Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



Каналы телеграмм
telegramkatalog.ru
Http://pro-taganrog.ru/video/novaja-zastavka-mosfilma.html
pro-taganrog.ru
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Знакомство с филателией /

Глава 15. Как появляются редкости

Оглавление 000.JPG


Как мы уже говорили, наклеенная на почтовое отправление марка показывает, что пересылка этого отправления уже оплачена. После получения корреспонденции судьба почтовой марки почти предрешена. За небольшим исключением, население не хранит полученные конверты, поэтому после вскрытия корреспонденции они вместе с маркой просто выбрасываются. Именно по этой причине многие классические марки, выпущенные в свое время огромными тиражами, в настоящее время очень редки. Например, "Черный пенни", тираж которого составил, по некоторым данным, более 68 миллионов экземпляров нечасто встречается в наше время. А найти русскую марку №1, имевшую тираж 3 миллиона считается большой удачей. Ну а марки, выпущенные небольшим тиражом, стали просто раритетами. Это относится к знаменитым Знаменитым "Маврикиям", "Британской Гвиане" и многим другим, история которых более подробно описана в главе «Легендарные марки».

Однако есть почтовые марки, которым «посчастливилось родиться» не так, как это было задумано. Поиски ошибок и неточностей, допускаемых при изготовлении марок, – одна из привлекательных сторон филателии. Такие ошибки случаются не так уж часто[1], поэтому коллекционеры проявляют к ним большой интерес.

Вот одна из типичных ошибок полиграфистов. При изготовлении двухцветной марки необходимо произвести две операции: сначала сделать оттиск рамки, а затем оттиск центральной части. Если в промежутке между этими операциями листы случайно положат верхней частью в другую сторону, мы получим «перевернутый центр».

Марки США дают два, хорошо известных примера перевернутого центра: на марках, выпущенных в честь Панамериканской выставки достоинством в 1, 2 и 4 цента, и на 24-центовых марках воздушной почты 1918 г. Последние – самые знаменитые и ценные марки с перевернутым центром.

В 1901 году с 1 мая по 1 ноября в городе Буффало, штат Нью-Иорк проводилась Панамериканская выставка. Чтобы отметить это событие, а также в рекламных целях в США была выпущена серия марок пяти номиналов. Характерно, что до этого марки, выпускавшиеся в США в связи с выставками, были довольно дорогими: так колумбийский выпуск 1893 года стоил 16 долларов 34 цента, а выпуск Транс-Миссисипи 1898 года – 3 доллара 80 центов.

Номиналы же марок интересующей нас серии были очень скромными и в сумме составляли всего 30 центов. Уже благодаря одному этому обстоятельству марки немедленно приобрели популярность среди американских коллекционеров. Каждая марка печаталась в два цвета: рисунок в центре – черный, а обрамление – цветное. На рисунках были воспроизведены различные виды транспорта.

220.JPG
221s.JPG

Однако особый интерес для нас представляет марка номиналом в 2 цента, где  изображен знаменитый в США пассажирский поезд «Эмпайер стейт экспресс». Именно с этой марки и началась интересная история открытия редкой ошибки. Через три дня после того, как началась продажа, служащий компании «Моргенталер Линотайп» Ф. П. Дэвис из Бруклина приобрел у почтальона двухцентовых марок на сумму в один доллар. Получив лист из 50 таких марок, он не глядя, сунул его в стол. Впервые внимательно рассмотрел его вечером того же дня, когда начал готовить почту к отправке. Каково же было его изумление, когда он обнаружил, что изображение железной дороги и поезда на марке отпечатано в перевернутом виде!

По американским источникам, из общего тиража двухцентовой марки экземпляров с «перевернутым центром» сохранилось до наших дней немного: установлено 155, не прошедших почту, и три гашеных. Существует и один квартблок. Увлекшись поиском двухцентовой «перевертки», коллекционеры долгое время не обращали на другие марки серии. И только много позднее обнаружилось, что существуют с такой же ошибкой и другие марки серии.

227.jpg 229.jpg 231.jpg
226.jpg 228.jpg 230.jpg

В честь 100-летия знаменитых «переверток» США был издан памятный почтовый блок, где изображены эти знаменитости.

230_1.jpg

В честь 100-летия знаменитых «переверток» США был издан памятный почтовый блок, где изображены эти знаменитости.

На знаменитом аукционе Роберта А. Зигеля в 2007 году был побит прежний рекорд стоимости одиночного экземпляра знаменитой американской марки «Перевернутый Дженни» (Inverted Jenny). Частный коллекционер Чарлз Хэк заплатил за нее $850,000 плюс 15% т. называемых. покупательских премиальных, выплачиваемых за раритет. Общая сумма, выплаченная за покупку, составила $977,500.

 

История появления этого раритета подробно изложена в разделе Перевернутый Дженни

Мы уже рассказывали о знаменитой марке "Перевернутый лебедь" в главе «Легендарные марки». Подобные очень известные ошибки были и в других странах. Вот для примера «перевертка» Индии 1854 года и Канады 1959 года.

224_1.JPG 223_1.JPG

Поговорим о еще одной причине появления редких марок. Если многоцветная марка печатается путем нескольких проходов через печатный станок, то можно получить не только «перевертки», но и пропуски цветов. Вот несколько интересных примеров на эту тему и опять из жизни почтовых марок США. У читателя может сложиться впечатление, что почтовая администрация США только и делает, что поставляет филателистам все новые и новые ошибки. Все это не соответствует истине. Более того, следует отметить, что производственный контроль на выходе почтовых марок в США очень серьезный. 

