинки одной губернии в отдаленное место другой, то на нем, скорее всего, появлялись почтовые марки земства – отправителя, марки государственной почты и долговые марки (или штампы) земской почты – получателя.
О нестандартном случае было доложено начальству, и в результате были сделаны изменения в почтовых правилах. «Главное управление почт и телеграфов о порядке пересылки доплатной корреспонденции на Высочайшее Имя, сообщило, что не вполне и вовсе не оплаченная корреспонденция на Высочайшее Имя, подаваемая на почту, не должна быть принимаема; такая же корреспонденция, вынутая из почтового ящика, должна быть отослана по назначению, но без наложения доплатного штемпеля» («С.-Петербургские ведомости» 29.07.1897 г.).
Немецкий журнал «Михель- Рундшау» (1996, № 2) поведал миру о том, что британская почта меняет систему взимания доплаты. Она отказывается от применения доплатных марок, ставших уже привычными в этой стране с 1914 года. Вместо этого адресат недостаточно франкированного почтового отправления получит от обслуживающего его отделения карточку-извещение с указанием недостающей суммы. Затем он может: наклеить на карточку марки на нужную сумму и отправить ее обратно обслуживающему почтовому отделению; выкупить задержанное отправление непосредственно в самом отделении... или просто проигнорировать извещение, но в этом случае отправление по истечении установленного срока будет возвращено отправителю. Таким образом привычные доплатные марки с изображением короны св. Эдуарда и надписью «То рау» («Доплатить») должны исчезнуть с почтовых отправлений. В СССР первые доплатные марки вышли в декабре 1923 года, однако они применялись очень короткое время. В настоящее время, в России доплатные марки не применяются. При неверной франкировке почтового отправления, почта возвращает его отправителю со штампом «Доплатить ____ ». В небольших населенных пунктах России поступают еще проще. Неправильно оплаченное письмо возвращается отправителю с сопроводительным ярлыком, где работник почты указывает сумму доплаты, ставит свою подпись и календарный штемпель.
Новоселов В.А. | 30.10.2008 |