Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



Одноразовые противокражные этикетки для защиты товара
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Знакомство с филателией /

Краткая история почтовых штемпелей-3


180.JPG Оглавление


Сопроводительные штемпеля ставятся с помощью штампов на свободных местах оболочки отправления. Они дополняют гашения календарными штемпелями и как бы сопровождают отправление, поясняя особенности его почтовой пересылки. Такого рода пометки обычно называют почтовыми штампами в отличие от почтовых штемпелей гашения, хотя и термин "штемпель" также вполне допустим.

Иногда используются штемпеля и штампы, необходимость в которых возникает при дальнейшей обработке и сортировке почтовых отправлений. Прежде всего, следует упомянуть о так называемых удостоверяющих штампах. Это дополнительные штампы, наложением которых на почтовые отправления удостоверяются некоторые особенности их почтовой пересылки.

251.jpg

1859. Мексика. Служебное отправление по дилижансовой почте. Правый штамп "GRATIS" - Бесплатно

Типичным примером являются бортовые штампы, свидетельствующие, что отправление доставлено по воздуху или морским путем (определенным судном). Бортовые штампы были особенно популярны в 20-30-е годы XX века, когда начались массовые перевозки почты воздушным транспортом. К бортовым штампам по своему назначению близки маршрутные, удостоверяющие перевозку почты по определенному маршруту. Бортовые и маршрутные штампы часто преследовали пропагандистские и рекламные цели при организации некоторых специальных рейсов, однако их употребление в качестве удостоверяющих штампов на корреспонденции согласовывалось с почтовой администрацией. Эти штампы по цели изготовления и условиям использования носят специальный характер. Например, бортовые и маршрутные штампы, имеющие отношение к немецкой катапультной почты или …космической станции «Салют».

252.jpg 254.jpg 255.jpg

1844. Италия. Бортовой штамп пароходной почты "Agenzia-Livorno"

1930.Германия. Бортовой штамп катапультной почты корабля "Европа"

1982. Бортовой штамп станции "Салют-7"


258.jpg

1934. Италия. На конверте и сопроводительные и специальные и календарный штемпеля.

Обычно же, на некоторых видах почтовых отправлений, причисляемых к категории регистрируемых (заказное, ценное) почта приклеивает соответствующий ярлык или ставит специальный штамп, в котором фиксируется порядковый номер регистрируемой корреспонденции.

Обычно, это прямоугольник, обведенный рамкой. Буква слева определяет вид и категорию отправления («З», «R»(Recommande (фр.) - заказное), «Ц», «V»(Valeur (фр.)- ценное)). В нем также указывается – местонахождение предприятия связи, принявшего отправление и порядковый номер, который обычно вписывается от руки или обозначается с помощью нумератора. Кроме этого на письме могут ставиться и другие дополнительные штампы.

256.jpg

На конверте три сопроводительных штампа: заказное (номер нанесен нумератором) и авиа (на двух языках).

257.jpg

Заказной почтовый штемпель проставлен на оборотной стороне.

В короткой статье невозможно рассказать о всех видах штампов, поэтому в этой статье мы ограничились только самыми распространенными из них. И все же хочется показать несколько не совсем обычных штампов, применяемых почтой в различные годы.

Неоплаченные или не полностью оплаченные почтовые отправления оформлялись с помощью доплатных штемпелей. В нашей стране они имеют вид двойного овала: в верхней части между линиями овалов надпись "Доплатить", а в нижней – наименованgl12_028.gifие предприятия связи, поставившего доплатной штемпель, в центре – gl12_029.gifсвободное место, куда от руки вписывается сумма доплаты. Таким образом, доплатной штемпель выполняет две задачи: вначале им выделяется корреспонденция, относящаяся к категории доплатной, а затем с его помощью указывается сумма доплаты, которую необходимо получить с адресата. Доплатные штемпеля – принадлежность почты во многих странах (часто в их оформлении присутствуют латинские буквы "Т" – от слова "Тахе" – плата, сбор, или "Р" – от слова "Роrto" – доплата. В некоторых странах в разное время они заменялись специальными доплатными марками. Об этом более подробно сказано в статье Доплатные марки.

