Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



Gk-inteh.ru
Замеры сопротивления изоляции gk-inteh.ru.
gk-inteh.ru
Гостиница псков на сайте
Смотрите информацию гостиница псков на сайте.
myhotelpiligrim.ru
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Знакомство с филателией /

Марки Парижской Коммуны

 Оглавление


712.jpgПосле победы в Австро-прусской войне 1866 года Пруссия стремилась объединить все германские земли под своей эгидой, а так же ослабить Францию. Франция в свою очередь пыталась исключить возможность образования единой и сильной Германии. Формальным поводом к войне стали претензии на испанский престол, которые выдвинул родственник Вильгельма Прусского Леопольд Гогенцоллерн.

Наполеон III повел агрессивную политику по отношению к Пруссии, окончившуюся войной. Война ярко обнаружила всю непрочность империи. С самого же начала она приняла крайне неблагоприятный для Франции оборот, и 2 сентября 1870 г. сам Наполеон с целой армией сдался в плен пруссакам.

Эта катастрофа французской армии при Седане послужила толчком к сентябрьской буржуазной революции 1870 г. 4 сентября 1870 года была провозглашена республика. К власти пришли буржуазные республиканцы, объявившие себя «правительством национальной обороны». Новое правительство вместо того, чтобы мобилизовать силы народа для отпора пруссакам, стремилось во что бы то ни стало заключить мир. Между тем, враг, заняв значительную часть страны, 17 сентября 1870 года прусские войска осадили Париж. Правительство третьей республики добилось своего, заключило 28 января 1871 г. с пруссаками перемирие, а в феврале того же года подписало Версальский договор.

Как только стало известно о подписании мира и предстоящем вступлении в столицу неприятельских войск, в Париже начались волнения. Отряды национальной гвардии, состоявшей, в основном из рабочих и ремесленников, захватили пушки, снаряды и патроны и приготовились к обороне. Подлинная власть в Париже перешла к Центральному комитету национальной гвардии. Правительство, возглавлявшееся к тому времени Тьером, из страха перед революцией, предприняло попытку разоружить рабочий класс. В ночь с 17 на 18 марта солдаты регулярных войск должны были захватить и вывезти артиллерию национальной гвардии. Попытка не удалась. Сопротивление и противодействие правительственным войскам переросло в стихийное восстание. Правительство бежало в Версаль. Париж поднял знамя коммуны, но столица продолжала оставаться в кольце осады, в котором ее держали теперь совместно пруссаки и версальцы.

Перед Советом Парижской коммуны встала задача восстановления и налаживания в осажденном всех общественных служб, в том числе почтовой связи. В осажденном Париже в обращении продолжали находиться почтовые марки с портретом уже свергнутого императора Наполеона III. Кроме того, была выпущена новая серия почтовых марок с изображением головы Цереры — италийской «богини произрастания плодов» (рисунок первых французских марок 1849 г.), названная впоследствии филателистами «марками осады Парижа». На территории Франции занятой прусскими войсками имели хождения оккупационные почтовые марки.

701.jpg 702.jpg 703.jpg 704.jpg
1871. Наполеон III 1871. Голова Цереры 1871. Оккупационные марки.

Оставляя Париж, бывший генеральный директор почт М. Рамтюн призвал почтовых служащих прекратить работу. Почтовые бюро были закрыты, у них не было транспорта для перевозки почты, за редким исключением не осталось и почтовых марок. Совет коммуны назначил директором почты рабочего А. Тейса, который, энергично взявшись за дело, быстро организовал перевозку и доставку писем в пределах города и принял меры для обеспечения парижской почты марками.  Почтовые конторы, где не было марок, взимали плату за пересылку наличными и ставили на письмах штемпель РР (рогt рауe - сбор оплачен).

