![]() |
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам | ||||||||||||||||
Знакомство с филателией / Безноминальные марки
Безноминальные марки известны филателистам уже очень давно. Например, австрийские газетные «Меркурии» (1851 год) не имели напечатанного номинала, вместо которого выступал цвет марки.
Время от времени, из-за серьезных экономических трудностей, эти марки появлялись в самых различных странах. Например, в России (РСФСР) первыми марками без номинала была серия видов транспортов, выпущенная в ноябре 1922 года в пользу голодающих. Они не имели номинала, хотя продавались по цене 25 рублей в денежных знаках 1922 года. Дело в том, что из-за высокой инфляции в РСФСР того времени, нельзя было предугадать значения почтовых тарифов и значит цену, по которой следовало их продавать Но самые массовые выпуски безноминальных марок начались в 80-х годах XX ека. В 1975 году в США, при подготовке традиционной рождественской серии, издатели встали в тупик. Дело в том, что почтовое ведомство США подготовила введение новых тарифов. Пока предложения почтовиков рассматривалось в соответствующих правительственных инстанциях, типография просто не знала, какой номинал должен стоять на почтовых марках. Следует сказать, что тиражи почтовых марок США очень велики и измеряются сотнями миллионов экземпляров. Напечатать такое количество марок, разослать их по всем почтовым отделениям страны требовало значительного времени. Рассмотрение предложений почты США о тарифах затянулось, и жители США могли остаться без новых марок к Рождеству. А это было уже недопустимо, ведь рождественские марки в США стоят в одном ряду с традиционной индейкой, без которой празднование Рождества просто невозможно. Под давлением этих обстоятельств было принято беспрецедентное решение о выпуске рождественской серии почтовых марок без обозначения номинала. Марки должны были продаваться по тарифу, который будет действовать на момент выхода серии в обращение (На момент выхода серии тариф еще не сменился, и марки продавались по цене 10 центов). Так появилась эта интересная рождественская серия. Прошло немного времени, и в 1978 году тарифы в США было решено увеличить в очередной раз. Чтобы не попасть вновь в неопределенную ситуацию, было принято очень мудрое решение выпускать стандартные почтовые марки, на которых номинал заменен буквами, и которые предполагалось продавать на тех же условиях, что и рождественскую серию 1975 года, т.е. по тарифу, действующему в момент выхода почтовых марок в обращение. Так появилась первая литерная почтовая марка "А"(продавалась по цене 15 центов). Однако здесь появилось новая проблема. Почтовые тарифы в США начали меняться с невероятной быстротой. Как результат этого вскоре появилась марка с литерой «В» (18 с), «С» (20 c), «D» (22 c), «Е» (25 c), «F» (29 c), «G» (32 с), «Н» (33 с) и т.д. Но тут появилась проблема, что же будет с этой идеей в будущем, когда кончатся все буквы алфавита? С одной из литерных марок («G») произошло даже не очень маленькое недоразумение, которое вылилось в большую проблему для некоторых невнимательных почтовых служащих. Один американский филателист, служащий медицинского центра в Сиу-Фоллс в Южной Дакоте, среди писем заметил конверт с маркой «G» с обратным адресом: Ресин, Висконсин. Марка была погашена в почтовом центре в Милуоки, в котором обрабатывается почта не только этого города, но и окрестных небольших городков. Не имея сведений о выпуске такой марки, внимательный филателист провел небольшое расследование, которое показало, что этот единственный экземпляр, обнаруженный филателистом, был частью ленты из ста марок, что все марки были проданы по 29 центов, и ни почтовые служащие, ни покупатели не заметили на них буквы «G». Случаи продажи марок до положенного для них дня выпуска вообще-то известны филателистам. Но это был первый курьез с литерными марками. Дело в том, что на марке «G» изображен американский флаг – «Old Glory», который встречается на многих стандартных американских марках, и поэтому никто не заметил ошибки. Так филателисты получили интересный коллекционный материал, а почтовые служащие, допустившие такое, большие неприятности. А эти неприятности избежать было очень трудно. Дело в том, что почтовая администрация США чрезвычайно намудрила с выпуском марки «G». Было выпущено множество разновидностей этой марки, причем сложность для почтовиков заключалась в том, что под похожим видом скрывались марки, имеющие различное назначение, и, следовательно, разную цену продажи. Марки с надписью «For US addressed only» продавались по 32 цента, с надписью «Postcards Rate» видов – по 20 центов, с надписью «First – Class Presort» 25 центов, а с надписью «Nonprofit Presort» стоили 5 центов. Посмотрите на эти марки и посочувствуйте бедным американским почтовикам.
Идею американской почты подхватила почта Украины. Однако там условный номинал марок был привязан к курсу доллара (Э (перевернутая) - 0.66 USD; Ж - 0.49 USD; N - 0.30 USD; P - 2.00 USD; R - 0.75 USD) и тарифам. В результате не хватило букв кириллицы и начали использоваться даже буквы латинского алфавита. Работникам украинской почты можно только посочувствовать. И все же американский опыт понравился. Очень многие страны стали применять литерные почтовые марки. Однако большинство стран поступили несколько умнее американской почты. Мировая практика показала, что почтовые администрации выпускают такие марки, как правило, в период смены тарифов на пересылку корреспонденции. В отличие от почтовиков США, в России и ряде других стран поступили гораздо проще. Выпущенные массовым тиражом безноминальные знаки почтовой оплаты, просто переоцениваются при смене почтовых тарифов. В этом случае не нужно делать новый тираж. В России, например, существуют безноминальные цельные вещи только с двумя литерами: «А» - для отправки закрытого письма, весом до 20 грамм и «В» - для оплаты пересылки почтовой карточки. Для отправки корреспонденции, вес которой превышает 20 грамм, доплаты за заказ, оплаты зарубежной корреспонденции используются почтовые марки «классического типа». В XXI веке почта России начала выпускать праздничные маркированные конверты нового типа. На них, кроме праздничного оформления самого конверта, напечатана почтовая марка с литерой "А". Особенность этой марки заключается в том, что ее изображение резко отличается от стандартной литерной марки. Возможно, это начало новой области коллекционирования.
Вот несколько примеров (обо всем многообразии безноминальных марок в короткой статье написать невозможно) особенностей применения безноминальных марок в других странах. В Швеции вышли в обращение почтовые марки без указания номинала. Вместо этого на них есть надпись, определяющая тип почтового отправления, для оплаты которого марка предназначена: Brev – внутреннее письмо 1-го класса, Ekonomibrev – внутренне письмо 2-го класса.
Новоселов В.А. | 30.10.2008 |