Подразделения Московского почтамта и городские почтовые отделения в своей работе использовали большое количество служебных штемпелей, указывающих на степень франкировки, необходимость доплаты, вид корреспонденции и т.д. Штемпель «Т», применялся для обозначения доплаты на иностранной корреспонденции. Московская городская почта в начале XX века применяла почтовые штемпеля, которые совмещали функции календарного штемпеля и почтовых штампов. Штемпель «Льготное отправление» применялся городской почтой для корреспонденции, освобожденной от оплаты почтовых сборов

gl12_030.gif gl12_031.gif

Еще одна интересная история применения штемпеля «Принято автоматом». В начале века в США начали действовать первые почтовые автоматы. Они предназначались для приема заказных писем. Когда в отверстие автомата опускалась монета, соответствующая тарифу отправления, открывалась щель для письма, и выдвигался бумажный рулон, на котором отправитель записывал свое имя и адрес получателя. При повороте соответствующих рукояток выдавался дубликат записи с текущим номером – своего рода квитанция.

Европа познакомилась с подобными устройствами на несколько лет позднее. На Всемирном почтовом конгрессе в Риме венгерские почтовики продемонстрировали устройство, похожее внешне на почтовый ящик, но с тремя отверстиями: для приема денег, письма и выдачи квитанции, на которой указывались место отправки, номер автомата, дата и номер принятого отправления. В 1909 году эти механические операторы прошли проверку в Германии. Естественно, каждый год приносил и новые усовершенствования. Так, вскоре появились автоматы, способные обрабатывать заказную корреспонденцию, предварительно франкированную марками.

В 1910 – 1913 годах в Петербурге и Москве проводился опытный «машинный» прием заказных писем. В Петербурге – на Николаевском (ныне Московский), Варшавском и Царскосельском (Витебском) вокзалах, на Главпочтамте, в 3-м и 4-м городских почтово-телеграфных отделениях. В Москве они действовали на городском почтамте вплоть до 1923 года. Их использование устраняло очереди и обеспечивало прием корреспонденции в часы, когда почтовое учреждение закрывалось.

В автомат опускалось оплаченное марками по весу и «за заказ» письмо. При повороте рукоятки на конверт ставился красный оттиск – штемпель прямоугольной формы, одновременно выдавалась квитанция. На иллюстрации справа – конверт заказного письма, сданного в автомат на Николаевском вокзале Петербурга.

В нижней части штемпеля - номер заказного отправления, который автоматически менялся при подаче очередного письма, название месяца (первые три буквы), число и год, обозначавшийся двумя последними цифрами.

Ставя штамп на корреспонденцию, автомат одно временно выдавал отправителю квитанцию, удостоверявшую, что «письмо за нижеуказанным номером опущено в автоматический аппарат».

Как и на почтовом отправлении, на квитанцию ставился красный прямоугольный штемпель с названием учреждения, принявшего письмо, а также порядковый номер и дата (число, месяц, год).

Письма, опущенные в автомат, поступали в специальный ящик, из которого они периодически извлекались для дальнейшей обработки. Почтовики проверяли соответствие наклеенных на конверт марок действующему тарифу, а затем вручную гасили марки штемпелем почтового отделения с той же датой, что и на прямоугольном. На обратной стороне конверта ставился штамп «Принято автоматом». Известны такие штампы с текстом в одну и две строки. На Варшавском вокзале штамп имел измененный текст «Принято из автомата». Корреспонденция регистрировалась в соответствующем журнале, что позволяло отправителю в случае необходимости навести справки по номеру квитанции.

При специфических условиях пересылки корреспонденции возникает необходимость наложения особых штампов, подтверждающих выполнение определенных контрольных функций. Без оттиска такого штампа отправления не доставляются адресатам. Подобные штампы начинают свою историю от санитарных и "дезинфекционных" штампов. Cуществуют письма домарочного периода с необыкновенными штемпелями. Например, письмо из Потсдама, погашенное небольшим штемпелем с буквами. Это санитарный штемпель, который заверяет, что данное письмо прошло дезинфекцию в месте приема. Почтовый регламент XVIII века устанавливал, как должны поступать «слуги почты», если они узнавали, что разразилась «чумная или другая страшная заразная эпидемия».

Во время эпидемии почтовые чиновники здорового района договаривались с почтмейстерами зараженного и на границе этих районов сооружали будку, в которой производился обмен почтой. Здесь же уксусом или дымом делалась дезинфекция, Посылки, особенно с одеждой, часто уничтожались. Позднее в Пруссии постановлением от 23 декабря 1816 года создали внешнее отличие для обеззараженных посланий – штемпель. Письма прокалывались и подвешивались для обработки дымом. Состав окуривающего порошка или уксуса предписывался регламентом. Санитарные штемпеля, форма и надписи которых были различными, пользуются большим спросом у собирателей старых почтовых документов. Один из таких штампов, изготовленных за рубежом и упоминаемых в филателистической литературе, например, имел текст "Очищено внутри и снаружи".


