Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



Optionsworld.ru
Фьючерсы optionsworld.ru.
optionsworld.ru
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Знакомство с филателией /

Земские марки России

Оглавление

В семидесятых годах XVIII века, Екатерина II решила продолжить петровские реформы введением единообразной и довольно эффективной системы местного управления. В духе идей Просвещения она отказалась от попытки управлять всем из столицы. Губернская реформа, проведенная в 1775 году, привела к существенной децентрализации власти. Значительная часть дел перешла в компетенцию местных властей. Эта мера себя оправдала: екатерининские губернии, уезды, в общем, дожили до 30-х годов XX века, во многом благодаря земству. 

До отмены крепостного права у правительства был некоторый опыт ведения местных дел. Оно получило его в уездах и губерниях с преобладанием государственных и удельных крестьян. Царская бюрократия первоначально имела намерение приспособить этот механизм управления к условиям, созданным после 19 февраля 1861 г. Однако это оказалось безнадежным делом: опыт ведения местных дел сугубо бюрократически, через чиновников был крайне неудачен.

Однако и после царского указа работа над законопроектом шла медленно и туго. По этому вопросу созывались комиссии, приходили и уходили их председатели, время шло, а разногласиям в верхах не было конца. Главным пунктом споров оказалась та самая линия разграничения, которая отделяла хозяйственные дела губерний и уездов от политических, общегосударственных вопросов. До самого последнего момента никто не мог с уверенностью сказать, какой окончательный вид примет закон о земстве. В конце концов, Александр II потребовал, чтобы разработка закона была завершена к началу 1864 года. Это указание было выполнено, и 1 января 1864 года Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Принятие «Положения о земских учреждениях» не означало одновременную и повсеместную организацию местного самоуправления. Царская администрация препятствовала распространению земств на окраины России. В этом деле она придерживалась довольно четкой линии: поскольку вообще не удалось избежать местного самоуправления, следовало вводить его в губерниях с явным преобладанием помещичьего землевладения.

В 1865 г. земские учреждения открыли свою деятельность в 19 губерниях: Самарской, Пензенской, Костромской, Новгородской, Херсонской, Псковской, Курской, Ярославской, Полтавской, Черниговской, Московской, Харьковской, Казанской, Санкт-Петербургской, Рязанской, Воронежской, Калужской, Нижегородской и Тамбовской.

В 1866 г. земскими стали еще 9 губерний: Смоленская, Тверская, Тульская, Симбирская, Орловская, Владимирская, Саратовская, Екатеринославская и Таврическая. Затем открытие земских учреждений замедлилось: в 1867 г. они появились только в 2 губерниях – Вятской и Олонецкой, в 1869 г. – в Бессарабской, в 1870 г. – в Вологодской и Пермской и в 1875 г. – в Уфимской губернии. В 1876 г. правительство решило дать земскую форму управления Области Войска Донского, первому казачьему войску империи, но вскоре отказалось это делать из-за решительного протеста казачьих верхов. В 1882 г. земства там были упразднены. Итак, за 11 лет земства были созданы в 34 губерниях исключительно европейской части России.

1872. Мясоедов Г.Г. "Земство обедает".

В правительственных кругах существовало мнение, что земские учреждения являлись не органической частью административного аппарата; а неким придатком к нему. Круг деятельности земств был строго ограничен. Закон отводил им решение вопросов исключительно местного хозяйства: они ни в коем разе не должны были выходить за установленную границу.

Сразу же после возникновения земства приступили к разнообразной деятельности. Согласно закону, земские функции делились на обязательные и необязательные.

В первую группу, попали дела, которые были обременительны для государства, и оно охотно переложила их на плечи местного самоуправления. Это – содержание арестантских помещений и квартир для чинов полиции, этапная повинность, устройство и ремонт больших дорог, выделение подвод для разъездов полицейских, и жандармов и других государственных чиновников, содержание мировых посредников и судей. Эти повинности нужны были правительству, и поэтому для земских учреждений считались обязательными.

