![]() |
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знакомство с филателией / Почтмейстерские марки.ОглавлениеМестные марки.Это общее название для целого класса почтовых марок, выпускаемых официальными местными властями или частными фирмами (лицами), для оплаты почтовых отправлений на определенной территории. История появления многих местных выпусков довольно интересна. Поэтому ее следует рассмотреть более подробно. Местная почта возникает обычно для дополнения государственной почты, для попытки конкуренции с государственной почтой или для чисто филателистических целей. В первом случае местная почта получает обычно признание официальных почтовых властей. Во втором же случае официальная почта ведет борьбу против появившихся конкурентов. В последнем случае позиция почтовых властей обычно проявляется на уровне личных симпатий. Для многих выпусков местных марок сложились определенные названия, которые мы будем использовать в дальнейшем. Почтмейстерские марки Почтмейстерские марки чаше всего окружены ореолом романтики. Многие выпуски этих марок имеют свою очень интересную историю. Давайте перенесемся мысленно на Бурмуды и посмотрим как же там появились почтмейстерские марки. Марки Перота.
Середина девятнадцатого века, Бермудские острова, которые были владением Англии. Почтмейстером главного города Бермуд Гамильтона в то время был Ульям Беннет Перот (William Bennet Perot). В Англии уже был выпущен «Черный пенни», но до Бермудских островов новинка еще не добралась. Так как почтовое обращение с Бермуд было не очень интенсивным, то жизнь местного почтмейстера была довольно скучна.
Из-за отсутствия клиентов, Перот частенько закрывал почтамт и занимался более приятными делами. Чтобы не иметь нареканий от немногочисленных клиентов почтмейстер установил на здании почтамта ящик, в который можно было опустить письмо и однопенсовую монету для оплаты, когда почта была закрыта. Заглянув на службу, Перот вынимал письма и деньги из ящика и отправлял корреспонденцию по назначению. Но иногда писем было больше, чем однопенсовых монет. Обеспокоенный этим обстоятельством почтмейстер обратился за помощью к образованному соседу – аптекарю. Тот посоветовал выпустить собственные почтовые марки и продавать их. Тогда любое письмо без марки будет считаться неоплаченным, а самое главное будет известно, кто не оплатил это письмо. Совет почтмейстеру понравился, и он решил воплотить его в жизнь. Ульям Перот взял почтовый штемпель, изъял из него дату, оставив только год, и стал использовать его для печати собственных марок. На каждой марке он вручную вписывал ее стоимость и ставил свою подпись. Теперь он мог все больше времени уделять своим другим делам, а финансовые расчеты были в порядке. Жизнь опять стала прекрасна и удивительна. Так продолжалось в течение 8 лет с 1848 по 1856 год. Дальнейшая судьба почтмейстера неизвестна, а сами марки стали известны филателистам только в конце века.
Филателистический мир довольно долго не признавал этот грубый кусочек бумаги за подлинную почтовую марку. В результате тщательного изучения подлинность марок Перота установил хранитель коллекции английского короля Георга V сэр Эдвард Бэкон. В настоящее время сохранилось несколько писем с марками Перота. Они представляют значительную филателистическую ценность.
Государственная марка на Бурмудских островах появилась только в 1865 году. К 100-летию марок Перота почтовая администрация Бермудских островов увековечила его имя, выпустив в честь этого события серию марок, на которых изображены легендарные марки Перота. Издавались почтовые марки, посвященные маркам Перота и позднее. На почтовых марках появилось неоднократно даже само здание почтамта, где Перот создавал свои легендарные творения. Выпускались почтовые марки, посвященные творению Перота и в других странах. А Лесото такую марку напечатало даже на золотой фольге.
На Бермудах выпустили и юбилейную монету с изображением марки Перота с номиналом, равным стоимости почтового тарифа почтмейстера Ульяма Перота.
А теперь посмотрим, как развивались события чуть позднее на другоих островах уже ближе к Австралии. Марки Трикера.
Далее перенесемся из Новой Каледонии в Северную Америку. Первая остановка в английской колонии Нью_Брансуик
Марки Коннела.
