Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



Http://lestnitza.ru/
http://lestnitza.ru/ лестницы от новик изготовление деревянных лестниц в москве.
lestnitza.ru
Http://grisport.ru/
http://grisport.ru/ итальянская обувь gode продажа итальянской обуви оптом.
grisport.ru
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Знакомство с филателией /

«Жестяная почта» Тонга



101.jpg

Карта острова Ниуафооу, взятая из книги Рэмси «Остров жестяных банок»

Среди многих известных способов доставки почты одним из самых курьезных, и, тем не менее, насчитывающий столетнюю историю, можно считать транспортировку писем в жестяных керосиновых банках и коробках из-под печенья. Этот вид почтовой пересылки, зародившейся в 1882 году на самом северном из островов архипелага Тонга – Ниуафооу, получил название «жестяной почты» (TIN CAN MAIL) Тонга.

Остров Ниуафооу, расположенный на полпути между Фиджи и Самоа,– вулканического происхождения. Его, в отличие от многих других тихоокеанских островов, не опоясывают коралловые рифы, способные погасить стремительные удары волн. Природа не позаботилась и о том, чтобы создать здесь мало-мальски подходящую гавань, где могли бы укрыться в непогоду застигнутые бурей корабли. И если уж к острову сто лет назад подплывало судно, то оно, впрочем, как и теперь, бросало якорь вдали от берега, на который пассажиров доставляли с помощью каноэ.

А вот почта путешествовала по волнам в наглухо запаянных пустых керосиновых канистрах или жестяных банках из-под галет. Путешествовала, разумеется, не сама по себе. Милю с лишним, отделявшую берег от борта судна, письма преодолевали при помощи плавающих почтальонов. Одно десятилетие сменялось другим, но способ доставки корреспонденции на Ниуафооу не менялся.

Судам предписывалось «раз в месяц, и в любую погоду, в дождь или знойную жару, днем и ночью останавливаться, чтобы производить обмен почтой в водонепроницаемых банках».


102.jpg

Нельзя сказать, что местные власти с тех пор не пытались найти более подходящий способ доставки писем. Пробовали даже «забрасывать» корреспонденцию в специальных ракетах! Представьте себе: конец XIX века, далекий туземный остров и почтовые ракеты (Об этом более подробно в статье "Марка ракетная").


Особая роль в истории «жестяной почты» принадлежит  европейцам, жившим в то время на острове.  История началась еще в 1882 году, когда  Уильям Траверс (William Travers), управляющий плантации  порой чувствовал себя полностью отрезанным от мира, хотя с острова он мог видеть пассажирские лайнеры, проходящие мимо, но не имеющие возможности  подойти к острову. И тогда он договорился с почтовой службой Тонга о возможности короткой остановки кораблей около острова.

Капитан судна давал сигнал и по этому сигналу к нему устремлялся пловец. После этого почта, упакованная в непроницаемую упаковку к которой привязывалась короткая  палка,  сбрасывалась за борт, и пловец доставлял его на остров. Подобным же способом отправлялась и почта с острова. Так родилась знаменитая «жестяная почта» Тонга.

04.JPGВ 1921 году  на остров прибыл  английский торговец Чарльз Рэмси (Charles Stuart Ramsay). Он внес значительный вклад в развитие «жестяной почты». Утверждают, что он сам 112 раз лично выходил в море за почтой. Позднее он написал об этой необычной почте книгу. 

 С течением времени «жестяная почта» совершенствовалась. Сначала ее доставляли на Ниуафооу пловцы-туземцы. Им приходилось плыть более чем полтора километра до ожидавшего корабля, затем проделывать обратный путь. Это устраивало всех, пока в 1931 году один из смельчаков не стал жертвой акулы. С тех пор корреспонденцию начали перевозить на туземных каноэ.

05.JPGС 1919 года на острове обосновался еще один европеец - Уолтер Джордж Куэнселл (Walter George Quensell), немец по происхождению и агент австралийской торговой компании Burns, Philp & Co, Ltd. Он, увидев работающую необычную почту, был в состоянии осознать филателистическую ценность последней.  Он основал контору, специализировавшуюся на доставке почты, и заработал на этом немалые деньги. Для начала он изготовил  рекламный сопроводительный штамп, который стал ставить на исходящие письма. Его идея нашла живейший отклик у коллекционеров. Виньетки и штампы на письмах «жестяной почты» подчеркивали необычный способ доставки корреспонденции. Из разных стран пошли просьбы направлять в адрес филателистов письма только «жестяной почтой», что выполнялось аккуратно, но отнюдь не безвозмездно.

О масштабах деятельности его фирмы можно судить хотя бы по следующему факту: известны штампы, изготовленные на английском, французском, немецком, датском, голландском, норвежском, греческом, испанском языках.

 
103.jpg
104.jpg

Лицевая и оборотная стороны конверта, прошедшего жестяную почту

В середине тридцатых годов по мере того, как круизные корабли стали делать стоянку у острова Ниуафооу, «жестяная почта» начала завоевывать всемирную известность. Пароходная компания всячески рекламировала отправку корреспонденции по единственной в своем роде почте. Обставлено все было весьма экзотично: к судну подплывали каноэ, забирали письма и направлялись к острову, там, на конверты наклеивались виньетки. После этого письма вновь запечатывались в водонепроницаемые контейнеры, где находились до следующего парохода. Нередко проходило полгода, прежде чем корреспонденция доставлялась получателю.

105.jpg

В 1946 году в Тихом океане произошло извержение вулкана, и лишь спустя шестнадцать лет – после возвращения островитян из связанной с этим стихийным бедствием вынужденной эвакуации – «жестяная почта» возобновилась. Ставшая уже традиционной доставка корреспонденции с использованием больших кораблей продолжалась и в 1982 году, когда «жестяная почта» Тонга отмечала свой столетний юбилей. Однако теперь она перестала быть жестяной в прямом смысле этого слова. Технический прогресс внес свои коррективы, и последнее время отправления запечатывали в специальные пластиковые контейнеры. В год столетия «жестяной почты» власти приняли решение положить конец ее деятельности в связи с завершением строительства аэропорта на Ниуафооу.

01.JPG
02.JPG
03.JPG



К юбилею почтовое ведомство Тонга (В 1983 правительство королевства Тонга дало разрешение на выпуск знаков почтовой оплаты специально для острова Ниуафооу.) выпустило серию из четырех марок, два миниатюрных блока, а также специальную почтовую карточку. На трех марках и одном из блоков запечатлена сцена обмена «жестяной почты». На четвертой марке – карта острова Ниуафооу, взятая из книги Рэмси «Остров жестяных банок». На втором блоке – факсимильное изображение конверта 30-х годов, прошедшего « жестяную почту».

Оглавление

Разработка «Наш ГОРОД»