Кроме того, земствам поручались также занятия, которые трудно было вести из центра: страхование сельскохозяйственных построек от пожара, содержание городских больниц и богаделен, ремонт мостов и дорог, продовольственная помощь населению. Они считались для земства в некотором роде факультативными, необязательными делами. Более того, в проекте «Положения» даже не упоминалось о таких сферах деятельности, как народное образование, медицина, ветеринария. Все это было включено в компетенцию земств лишь после обсуждения проекта Государственным советом, к тому же в формулировке нарочито туманной, нечеткой, оставляя возможность для вмешательства государства в деятельность земств. В конечном счете, к необязательным функциям была отнесена работа:

- по оказанию врачебной помощи населению;

- организации народного образования, точнее, его хозяйственной части (наем помещений для школ, их отопление, обеспечение учебниками и материалами, содержание учителей);

- созданию ветеринарной службы, содействию сельскому хозяйству, устройству дорог, почты и др.

801.jpg
01.12.1866. Первая земская марка России. Верхнеднепровский уезд Екатеринославской губернии.

Во второй половине шестидесятых годов XIX века столетия, центр местной административно - хозяйственной: работы перешел в уезды. Очень скоро земские органы стали ощущать отсутствие достаточной почтовой связи в пределах своих уездов. Общегосударственные почтовые учреждения имели свои конторы и отделения, главным образом, в городах, а почтовая связь с селениями внутри уезда поддерживалась через имевшиеся в уезде в незначительном количестве волостные или сельские отделения государственной почты. Для того, чтобы поддерживать связь с остальными частями уезда, нужно было ехать на лошадях 40 – 50 верст. Существующая система не годилась совершенно, и этим была вызвана потребность в учреждении земской почты.

По действовавшим тогда законам, организация почты составляла монополию государства и всякая организация, конкурировавшая с государством в этом отношении, преследовалась в уголовном порядке. Но так как прямой конкуренции государственной почте земская почта не оказывала, ведь она фактически являлась лишь ее продолжением, то почтовое ведомство не очень препятствовало развитию местной почты, организуемой земством.

До 1870 года земская почта действовала как бы вне закона, но государство закрывало на это глаза. В результате к 1870 году земская почта действовала уже более чем в двадцати уездах. Но такое положение долго не могло продолжаться, государству нужно было решать, либо узаконить земскую почту или отменить ее и развивать собственную сеть. В результате государство пошло на изменение законодательства.

5 сентября 1870 года последовало разъяснение министерства внутренних дел по почтовому департаменту, основанное на указе сената от 27 августа того же года, о легализации земской почты. По этому распоряжению земским учреждениям предоставлялось организовывать местную почту.

Земства могли организовывать доставку почты из государственных почтовых учреждений в разные места уезда и из находящихся в пределах уезда селений доставлять корреспонденцию для дальнейшей переотправки по государственной почте, а также организовывать почтовое дело по доставке корреспонденции в тех местах уезда, которые лишены почтовых сообщений.

Организуемая земствами почта должна была принимать на себя ответственность за правильную доставку корреспонденции, получаемой его от государственной почты для сдачи адресатам в пределах уезда. По закону « почта могла бы быть организуема лишь в пределах одного уезда без права пересылки корреспонденции земскими средствами из одного города в другой. Земской почте предоставлялось иметь свои марки при условии, чтобы они отличались от марок государственной почты, и земские почтальоны не должны были иметь на своих сумках эмблемы государственной почты – почтовых рожков».

Земские марки первоначально изготовлялись местными типографиями и литографиями и по своей форме и рисункам представляются весьма разнообразными. В числе земских марок встречаются марки таких форм, которые вообще не встречались до тех пор в мировой филателии. Это марки в виде вертикального или горизонтального ромба (Егорьевск, Псков, Рязань), в виде вырубленного из бумаги овала (Весьегонск, Луга) или круга (Касимов).

802.jpg 803.jpg 804.jpg

805_1.jpg 806_1.jpg 807_1.jpg

В некоторых уездах сюжет рисунка марок был подражанием иностранным маркам. Так, в Грязовецком и Сапожковском уездах изготовлялись марки, подражавшие маркам швейцарским, баварским, венгерским и другим. Но как видно из иллюстраций качество земских «подражалок» значительно проигрывает по сравнению с оригиналом.

808.jpg 809_1.jpg 810.jpg
811.jpg 812.jpg

Изготовление земских марок со стороны рисунка было ограничено лишь одним требованием, чтобы марки не были подражанием государственным почтовым маркам. Поэтому, когда в начале появились даже довольно мало похожие на общегосударственные почтовые знаки марки Мелитопольского уезда, они были конфискованы (поэтому первые 2 номера Мелитопольского уезда довольно редки). Но впоследствии к этому относились уже более терпимо, и можно было уже наблюдать весьма похожие на государственные – марки Лаишевского, Бугульминского и Бугурусланского уездов.

