Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



Срочно работа клининг в симферополе.
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

События в марках /

Дети – долгожители «Титаника»

В 2002 году исполнилось 90 лет с момента одной из самых крупных морских катастроф, а именно, гибели океанского лайнера «Титаник». Вполне естественно, что на всех нас обрушился целый поток накопленной информации об этом корабле-легенде. Газеты и журналы, научная и популярная литература, радио и телевидение и, конечно, кино не могли остаться равнодушными к этой всемирно известной трагедии. В нашей стране сейчас наверное трудно найти человека, который не посмотрел одноименный фильм Джеймса Кэмерона с участием замечательных актеров Леонардо Ди Каприо  и Кейт Уинслейт. И что особенно замечательно, в этом фильме мы все увидели затонувшего исполина, снятого нашими российскими глубоководными батискафами «Мир-1» и «Мир-2» на глубине Атлантического океана 3800 метров.

BURIAT.JPG

Конечно, и почтовые ведомства многих стран мира не остались в стороне от этого события. Почтовые марки и буклеты, конверты и карточки, прочие виды продукции были выброшены на филателистический рынок в очень большом количестве. Казалось бы, что нового эта продукция может нам дать на фоне такого мощного информационного потока? Но давайте не спешить с выводами.

Из сотен предметов филателистической продукции, которые имеют чисто конъюнктурный и коммерческих характер, всегда можно «выудить» хотя бы одну ценную вещь, несущую в себе новую и полезную информацию. Это, позволяет нам, филателистам, расширить свои знания о том или ином событии.

pm.JPGТак произошло и в этот раз, мне удалось достать британский конверт первого дня, посвященный 90-летию гибели «Титаника». На этом красочном конверте изображен суперлайнер «Титаник», которого из порта Саутхемптон, Великобритания выводят буксиры в первое и последнее плавание в открытое море. В левой части конверта, изображена подлинная, но подретушированная в цвете, фотография капитана судна Эдуарда Смита, а также штандарт компании-владельца судна «Уайт Стар Лайн». Почтовая марка, с изображением Юнион Джек, погашена памятным почтовым штемпелем Саутхемптона с датой 15 апреля 2002 года, так как именно в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года и произошла эта трагедия. Конечно, сам по себе конверт выполнен на высоком художественном уровне, но н это его главное достоинство. Наиболее ценное то, что на конверте имеется автограф Мильвины Диан (MilvinaDean), самой юной из спасшихся пассажиров с борта злополучного судна в ту роковую ночь.

Titanic.jpg

Думаю, нет никакой нужды анализировать причины этой трагедии, и тем более кого-либо в ней обвинять. Оставим это за рамками небольшого формата данной статьи, тем более по этим вопросам имеется масса исследований, публикаций и суждений, с которыми каждый из нас может легко ознакомиться в специализированной и популярной литературе. Другое дело, настоящий конверт поставил передо мной задачу несколько иного характера, а живы ли еще подлинные участники тех далеких событий, сколько детей было на борту «Титаника» и скольким из них удалось спастись.

Конечно, в этой связи, здесь нельзя не упомянуть героическое поведение мужской части экипажа лайнера и его пассажиров. Когда, после столкновения с айсбергом, всем стало ясно, что этот гигантский корабль погружается в пучину океана, началась всеобщая паника. Но капитан судна Э. Смит отдал очень четкую команду: «В первую очередь в шлюпки посадить женщин и детей» и мужчины выполнили этот приказ беспрекословно. Отцы, посадив детей в шлюпки, отходили в сторону, мужья прощались с женами и расставались с ними навсегда. Как обычно в критических ситуациях, сыграл свою роль чисто мужской менталитет, спасать, в первую очередь, слабый пол и потомство.  

И это не красивые слова, все вышесказанное подтверждает голая статистика:  

Всего на борту
Погибло
Спаслось

Погибших, %

Спасшихся, %
Мужчины
1667
1329
338
79,72
20,27
Женщины
425
109
316
25,65
74,35
Дети
109
53
56
48,62

51,38

Всего:
2201
1491
710
67,74
32,26

Как мы видим абсолютное и относительное большинство погибших с Титаника, это мужчины. Хотя надо отметить факты, когда и женщины отказывались занять места в спасательной шлюпке и оставались вместе со своими мужьями на борту корабля до самого конца.

Российский журнал «Нива» в майском номере 1912 года (http://www.moles.ee/98/Jul/23/12-1.html) по горячим следам опубликовала в форме статьи рассказы очевидцев катастрофы, которым можно доверять в гораздо большей степени, чем огромному числу мифологизированных историй, придуманных уже в более поздние времена. Вот несколько примеров поведения людей.

