![]() |
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам | ||||||||
Знакомство с филателией / Подводная почта
Перед Вами необычная история времен франко-прусской войны 1870-71 годов. Эта война одарила коллекционерам массу интересных способов доставки писем (баллонная и голубиная почты). Кроме этого изобретательные парижане придумали и осуществили на практике еще один необычный вид доставки почты. о которой и пойдет речь. Ее трудно назвать иначе, как подводную. Письма были выловлены в августе 1968 года в устье реки Сены. Они находились в цинковых коробках, известных во Франции под названием «Муленские шары». Так назывался в период франко- прусской войны оригинальный способ доставки писем в осажденный пруссаками и отрезанный от остальной Франции Париж. Письма в цинковых коробках с небольшими лопастями бросались в Сену, выше Парижа под Фонтенбло. Коробки уходили под воду и увлекаемые течением плыли по Сене в Париж, где их вылавливали специальными железными сетками. ![]() Таким образом, под самым носом у ничего не подозревавших пруссаков осуществлялась почтовая связь между Францией и осажденным Парижем. Тогдашняя почтовая служба рекомендовала французам делать на письмах, отправляемых в Париж, специальную пометку: «Париж через Мулен». Парижский журнал «Филателия» опубликовал списки парижан, не получивших писем, которые были отправлены в «Муленских шарах». Французские филателисты были весьма взбудоражены. Газета «Франс суар» пишет, что «загробная почта» представляет собой настоящий «филателистический клад». Еще один «Муленский шар» был выловлен в 1982 году.
Следующая страничка подводной почты открылась во времена первой мировой войны.
На них в виде опыта главное почтовое управление Германии ввело и пересылку простых писем и почтовых карточек. Корреспонденцию можно было отправлять в США и далее в другие нейтральные страны (Мексику, Китай и т. д.). Такие отправления должны были иметь на лицевой стороне надпись «Tauchbootbref» («Письмо с погружающейся лодкой») и оплачиваться сверх обычного тарифа. Для оплаты этого «подводного» тарифа были выпущены специальные марки. Их номинал включал общую сумму почтового тарифа и страхового сбора. В центре марки было изображение маяка и парусного судна, в верхней части и внизу – надписи «Wertbref - Beforderung» («Доставка ценных писем»), «Deutschland - America» («Германия – Америка») и цифры номинала. В четырёх углах, образованных рамкой и круглой центральной частью марки, дата «1916 г.». При повторном выпуске марок надпись «Доставка ценных писем Германия – Америка» была заменена декоративными линиями.
Имя и адрес отправителя следовало обозначать и на самих письмах, посылаемых за рубеж, и на конвертах, в которые они вкладывались. Конверты не опускались в почтовый ящик, а подавались или в почтовое отделение или сельскому почтальону. День отправления писем подводными лодками, естественно, не был определен. Отправителям приходилось считаться с возможностью небыстрой доставки. Это и понятно, путь предстоял и длинный и опасный – сквозь морскую блокаду, мимо кораблей противника, день и ночь подкарауливавших немецкие подлодки. Рейс подводной лодки «Дейчланд» оказался удачным. Она прошла через Северное и Норвежское моря, пересекла Атлантический океан, преодолев более 8 тысяч миль, и 10 июля 1916 года прибыла в американский порт Балтимор. В порту с подводной лодки была выгружена почта. Экипаж принял на борт новый почтовый груз и после отдыха отправился в обратный путь. В конце 1916 года «Дейчланд» еще раз прорвалась сквозь блокаду и прибыла с почтой в Америку. Иной оказалась судьба подводной лодки «Бремен». Она тоже отправилась с почтовым грузом к берегам Америки, но недалеко от немецких берегов была перехвачена английскими кораблями и потоплена. Все интересное бывает очень недолгим. 3 февраля 1917 г. Соединённые Штаты Америки порвали дипломатические отношения с Германией. И «подводная почта», едва родившись, закончила своё существование. Но спустя двадцать лет спустя, почта опять вернулась к столь необычному способу доставки корреспонденции. Испания 1938 год. Уже три года идет гражданская на испанской земле. Франкистские войска при поддержке Германии и Италии теснили республиканские войска. Пал Мадрид. Была прервана связь по суше между юго-восточными провинциями, с Каталонией. Вот тогда-то правительство Испанской республики решило использовать имевшиеся в его распоряжении подводные лодки для связи между Валенсией и Барселоной. 11 августа 1938 года были выпущены специальные почтовые марки с надписью «CORREO SUBMARINO» («Почта на подводных лодках»).
Было выполнено несколько рейсов (подводной лодкой С-1 командовал Иван Александрович Бурмистров, лодкой С-6 Николай Павлович Египко. За успешные действия командиры этих лодок были удостоены звания Героев Советского Союза.), но вскоре в результате продвижения франкистских войск и отхода республиканцев, доставка почты подводными лодками прекратилась. Других попыток история филателии не знает. А очень редкие сохранившиеся письма с марками «подводной» почты вызывают огромный интерес посетителей крупнейших филателистических выставок. Следует отметить, что в подготовке к выпуску этих марок наверняка привлекались коллекционеры. Только этим можно объяснить тот факт, существуют и пробы этого выпуска, и вариант без перфорации, и даже почтовый блок.
Но вот кончился беспокойный ХХ век. А в XXI веке понятие подводной почты кардинально изменилось. Все началось в 2003 году, когда открылось первое в мире подводное почтовое отделение на дне Тихого океана неподалеку от острова Вануату, расположенном в южной части Тихого. Находится оно в парке водных развлечений Vanuatu, и администрация планирует с помощью уникальной подводной почты привлечь посетителей. На Вануату иных статей дохода, кроме туризма, нет, поэтому деятельность аквапарка - вопрос государственной важности. Об открытии подводного почтового отделения сообщило министерство туризма государства и эта необычная новость мгновенно прокомментировали большинство информационных агентств мира. Как разъясняют чиновники подводная почта "должна подчеркнуть все богатство и разнообразие подводного мира Вануату и легкость доступа к местам для дайвинга. Подводное отделение было открыто Почтовым департаментом островного государства Вануату с целью подтверждения и закрепления статуса архипелага как морского рая. Туристические проспекты зазывают отдыхающих воспользоваться услугами необычной почты, которая расположена в укромном уголке морского царства и окружена гирляндами кораллов, косяками разноцветных рыб и другими подводными обитателями. Подводный рай Вануату. Как сообщает агентство Ananova, подводный офис Vanuatu Post, сделанный из фибергласа, окружают кораллы и стайки разноцветных рыбешек. Обслуживать клиентов в подводном почтовом отделении стали работающие посменно несколько профессиональных дайвингистов. Любой желающий может заблаговременно приобрести специальные непромокаемые открытки, а затем, экипировавшись в специальное снаряжение, нырнуть к установленному на глубине трех метров киоску, чтобы поставить водоотталкивающий почтовый штемпель. 30 января 2004 года почта Вануату сделала еще один шаг в популяризации подводной почты. В этот день вышла специальная серия из 4-х марок и почтового блока. Теперь любой посетитель аквапарка может не только приобрести непромокаемую открытку, но и наклеить не нею почтовую марку, а уже после этого погасить корреспонденцию специальным штемпелем. Новоселов В.А. | 30.10.2008 |