Очевидец и историк Парижской Коммуны Лиссагаре писал о событиях того времени после прихода к власти коммунаров: «Директор почты, гравер Тейс, увидел, что вся работа почты дезорганизована, почтовые конторы закрыты, марки спрятаны или расхищены, материалы, штемпеля, кареты украдены, и кассы, разумеется, пусты… . Тейс действовал энергично. Почтовые конторы были открыты, и в течение 48 часов в Париже были восстановлены прием и доставка писем. Ловкие гонцы доходили даже до Сен-Дени и на расстояние до 10 миль вокруг, чтобы бросить в почтовые ящики письма, адресованные в провинцию. Что касается доставки писем в Париж, то она зависела от частной инициативы: были организованы соответствующие частные агентства».

Не имея возможности наладить в условиях осады нормальную почтовую связь с провинцией, Совет коммуны разрешил частным агентствам организовать доставку писем за пределы Парижа, до ближайшей почтовой конторы в провинции и обратно с взиманием за эту услугу особого сбора. Решение о создании таких временных почтовых предприятий состоялось 6 апреля. В объявлении об этом от 26 апреля 1871 года директор почты Тейс и уполномоченный по финансовым делам Журд указали, чтоза пересылку корреспонденции за пределы Парижа государственный почтовый сбор взиматься не будет, а письма, поступающие в Париж извне, должны быть оплачены (дополнительно к взысканному агентством сбору) по городскому тарифу. Пересылка служебной корреспонденции учреждений Коммуны была освобождена от почтового сбора.

Распоряжением от 6 мая был установлен порядок регистрации частных агентств в секретариате Генеральной дирекции почт и вскоре несколько агентств приступили кработе. Некоторые агентства для оплаты своих услуг выпустили специальные марки, которые наклеивались на конверты только краем, а при сдаче писем в государственную почту за пределами Парижа срывались, чтобы нельзя было узнать пункт их отправления. Поэтому конвертов с наклеенными на них марками частных агентств не существует. Встречаются только марки, не бывшие в употреблении.

706.jpg

Информация о деятельности агентства "Лорен", развешенная в общественных местах Парижа

Эти агентства за плату доставляли письма из Парижа в ближайшие почтовые отделения «версальцев», в Сен-Дени или Венсенн. Письма, полученные в филиалах агентств, находящихся в провинции – доставляли в почтовые отделения коммунаров в Париже. Таким образом, эти агентства стали своеобразными посредниками между почтовыми администрациями враждующих сторон. Их деятельность происходила с молчаливого согласия обеих сторон.

Особое внимание филателистов заслуживает история частного почтового агентства «Лорен (Lorin)», деятельность которого официально признавала Парижская Коммуна своим декретом от 26 апреля 1871 года, и которая выпустила, совместно с филателистической фирмой «Мори» шесть марок. Эти марки впоследствии и стали называть «марками Парижской Коммуны». На них изображен герб Парижа, парусник, крепостная стена города и девиз «В него бьют волны, но он не тонет» и буквы «LM», которые обозначали начальные буквы почтового агентства «Лорен» и фирмы «Мори».

Следует отметить, что декретом от 26.04.1871 года  был утвержден проект почтовой марки, однако подрядчику - агенству Лорин пришлось уничтожить почти весь уже отпечатанный тираж, так как почта "по ту сторону баррикад" отказывалась принимать корреспонденцию с наклеенными марками с упоминанием Французской республики. Поэтому было решено отпечатать новый тираж и заменить RF (Республика Франция) на безобидное LM (Лорен Мори),  т.е. чтобы не было ни малейшего упоминания о Коммуне.

600s.JPG 601s.JPG
Марка "из Парижа"  1-го тиража. Марка "из Парижа"  исправленного тиража.

Три марки предназначались для оплаты корреспонденции из Парижа, три - для оплаты корреспонденции в Париж. Причем были свои особенности использования марок из Парижа и в Париж. Марки в обе стороны различались по характеру почтового отправления: «IMPRIME»- печатное издание, «LETTER» - письмо и «CHARGEMENT» - заказная корреспонденция. Марки «из Парижа» имели фиксированный номинал и использовались как марка-квитанция. Они имели, под изображением номинала, горизонтальную перфорацию, на почтовое отправление наклеивалась только часть марки с номиналом, а вторая часть оставалась в агентстве и использовалась для расчетов с властями.