816.jpg

813.jpg

815.jpg

814.jpg

Россия. Мелитопольский уезд. Бугульминский уезд. Лаишевский уезд.

Земские учреждения были введены по Положению 1864 года в 36 губерниях, где имеется всего 371 уезд. Из числа этих губерний земская почта, оплачивавшаяся почтовыми марками, была организована в 33 губерниях, но из имеющихся в этих губерниях 345 уездов земские знаки почтовой оплаты курсировали всего в 162 уездах.

Если судить только по обращавшимся в уездах земским маркам, то полностью в свое время земскою почтою обслуживались лишь две губернии – Херсонская и Пермская. Можно отметить хорошое развитие земской почты   в северных губерниях Вологодской, Вятской, Новгородской и Псковской.  К этому списку  можно отметить  Воронежскую, Екатеринославскую, Курскую, Московскую, Полтавскую, Рязанскую, Самарскую, С.-Петербургскую, Саратовскую, Тамбовскую Тверскую, Тульскую и Харьковскую, в которых наблюдалось также значительное количество уездов с обращавшимися в них земскими марками.

А из уездов, где были выпущены почтовые марки, рекордсменами являлись Богородский уезд (выпущено 150 основных номеров), Грязовецкий (122), Полтавский (94), Белозерский (85) и Лохвицкий (75).

Уездные земства, в подавляющем большинстве случаев, выпускали марки только для нужд почтового обращения. В 84 уездах было выпущено менее 10, а еще в 38 уездах - менее 20 почтовых марок.


Но нет правил без исключения. Исключением являются земские почты Полтавского и Лохвицкого уездов Полтавской губернии, где во главе почтового дела стоял известный филателист П. П. Ганько. (Павел Петрович Ганько был председателем губернского земского собрания ) В этих уездах было сделано большое количество выпусков марок, совершенно не оправданное потребностями почтового обращения.

Таким образом, создавались искусственные редкости, а тиражи марок уменьшались, чтобы иметь возможность осуществить новое издание. В Лохвицком уезде среди надпечаток, сделанных в связи с недостатком запаса марок мелких номиналов, есть и чисто спекулятивные выпуски, например: 5 коп. на 3 коп. – синяя (№ 25).

С первых же лет появления земских почтовых марок и штемпельных конвертов у русских и зарубежных филателистов возник к ним интерес. Свои коллекции они пополняли, выписывая из уездов земские знаки почтовой оплаты и штемпельные конверты. Обычно коллекционер высылал земской уездной управе денежную сумму, а та снабжала его коллекционным материалом. Иногда эти расчеты производились с большой скидкой от номинальной стоимости, а то и совершенно бесплатно.

Например, как видно из финансовых отчетов Белозерской уездной управы Новгородской губернии в 1878 году, «собирателям взамен уступки против номинальной цены отослано марок 341 штука на 6 руб. 82 коп.», а в 1882 – 1883 годах «уступлено коллекционерам бесплатно и за полцены: 391 земская марка коллекционеру Зиверт и 310 марок – коллекционеру Буркгардт».

В документах Глазовской уездной управы Вятской губернии, датированных 1888 и 1892 годами, приводятся суммы, полученные за проданные коллекционерам «старые земские марки». Подобные сведения содержатся и в документах Тульской, Старобельской, Белозерской и других уездных земских управ. Многочисленны и сведения о продаже коллекционерам штемпельных конвертов земской почты. Об этом упоминается в документах Тульской, Сорокской, Тотемской и других уездных управ.

Наряду с этим известны случаи, когда отдельные земские управы (в частности, Алатырская, Симбирской губернии) категорически отказывались посылать коллекционерам земские марки, мотивируя свои действия местным назначением земских знаков почтовой оплаты. Впоследствии это стало одной из причин чрезвычайной редкости не которых марок.

Продажа филателистам земских почтовых марок и штемпельных конвертов в начале 900-х годов достигла значительных размеров. И многие уездные управы суммы, вырученные от этой операции, использовали на содержание земской почты.