Интересная история произошла в английской колонии Нью-Брансуик (New Brunswik). В 1867 она вошла в состав Канады в качестве провинции. В 1860 году для нее решили выпустить серию из 5 марок. Выбор рисунков для марок возложили на почтмейстера колонии Чарльза Коннела (Charles Connell) . Вероятнее всего, почтмейстер перепоручил это дело одному из своих служащих и не очень вникал в ход его творческих замыслов. В результате была отпечатана серия почтовых марок: 1 цент – рисунок паровоза, 10 центов – портрет королевы Виктории, 12.5 центов – изображение парохода, 17 центов – портрет принца Уэльского и 5 центов – портрет … почтмейстера Коннела. Нужно отметить, что на марках Англии и английских колоний, можно было изображать только портреты царствующих особ. Кстати этот порядок был отменен только в 1964 году, да и то с оговоркой. Если не портрет, то профиль королевы должен присутствовать обязательно на каждой почтовой марке Англии, английских колоний, а позднее стран Британского содружества. Меняются портреты царствующих особ Англии, но традиции сохраняются.
Но вернемся в 1860 год. Когда марки прибыли в Нью-Брансуик за несколько дней до назначенной даты 1 мая 1860 года, сигнальные экземпляры были переданы Коннеллом губернатору Мэннерс-Саттону. К изумлению губернатора, на пятицентовой марке, напечатанной тиражом в 5000 листов (500 тыс. экземпляров) и предназначавшейся для использования внутри колонии (самый популярный номинал), был изображен портрет почтмейстера Коннелла. Это повергло губернатора в шок.
Как только выяснилось самоуправство почтмейстера, пришел категорический приказ об изъятии этой марки и санкциях против Коннела. 18 мая Чарльз Коннелл подал в отставку. Разбирательство было закончено, 22 мая 1860 года новым почтмейстером был назначен Джеймс Стэдман (James Steadman), и новая почтовая марка номиналом 5 центов с портретом королевы Виктории была доставлена в почтовые отделения к 19 июля 1860 года.
Несколько марок Коннела уцелели, и они являются сейчас большой филателистической редкостью. В настоящее время эксперт и исследователь Коннеллов доктор Д.Д. МакДональд (J.J. MacDonald) из Новой Шотландии, широко изучил их историю и сделал вывод, что во всем мире сохранилось 50-60 подлинных Коннеллов. Большинство каталогов оценивают пятицентовку Коннелла от $ 4000 до $ 8000. Коллекционеры открыли марку Коннела много лет спустя. По счастливой случайности сохранилась печатная форма и было решено с нее напечатать образцы этих марок. Все новоделы изданы на более плотной бумаге, чем оригинал и снабжены надпечаткой SPECIMEN. Их тираж был не очень большой, но вполне достаточен, чтобы сделать ее более-менее доступной для коллекционеров. Но только в случае, если коллекционер мог заплатить за нее несколько сотен долларов.
Почтмейстерские марки США. Впервые почтмейстерские марки США появились еще до выхода государственных марок в США (1847 год). Дело в том, что все почтмейстеры в США раньше сами начисляли стоимость пересылки каждого письма и сумму проставляли на конверте пером. В стране уже отчетливо наметились контуры почтовой реформы, были определены размеры основных тарифов, поэтому для того, чтобы облегчить работу американским почтмейстерам им было разрешено самим печатать и выпускать местные марки.
Обратите внимание, что все эти марки имеют номинал кратный 5 центам (как и номиналы первых общегосударственных марок). В 1845 году почтмейстеры четырех городов – Балтимора, Нью-Йорка, Нью-Хавена и Сент- Луиса выпустили свои первые марки и штемпельные (маркированные) конверты. Марка почтмейстера Нью-Йорка была выполнена на очень хорошем уровне. Возможности же его коллеги из Балтимора были видимо скромнее, поэтому на его марках и штемпельных конвертах есть только номинал и подпись (по ней мы можем узнать его имя - Джеймс Бьюхан -James V.Buchanan). А вот марки, названные позднее коллекционерами "Медведи из Сент-Луиса" были выполнены в виде гравюр на дереве. Кстати, марка Сент-Луиса номиналом 20 центов, выпущенная небольшим тиражом, сейчас является достаточно дорогой. Недаром же в США вышла ее золотая реплика. Посмотрите внимательнее на эти легендарные марки. Позднее во время гражданской войны (1861 год) почтмейстерские марки появились и в других городах США (около 110 населенных пунктов). Это было связано с тем, что южные штаты были отрезаны от источников снабжения почтовых марок, которые печатали северяне. На аграрном юге США не было ни традиций, ни оборудования для печати почтовых марок. Так появились, названные впоследствии почтмейстерскими, провизорные марки Конфедерации. Поэтому многие из почтмейстерских марок времен гражданский войны США выпущены очень примитивным образом. В связи с неразберихой военного времени от этих марок остались единичные экземпляры. Но то, что обыкновенные почтовые марки представляют собой живое и достоверное зеркало жизни можно проиллюстрировать интересной историей с одной из ранних почтмейстерских выпусков США. Голубая Александрия
![]() Именно по этой причине в среде почтмейстерских марок США оказалось немало легенд. Хочется рассказать об одной их этих легендарных марок, которая все же представляет собой живое и достоверное зеркало нашей обычной человеческой жизни.