Марки «в Париж» имели несколько другое оформление, в нижней части которого указывался фиксированный номинал, плюс свободное место, куда от руки заносили размер «договорной» доплаты за вручение почтового отправления.

711.jpg 712.jpg 713.jpg
1871. Марки "Из Парижа" 1871. Марки "В Париж"

Занимались доставкой писем и другие частные агентства. Однако о них информации значительно меньше.

gl11_08_2.JPG Вот еще одно известное агентство  которое открыл владелец писчебумажного магазина господин Эд. Моро (Ed. MOREAU). Он распространял через табачные лавки и почтовые конторы Коммуны, специальные конверты, подававшиеся по цене 15 и 25 сантимов в зависимости от веса письма. Для оплаты сбора за пересылку почты за пределы Парижа, он выпустил серию марок номиналами 5, 10, 15 и 25 сантимов с надписью «Парижская коммуна – Агентство Моро».

Для рекламы своих услуг, на конвертах, которые были предназначены для Парижа, клеилась красная этикетка с буквами «МЕ» в центре и надписью «SERVICE POSTAL. PROVINCE & ETRANCER» - (Почтовая служба. Провинция и заграница.).


Следует отметить, что по некоторым сведениям агенство Моро  никаких марок не выпускало, а описанные марки - это фантастика 1880-х годов, выпущенная на волне интереса коллекционеров  к истории Парижской Коммуны. Однако другие специалисты утверждают обратное. Обычно фантастические выпуски, выпущенные специально для коллекционеров, встречаются в продаже достаточно часто. Чрезвычайная же редкость марок агентства Моро скорее всего подтверждает их подлинность.

602_2.JPG 603.JPG 604.JPG 605.JPG
Выпуск Парижской Коммуны агентства Моро

Все эти марки, наклейки и конверты были редкими уже в 19 веке. Причина этому очень короткий период их обращения. Напомним, что они вводились в обращение декретом от 26 апреля 1871 года, а уже 28 мая 1871 года история Парижской Коммуны была завершена. Но главное способ применения: марки наклеивались только краем и за пределами Парижа срывались, чтобы замаскировать пункт отправления.

Не случайно во всех книгах, посвященных маркам Парижской Коммуны, мы видим, в основном, изображения марок агентства «Лорен». Это связано с тем, что один из владельцев агентства Артур Мори (Arthur Maury) был марочным торговцем. Он прекрасно понимал, какой интерес будут иметь марки Парижской Коммуны позднее. Он сохранил типографские клише марок агентства «Лорин» и впоследствии изготовил с них новоделы. Повторяю, практически все подлинные марки были уничтожены во время пересылки. До Второй мировой войны в продаже очень редко встречались письма с этими марками, но скорее всего эти уникальные экземпляры не пережили превратностей войны. Нам же остались только иллюстрации не очень хорошего качества.

LorinCovers.JPG

Уже после падения Парижской Коммуны  были напечатаны фантастические марки  для баллонной почты Парижа, которые  с успехом продавались коллекционерам. На самом же деле баллонная почта Парижа обходилась обычными почтовыми марками. Более подробно об этом можно посмотреть в главе Баллонная почта.

602s.JPG
Фантастическая марка агенства Лорин для баллонной почты Парижа.

В 1907 году фирма Мори была очень солидным предприятием. Кроме торговли марками она выпускала альбомы, каталоги и журнал по филателии. Офис фирмы занимал огромный дом в очень популярном районе Парижа. Как видно из каталога фирмы Мори за 1907 год, она и в те времена успешно торговала новоделами марок агентства «Лорен».


709.jpg

710.jpg

Сведения о частных марках агентства «Лорен» отсутствуют в многих стандартных каталогах. Причина кроется как в их частном характере, так и в том, что оставшиеся экземпляры являются скорее всего новоделами. Однако причина того, что оригинальные экземпляры почти не сохранились достаточна понятна, если вспомнить порядок использования этих марок. Коллекционеры Франции считают за честь иметь любые материалы периода Парижской Коммуны.

Оглавление

Разработка «Наш ГОРОД»