Применялись подобные штампы и в Советском Союзе. Обычно с ними приходили письма из лепрозориев. Действительно, мало кто из почтовых работников или получателей могли взять в руки письмо, написанное больным проказой. Вот и приходилось работникам лепрозориев заниматься дезинфекцией почтового отправления, под бдительным надзором почтовых работников, которые штампом удостоверяли произведенную дезинфекцию.

А наиболее типичным примером контрольных штампов являются штампы военной цензуры. Они ставились на почтовую корреспонденцию после ее проверки в условиях военного положения, когда тайна почтовой переписки временно отменялась. В нашей стране пометки военной цензуры имеются на отправлениях периода Великой Отечественной войны. Это машинные или ручные штампы с изображением Государственного герба СССР и текстом "Просмотрено военной цензурой" и условным номером. Широко применялись штампы военной цензуры и в Германии. На иллюстрации конверта, прошедшего почты из США в Эстонию через территорию фашисткой Германии это видно очень хорошо. Следует отметить, что письмо отправлено 18 июня 1941 года, т.е. всего за 3 дня до начала Отечественной войны.

Есть еще одна группа штампов, применение которых при обработке и сортировке почтовых отправлений оговаривается почтовыми правилами. Текст самих штампов объясняет их назначение: "Вынуто из почтового ящика поврежденным (или измятым, загрязненным) ", "Получено в поврежденном виде", "Получено с отпавшей маркой" и т.д. Обычно оттиски этих штампов делаются на оборотной (не адресной) стороне почтовых отправлений.

Особенно любит российская почта штамп «Поступило в поврежденном виде». Очень часто письма из-за границы РФ поступают с ними. Что там происходит на рубежах нашей страны с мешками почты из-за границы просто очевидное – невероятное. На самом, же деле, почтовики этим штампом просто снимают с себя ответственность за прозаическое воровство, которое процветает на нашей почте. А хлопнул штамп, и пойди, разберись, какой такой лев пытался унести мешок с твоей корреспонденцией, а отважный почтальон, с большим риском для своей жизни все-таки отобрал добычу у хищника, и доставил письма по назначению.



Особую группу сопроводительных  дополнительных штампов образуют штампы для тех случаев, когда по каким-то причинам нормальная доставка почтового отправления нарушается, и оно либо возвращается отправителю, либо досылается иным путем, не оговоренным при его приемке на почте. Таковы штампы: "Возвращается за истечением срока хранения" (для писем, адресованных до востребования), "Возвращается за не нахождением адресата", "Возвращается в связи с отметкой таможни" и т. п. Следует иметь в виду, что некоторые предприятия связи вместо штампов используют типографские ярлыки аналогичного содержания.

gl12_044.jpg

К этой группе можно отнести штампы единичного применения, близкие к специальным. Это, например, советский штамп 1935 г. Его текст (в прямоугольной рамке) гласил: "Возобновление полета "Москва – Сан-Франциско" отложено до лета 1936 года. Корреспонденция направляется обычным порядком".


253.jpg

Верхний штамп указывает на способ отправки, нижний - объясняет невозможность реализации указанный способа.

Штамп ставился на почтовую корреспонденцию, которая была отправлена 2 августа 1935 г. из Москвы через Северный полюс в США со специальным рейсом самолета, пилотируемого летчиком С. Леваневским.

Корреспонденция оплачивалась по особому тарифу специальной маркой с портретом С. Леваневского и надпечаткой "Перелет Москва – Сан-Франциско через Сев. полюс. 1935". Перед отправкой корреспонденция получила оттиск удостоверяющего штампа с текстом на русском и английском языках "Специальный воздушный рейс Москва – Сан-Франциско через Северный полюс". По техническим причинам полет был прерван, и корреспонденция возвратилась обратно в Москву. За рубежом в связи с отменой, задержкой или переносом различных специальных полетов на почтовой корреспонденции оттискивались различные штампы аналогичного содержания. 

Как уже отмечалось, о почтовых штампах и штемпелях можно говорить действительно бесконечно, так как их применение часто  строго не регламентировано. Поэтому изучение почтовых штемпелей и штампов открывает большие возможности для коллекционера.


180.JPG Оглавление
| 24.11.2008
Разработка «Наш ГОРОД»