В частности, Полтавский, Белозерский, Грязовецкий, Соликамский, Лохвицкий, Краснинский (почти все они в списке "рекордсменов") и другие уезды ежегодно выручали от продажи своих марок несколько сот рублей.

Чтобы подтвердить это, обратимся к докладам о деятельности земских почт Полтавского и Белозерского уездов. В 1906 году Полтавская уездная управа сообщила земскому собранию, что «по получении новой партии марок они в значительном числе закуплены коллекционерами», а в 1909 году, что «изготовленные юбилейные марки раскупили коллекционеры».

Такое же сообщение было сделано и Белозерской уездной управой на земском собрании в 1914 году: «выручка (от продажи земских марок) значительно поднялась. Два коллекционера закупили их на 296 рублей».

Но не только филателисты покупали на корню земские марки и штемпельные конверты. Гораздо больший интерес к ним проявляли торговцы коллекционными материалами, и в частности Кербер, который имел своих агентов в Москве и Харькове, а также Эрбе, живший в Риге. Нет почти ни одной уездной управы, в финансовых документах которой за 70 – 90-е годы прошлого столетия не содержались бы сведения о продажи этим скупщикам штемпельных конвертов, марок старых выпусков и текущего филателистического материала. Например, у Тульской уездной управы с 1873 по 1880 год Кербер закупил около 2000 штемпельных конвертов. В 1876 году он же в Старобельском уезде Харьковской губернии купил 1112 штук земских марок «с уступкою 10%» и т. д.

Так за счет продажи почтовых марок земства поправляли свое финансовое положение, причем без необходимости оказания услуг, а коллекционеры свои коллекции.

Учитывая этот интерес коллекционеров и планируя свой интерес в в Краснинском уезде Смоленской губернии, были сделаны разновидности красивых юбилейных марок 1912 года на бумаге разных цветов, с углами разного цвета и умышленно уничтоженными цифрами в углах (№№ 15 – 21 и 27 – 30 по каталогу Чучина). Причем эти марки вышли как с перфорацией, так и без перфорации.

817.jpg 818.jpg 819.jpg
820.jpg
821_1.jpg 822_1.jpg
823.jpg 824.jpg

Земская почта оставила филателистам несколько любопытных для того времени знаков почтовой оплаты, о которых стоит рассказать подробнее. Это марки с талонами, служебные и специальные знаки почтовой оплаты. Марки с талонами выпускались в Котельническом уезде Вятской губернии. Она разделялась на две части, разделенные узорным бордюром. При приеме письма, приемщик заполнял левую часть марки и отдавал ее клиенту в качестве квитанции, а правая часть марки наклеивалась на конверт. Подобные марки-квитанции очень редко встречаются в истории мировой филателии.

825.jpg

По такому же принципу были выпущены марки Задонского уезда Воронежской губернии. А вот почтовые марки Лубенского уезда Полтавской губернии были выпущены без квитанции, но с местом для номера на самой марке. При приеме письма приемщик ставил номер на марке, а затем в журнале регистрации.

В Тираспольском уезде (Херсонская губерния) были выпущены специальные бесплатные служебные почтовые марки (для казенных пакетов), подобные же марки для населения были так и обозначены (для частных пакетов и писем).

826.jpg 827_1.jpg

Так как сфера действия земской почты ограничивалась пределами уезда, но с другой стороны она являлась продолжением почты государственный, то корреспонденция поступившую через государственную почты она должна была доставить по назначению. Тут и выяснилось, что есть потребность в выпуске марок доплатных (Богородск). А для того, чтобы отличить доплатные марки от обычных в Богородском уезде стали выпускать специальные марки (долговая – доплатная и оплоченная – обычная). Выпускались доплатные марки и в других уездах.

828_1.jpg 829.jpg 830_1.jpg 831.jpg

Но все интересное когда-то кончается. Почтовые власти для усиления контроля выпуска земских марок стали настоятельно рекомендовать размещать заказы земств в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ). Первый такой выпуск состоялся в 1884 году. С одной стороны качество марок стало значительно лучше, резко уменьшилось количество разновидностей. Но с другой стороны, земские марки мгновенно потеряли свою оригинальность и стали более "стандартными", т.к. ЭКЗБ начала использовать всего несколько типов, меняя только название уезда, его герб и номинал, да "играя" на цветовой гамме.

832_1.jpg 833.jpg 834_1.jpg 835.jpg

Оглавление

Разработка «Наш ГОРОД»