В 1846 году по заказу почтмейстера Дэвида Брайана из города Александрия американского штата Вирджиния напечатали простую, примитивно изготовленную круглую марку без зубцов, с цветочным орнаментом по окружности. В верхней половине марки по окружности надпись: «ALEXANDRIA», в нижней – «POST OFFICE» и в центре – «PAID 5». Ну, марка как марка, которая, как и многие другие население использовало для оплаты посылаемых писем, но... как выяснилось позже при печати марок случайно среди бумаги желтого цвета попали листы (возможно только 1 лист – история об этом умалчивает) голубого цвета. Для почтмейстера и населения это не имело никакого значения. Марки покупали, клеили их на конверт и отправляли адресатам.
25 ноября 1847 года житель Александрии Джеймс Уоллес Хуфф (James Wallace Hooff) как обычно купил почтовую марку и отправил письмо в Ричмонд, штат Вирджиния, некой Жаннет Броун (Jannett H. Brown), предлагая ей свою руку и сердце. Вскоре они поженились. Прошло много лет, после смерти Жанетт ее дочь в наследство получила декоративный шкафчик. Долгие годы она не решалась открыть его. Наконец, открыла и среди разной мелких вещиц, которые есть в каждой семье, обнаружила там завернутый в черный шелк, аккуратно перевязанный розовой лентой пакет с письмами, которые отец писал матери, когда еще был женихом. Одним из них в пачке оказалось то самое письмо в котором содержалось его предложение, а на конверте оказалась та самая марка Александрии голубого цвета.
В настоящее время она представляет собой огромную филателистическую редкость, и вошла в историю филателии под названиями «Голубой мальчик» (почему то по-английски марка названа Blue Boy), или «Голубая Александрия».
Конверт с «Голубой Александрией» дочь Жанетт Броун продала в 1907 году за 3000 долларов известному филателисту из Кливленда, штат Огайо, Джорджу Уортингтону. Позже конверт приобрел американский миллионер Альфред Каспари, а при распродаже его коллекции на аукционе в Хармере в 1955 году конверт был куплен за 10 тысяч долларов, а на аукционе в 1967 году – уже за 18 тысяч долларов. Впоследствии он появлялся и в других коллекциях. На аукционе Д.Фельдмана в Швейцарии 5 августа 1981 года этот уникальный конверт был продан уже за миллион долларов. Думаю, что в настоящее время новый обладатель этого конверта выложит за свое право владения значительно больше.
Следует отметить, что в настоящее время известно о существовании семи экземпляров почтмейстерской марки Александрии, шесть из которых отпечатаны на бумаге желтого цвета и лишь одна на бумаге голубого цвета. Марки на желтой бумаге тоже оцениваются недешево: 10 декабря 2013 года один из экземпляров на конверте продан на Нью-Йоркском аукционе Р.Сигела за 460 тысяч долларов.
Однако продолжим далее рассказ о почтмейстерских марках США. Правительство Конфедерации очень быстро приняло меры к устранению такой практики. Уже в марте 1861 года президент Конфедерации назначил генерального почтмейстера и в июле 1861 года вышли общегосударственные марки Конфедерации и выпуск провизорных почтовых марок был прекращен. В США марки этого периода, многое из которых имеют очень небольшой тираж, излюбленная тема многих коллекционеров. Все это очень напоминает коллекционирование земских марок России.
|