Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



бет боом
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Знакомство с филателией /

Разрезанные марки.

Оглавление


Провизории это временные выпуски знаков почтовой оплаты, осуществлявшимися по распоряжению правительства, местными властями населенных пунктов, и другими органами власти на местах, включая оккупационные. Термин «Провизории» произошел от французского слова provisoire – временный.

Часть целой почтовой марки, выполняющая функции полноценного знака почтовой оплаты. Необходимость использования для оплаты корреспонденции частей целой марки возникает из-за нехватки марок мелких номиналов.

Шотландец пришел на почту и там состоялся вот такой диалог.

  • Сэр, попрошу два конверта, и разрезать марку в два шиллинга пополам.
  • Гм.… Не проще ли купить две марки по шиллингу?
  • Нет, сэр. Я отправляю письма двум своим недругам, а они филателисты. Не хочу, знаете ли, чтобы благодаря моим письмам они положили в коллекцию полноценные марки…

Впервые применение разрезанных марок случилось с самым первым в мире выпуском. В 1841 году одна английская нотариальная контора, разрезав несколько двухпенсовых синих марок и использовав каждую половинку в качестве самостоятельного знака почтовой оплаты номиналом в один пенни, не только создала прецедент рождения будущей семьи разрезных марок, но и обогатила последующие поколения коллекционеров очередным уникумом. Лишь в 1936 году, почти через сто лет после описываемых событий, филателисты обнаружили конверты, франкированные половинками синих двухпенсовиков. Сейчас во всем мире, насколько известно, существует всего три половинки на обрывках да две на целых конвертах. Все пять разрезанных марок использовались стряпчими для пересылки корреспонденции между нотариальными конторами в Линкольне, Беверли и Булле.

110_1.jpg 110.jpg
1847. США 1918. Россия

Были ли отправители шутниками или людьми со странностями? Об этом ничего неизвестно, так же как о, может быть, истощившихся запасах «Черного пенни» на фирме, которой пришлось для ускорения своих почтовых операций резать двухпенсовые марки. Не известна так же реакция официальных почтовых властей Англии на это самоуправство.

Следует отметить, что почта никогда не разрешала официально использовать разрезанные марки. Все такие случаи это инициатива почтовых работников на местах, которые вынуждены были иногда так поступать, чтобы выполнить свои обязанности.

История филателии знает немало случаев деления марок в XIX веке в английских колониях, в США, Канаде и других государствах. Как уже отмечалось это делалось в связи с нехваткой определенных марок, снижением или повышением почтовых тарифов.

51s.JPG

Бывало также, что марки разрезали не на две половины, а на большее количество частей, используя каждую часть в качестве самостоятельной оплаты. Причем марки резали произвольно, вдоль и поперек, а захотелось и по диагонали. Достаточно часто разрезанные марки использовались в практике работы земской почты некоторых уездов России.

111.jpg 112.JPG 113.jpg
116.jpg 114.JPG 115.jpg

1889. Осинский уезд Пермской губернии

Известен подобный факт использования половинки марки и в СССР. Несмотря на все строгости в работе почтовой службы страны, иногда возникают такие ситуации, результатом которых появляются редкие провизории.

117.jpg

Половинка марки номиналом 10 копеек, оплачивает недостающую часть тарифа почтовой карточки (тариф 10 копеек)

С 1 июня 1931 года в стране устанавливались новые почтовые тарифы: почтовая карточка: местная – 3 коп., иногородняя – 10 коп.; простое закрытое письмо: местное – 5 коп., иногороднее – 15 коп.; сбор за заказ – 15 коп.

Таким образом, номиналы 3, 5, 10 и 15 коп стали самыми необходимыми для оплаты корреспонденции. Изменение почтовых тарифов застало врасплох многие почтовые отделения, не имевшие достаточного количества требуемых марок. В связи с этим корреспонденцию начали оплачивать несколькими марками мелкого номинала, что, в свою очередь, привело к быстрому истощению их запасов. Следовало срочно найти возможность бесперебойной франкировки почтовых отправлений.

В поисках выхода некоторые почтовые отделения вынуждены были делать надпечатки нового, нужного номинала или разрезать пополам имеющиеся в достаточном количестве марки (чаще по вертикали, реже по горизонтали или диагонали), причем каждая половинка марки оценивалась в половину стоимости разрезанной марки. Вследствие принятых мер появились провизории, которые связаны с изменением тарифа оплаты корреспонденции с 1 июня 1931 года.

А вот следующий подобный случай хорошо изучен и рассказ о нем появляется во всех работах по филателии. Речь идет о знаменитых «винетах».

В 1901 американский порт Новый Орлеан посетил немецкий крейсер «Винета». В Новом Орлеане была довольно многочисленная немецкая колония, устроившая для экипажа крейсера, большой прием и пригласила на него журналистов. Вскоре крейсер ушел в дальнейшее плавание. Несмотря на краткий визит, команда корабля успела подружиться с жителями Нового Орлеана. Многочисленные послания и газеты с описанием приема застали крейсер в Тринидадском порту. Моряки засыпали корабельного казначея, который исполнял и обязанности почтмейстера, просьбами переслать газеты на родину.

118.jpg 119.jpg

1901. Знаменитая "Винета"

В то время в Германии существовали следующие тарифы: письмо – 10 пфенингов, открытка – 5 и печатные издания – 3 пфенинга. Но именно трехпфенинговых марок не оказалось на почте. Кто же мог предполагать, что моряки будут массово посылать печатные издания. С разрешения капитана казначей разрезал зеленые пятипфенинговые марки выпуска 1900 года и на половинках марок ставил штемпелем, который вырезал из куска резины, надпечатку «3PF». Всего было изготовлено 600 экземпляров половинок, которые впоследствии стали называться «Винет». 17 апреля первые бандероли с «винетами» были сданы в почтовое отделение бразильского порта Пернамбуку, а 6 мая 1901 года они пришли в Центральное военно-морское ведомство Берлина. Тут же было послано распоряжение на крейсер о запрете изготовления подобных марок. Приказ получили на судне 28 июня. Однако, несмотря на официальное распоряжение, казначей франкировал письма «винетами» до конца августа – начала сентября 1901 года. Действительно, если выполнить приказ, то следует оплатить самому стоимость «испорченных» марок. Какое счастье, что немецкая душа на такое не способна.

Далее события развивались следующим образом. У некоторых из матросов «Винеты» в Германии были родственники, коллекционировавшие почтовые марки. Так, в одной открытке, отправленной кем-то из экипажа, говорится, чтобы открытки, письма и полоски бумаги от бандеролей с «винетами» собирали и хранили, ибо со временем они превратятся в филателистические редкости.

119_2.jpg 119_1.jpg

Моряк был прозорлив! Кстати, открытка с его предсказанием франкирована сразу двумя «винетами», хотя тариф на пересылку открытки равнялся всего 5 пфеннигам. Шли годы, и марки, изготовленные казначеем с немецкого крейсера «Винета», стали попадаться все реже и реже. Филателистические выставки самого высокого ранга подтверждают, что скромная половинка пятипфенниговой марки по-прежнему привлекает к себе внимание. Однако напомним, что она интересна для филателистов как один из курьезов, без которых филателия будет скучным занятием.

Встречаются такие примеры и в настоящее время. Видимо, такие поступки не всегда обусловливались действительными потребностями и чаще всего имели филателистический характер. Ясно одно: тогдашние почтовые ведомства не придавали этому особого значения и неофициально признавали подобную практику.


Разработка «Наш ГОРОД»