Престарелый американский миллионер Штраус, когда ему было предложено занять место в спасательной шлюпке, заявил: «Садятся в лодки только женщины и дети», а его жена взяла мужа за руку, вот так супруги и оставались на палубе до самой своей гибели. Другой известный богач, по имени Астор, занимавший каюту первого класса, посадил беременную жену в лодку и отошел в сторону к остальным мужчинам. Больше никто и никогда его не видел, а вот жена спаслась. Капитан «Титаника» Эдуард Смит все время кричал в рупор: «Господа, покажите себя настоящими мужчинами….», а когда он увидел за бортом тонущего маленького ребенка, бесстрашно бросился в ледяную воду и передал малыша в одну из лодок. Люди из этой лодки протянули капитану руки, чтобы спасти и его, но он отказался от помощи и ушел в пучину океана вместе со своим кораблем. Его примеру последовал и Первый помощник капитана. Это были мужественные люди и настоящие мужчины.

s_tome.JPG

А музыканты с «Титаника», это отдельная песня. По приказу капитана, они играли легкую музыку фактически до конца, и вот только в самый последний момент в качестве реквиема кораблю заиграли траурную мелодию.   

И так, как свидетельствует статистика, из 2201 одного человека с «Титаника» удалось спасти только 710, в том числе 56 детей и 316 женщин.

Многие корабли спешили на помощь «Титанику», в том числе и русский пароход «Бирма», но первым подошло старенькое судно «Карпатия» (Carpathia), которое находилось в момент трагедии в 58 милях к юго-востоку. Капитан «Карпатии», получив сигнал бедствия с «Титаника» принял мгновенное решение и, развернув свое судно, поспешил на всех парах к месту трагедии. Развив невиданную скорость для своего корабля, и подвергая его большому риску в районе скопления льда и айсбергов, на борту «Карпатии» находилось около 800 пассажиров, он прибыл к месту трагедии через 4 часа и вовремя подобрал всех людей, находящихся в спасательных шлюпках. Люди в спасательных шлюпках к этому моменту уже начали замерзать, и у них оставалось не так много времени.

Carpathia.JPG

Отметим, что хозяева «Титаника» пытались установить мировой рекорд скорости, а его установил капитан «Карпатии», прибыв на помощь терпящим бедствие, на час раньше, чем могли позволить все мыслимые ресурсы двигателей его корабля.

Подняв на борт судна абсолютно всех спасшихся с «Титаника», корабль быль превращен в лазарет. Пассажиры «Карпатии» уступали свои места пострадавшим в каютах, а сами размещались в коридорах и помещениях общего пользования. Все медики, из числа пассажиров, были мобилизованы для оказания помощи спасенным.

Корабль «Карпатия» благополучно дошел до Нью-Йорка, где этот перегруженный ковчег встречала рыдающая на причале толпа. Имя капитана «Карпатии» было Артур Рострон, простите, Сэр Артур Рострон, так как за этот подвиг Британским королевским указом его посвятили в рыцари. В дальнейшем он сделал успешную карьеру, возглавив одну из крупных судоходных компаний. А вот самой «Карпатии» не повезло. Во время первой мировой войны, она была торпедирована немецкой подводной лодкой и затонула 1 июля 1918 года.

Но вот филателистических материалов, посвященных «Карпатии» практически нет. Но все же, мне удалось кое-что достать. На блоке Багамских островов изображены эти два корабля и их радиорубки. Блок посвящен сто летнему юбилею, изобретения радиосвязи, которая сыграла немалую роль в этой истории.

titanic4.jpg

Но вернемся к пассажирам «Титаника». Вполне естественно, что до наших дней могли дожить только дети, спасшиеся с «Титаника», но кто они и сколько их осталось в живых на текущий момент? Это и предстояло определить. Упорные поиски через интернет в конце концов дали позитивные результаты и мне удалось узнать, что по состоянию на июнь 2005 года в живых осталось только три женщины, это:

Барбара Вест Дайтон, которая родилась в 1911 году и в возрасте одного года плыла на «Титанике» вторым классом. Сейчас, в возрасте 94 лет, она проживает в Англии.

Лилиан Гертруда Асплунд, которая родилась в 1906 году и в возрасте пяти с половиной лет плыла на злополучном корабле третьим классом. Сейчас она живет в штате Массачусетс, США и ей исполнилось 98 лет.

И конечно наша знакомая по конверту, Мильвина Диан, которая родилась 2 февраля 1912 года и совсем крошкой, всего в возрасте 10 недель, совершала такое далекое путешествие в Америку третьим лассом. Сейчас ей 93 года и живет она в Англии. Больше того, миссис Диан ведет активный образ жизни и в 2002 году, в Морском музее Саутхемптона, открывала выставку, посвященную 90-летию гибели «Титаника».   Ну а что же мужчины, спросит любопытный читатель. К сожалению, уже никого из них нет в живых.

Последний «мальчик» с «Титаника» ушел из жизни в 2001 году. Это был Михаил Навратил 1908 года рождения. Когда его спасли с тонущего судна, ему было три с половиной года и совершал он свое первое путешествие вторым классом. Закончил он свои дни во Франции.  Оказывается, бывают случаи, когда мужчины не уступают дорогу женщинам, и уходят первыми.  Об этом тоже свидетельствует статистика практически по всем странам мира. Думаю, это вполне нормально. Наверное, так мы все запрограммированы сверху. В заключение, остается пожелать всем трем участницам тех трагических событий здоровья и еще долгих лет, а тем, кто уже ушел, скажем Аминь. 

TitanicCover.JPG

Разработка «Наш ГОРОД»