228_1.JPG
229_1.JPG 230_2.JPG

Есть, однако, одно обстоятельство, которое ухудшает работу контроля. Дело в том, что почтовые марки США выпускаются невиданными для большинства стран тиражами. Тиражи обычно измеряются сотнями миллионов экземпляров. А теперь поставьте себя на место контролера. Нужно быстро и качественно проверить тысячи листов с готовыми марками. Представили? Так что просмотренные контролерами ошибки вполне допустимы. Другое дело, похвальное отношение почтовой администрации к ним. Если ошибка допущена, то почта США всегда стремится не допустить появления новой редкости, используя интересные средства.

Стать обладателем редкой разновидности почтовой марки – мечта каждого филателиста. Естественно, что любое сообщение об «открытии» новых разновидностей всегда привлекает внимание коллекционеров. Особенно, если в нем говорится о недавно выпущенных марках. В 1962 чуть не повезло ювелиру из небольшого городка Ирвингтона (штат Нью-Джерси). На почте он купил за 2 доллара 50 штук только что выпущенной марки, посвященной годовщине со дня гибели бывшего генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда. При изготовлении в типографии многомиллионного тиража этой трехцветной марки один лист случайно был, перевернут при наложении на него желтой краски. Четверть этого листа и досталась нашему герою. Он немедленно сообщил о своей счастливой покупке журналистам, которые не замедлили поместить сенсационные заметки в разных газетах. Сам ювелир оценил свое приобретение в полмиллиона долларов – по 10 тысяч за каждую марку. Однако разбогатеть скромному ювелиру не пришлось. Почтовое ведомство немедленно отреагировало на сенсационные сообщения газет: оно поспешило к двумстам экземплярам допечатать еще четыреста тысяч марок с перевернутым желтым оттиском. Разновидность перестала быть редкостью. В каталогах марки с портретом Дага Хаммаршельда получили просто два номера.

gl15.h13.jpg

В том же 1962 году почтовое ведомство США выпустило для арендуемой у республики Панамы так называемой Зоны Панамского канала двухцветную марку со схематическим изображением карты Центральной Америки, пересекаемой каналом, над которым перекинут мост в районе местечка Тэчер. Изображение моста нанесено на марке серебристой краской поверх основного рисунка, выполненного в черном цвете.

Эта марка считалась обычной до тех пор, пока не стала объектом специального заседания федерального окружного суда в Вашингтоне. Суд рассматривал претензию крупного бостонского торговца почтовыми марками Генри Е.Харриса к администрации Зоны Панамского канала. Истец просил суд вынести решение, запрещающее администрации Зоны выпуск указанной марки, если на ней не будет изображения моста у Тэчера. Суд не нашел никаких препятствий для удовлетворения несколько экстравагантного иска.

226_2.jpg
225_1.JPG

227_2.JPGПоводом для столь необычного разбирательства послужило следующее обстоятельство. Помня о недавнем фиаско ювелира с марками Хаммаршальда, Г. Харрис поступил умнее. В октябре 1962 года он купил несколько тысяч только что выпущенных указанных марок для розничной продажи ее бостонским филателистам. В присланном ему пакете он обнаружил лист с 50 марками без изображения моста. Расчетливый торговец придержал этот лист у себя и долгое время ни с кем не делился своим открытием. Через работников типографии он установил, что только попавшие к нему 50 марок ускользнули от зорких глаз типографских контролеров-браковщиков, бдительность которых повысилась после допущенной ошибки при выпуске марок с портретом Дага Хаммаршельда.

Лишь спустя два года администрация Зоны Панамского канала узнала, что в руки бостонского торговца попали марки без изображения моста. По прошлому примеру почтового департамента было решено выпустить «безмостовые» марки. Однако, расчетливый торговец опередил администрацию Зоны и судом утвердил свое право единственного обладателя «безмостовых» марок, общее количество которых никогда не превысит пятидесяти. Таким образом, предприимчивый филателистический бизнесмен на попавшейся в его руки разновидности новой почтовой марки сделал приличные деньги. Но вряд ли эта удача была случайной, если знать, что Генри Харрис является владельцем известной в США с 1916 года филателистической фирмой, специализирующейся на марках северной Америки.

  В течение 1926-1939 годов Голландии выпускались стандартные марки с портретом королевы Вильгельмины. Марки печатались в листах по 200 штук. В 1926 году банковский ученик приобрел на почтамте города Утрехт 20 марок номиналом 9 центов. Вернувшись с покупкой домой, он обнаружил, что на всех марках отсутствовал номинал. Юноша не был коллекционером, однако сообразил, что в его руках оказались необычные марки. Он решил подзаработать и предложил одному марки торговцу по 35 центов за штуку. Торговец отказался купить их, но на счастье молодого человека при разговоре присутствовала покупательница, которая разбиралась в марках гораздо лучше торговца. Дама, не раздумывая, заплатила юноше по 75 центов за марку. Интересно, что на почтамте Утрехта в 1931 году был продан лист марок с тем же номиналом 9 центов с той же ошибкой: на всех марках первого вертикального ряда отсутствовал номинал. В настоящее время марка с пропуском номинала является самой редкой маркой Голландии.

Оглавление 000.JPG
Разработка «Наш ГОРОД»