Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  



Услугами юриста по аренда недвижимости
В нашей фирмы вы можете воспользоваться услугами юриста по аренда недвижимости в Москве.
d-ed.ru
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Знакомство с филателией /

СТО (Марка с гашением по заказу)


Марка СТО
- (перевод английского термина "Сancelled-Тo-Оrder", от сокращения которого появился часто употребляемый в России термин - СТО)  - почтовая марка, погашенная почтовым штемпелем по просьбе клиента или организаций уполномоченной на это государством.

В России такой организацией до недавнего времени являлась  ИТЦ "Марка", согласно п. 3.3. Положения о Государственных знаках почтовой оплаты РФ №115 от 26 мая 1994 года:"...Издатцентру "Марка" разрешается изготавливать на предприятиях Гознака или самостоятельно часть тиражей Государственных знаков почтовой оплаты в гашеном виде."

И хотя в настоящее время из этого положения изъяты полностью пункты 2 и 3 (в т.ч. и п. 3.3), однако в прошлом почта СССР и РФ активно изготовляла СТО. Думаю, что в современной редакции такая законодательная возможность имеется.

А теперь более подробно о возникновении СТО (в дальнейшем будем использовать для краткости этот термин). Кто-то не поленился и подсчитал, что во всем мире за первые 10 лет существования почтовой марки (1840 -1850 гг.) в 11 странах было выпущено всего 44 марки. Вдумайтесь в эту цифру – за 10 лет выпущено всего 44 марки, это чуть больше 1 марки в квартал. Теперь можно понять первых коллекционеров, которые успешно собирали «весь мир». Известные филателисты 19 века утверждали, что первые марки в их коллекциях появились в конце сороковых – начале пятидесятых годов, т.е. примерно через 10 лет после выпуска «черного пенни». И можно понять издателей, которые выпускали для коллекционеров иллюстрированные альбомы «Для марок всего мира».

Посмотрим на динамику выпуска марок дальше. Один из первых каталогов, изданный в 1861 году перечислял уже уже 1080 марок. Достаточно много, но еще можно еще было201.JPG собирать весь мир. Что и делали многие состоятельные филателисты.

Следует отметить, что до 1871 года, когда в Перу вышла первая (что касается слова первый, то тут всегда возникают и другие претенденты на этот титул)  памятная (коммеморативная) марка, посвященная 20-летию открытия железнодорожной линии Лима – Каллао, сюжет почтовых марок был довольно прост. На почтовой марке изображали портрет главы государства, просто цифру номинала, аллегорический рисунок. Памятная марка резко изменила ситуацию. Так как юбилеев в мире много, то и число марок начало резко расти. Памятные марки были значительно привлекательнее традиционных почтовых марок, поэтому ряды филателистов тоже начали быстро расти. В результате появился эффект «снежного кома».

Первые коллекционеры собирали марки купив их на почте или сняв нужную марку с конверта. Сколько же ценнейших марок было погублено при этом. Когда же число марок и стран, выпускавших их, стало резко расти, то они стали прибегать к услугам торговцев. И все чаще стали спрашивать для коллекций гашеные марки т.к. коллекционировать чистые марки стало финансово достаточно накладно. Эту тенденцию уловили почтовые администрации и в продаже появились почтовые марки погашенные специально для коллекционеров. Ведь они стоили в несколько раз дешевле не гашенных и при этом значительно отличались (в лучшую сторону) своим внешним видом от марок снятых с конверта.  Это было выгодно и коллекционерам и почтовым администрациям, которые получали от торговцев деньги, значительно превосходящие их полиграфические затраты.

Трудно сказать, когда началась эра гашения почтовых марок по заказу. Они получили популярность, ну а дальше начал действовать закон рынка "Спрос рождает предложение".  Основное отличие марок СТО от марок, погашенных почтой в процессе оплаты почтовых услуг - наличие оригинального клея.

203.JPG
202.JPG

 СССР. Достаточно старые СТО.
Год в дате гашения марок золотого стандарта сознательно "забит"



Думаю, что никто не оспорит тезис, что СТО - это практически единственная возможность купить полные серии почтовых марок по приемлемой цене,  потому что на покупку чистых не у всех хватает средств. Собрать же гашеную полную серию, т.е чтобы все марки серии прошли реальное почтовое обращение, крайне трудная задача, иногда вообще не реальная. Вспомним период начала коллекционирования большинства из нас - детский возраст, огромный интерес, но нет никакой возможности купить полные серии не гашеных марок.  СТО же многим предоставляли эту возможность, увеличивая численность филателистов, многие из которых позднее, став известными коллекционерами, могли и пересмотреть свое отношение к СТО.

Замечу, что ряд коллекционеров с большим предубеждением относятся к СТО. Однако такая позиция, думаю, не совсем верна. Каждый коллекционер делает собственный выбор. Не нужно думать, что СТО это изобретение нашей советской (российской) почты и почт бывших стран народной демократии. Они существуют во многих, причем очень известных в филателистическом мире странах. Вот перед Вами многочисленные СТО Франции. И многие коллекционеры с удовольствием их покупают. Просмотрел выставочный регламент ФИП. Там нигде нет упоминания о запрете СТО для экспонирования.    

204.JPG
205.JPG
206.JPG
207.JPG

Но продолжим историю СТО. На первых порах для выполнения решения об изготовлении СТО организация, выполняющая этот заказ выделяла работников, давала им в руки почтовый штемпель и они начинали методично гасить листы почтовых марок. Затем это процесс решили немного механизировать. Наверное стали использовать какие-то механизмы чтобы облегчить процесс гашения марок. В конце концов кто-то сообразил, что этот процесс можно осуществить прямо в процессе печати почтовых марок. При этом гашение марок в листе происходит очень аккуратно, одним оттиском гасится сразу 4 марки и ручной труд вообще исключается.

  208.JPG

Когда гашение почтовых марок происходит в типографии, то последовательность операций не всегда совпадает со вроде бы очевидной схемой: вначале полностью печатается типографский лист марок, а только затем происходит гашение этого листа почтовым штемпелем. На практике эту последовательность задает технолог, поэтому иногда получается так, что на некотором этапе на поверхность типографского листа наносится оттиск почтового штемпеля, а  уж потом допечатывается сама почтовая марка или часть ее. В результате возникает сюрреалистическая картинка - какая-то из красок почтовой марки может получиться сверху черной краски штемпеля.  
     

210.JPG 209.JPG 211.JPG
На "крупном" плане марок хорошо видно, что золотая краска на марке нанесена сверху черной краски штемпеля

 
Когда коллекционеры это заметили, то марки СТО стали одним из излюбленных объектов исследования, наравне с поиском разновидностей. Появились и публикации на эту тему в различных филателистических журналах.  Что касается советских (российских) СТО, то гашение их производится настоящим почтовым штемпелем, который часто оставляет видимые вмятины на оборотной стороне марки. В некоторых странах даже штемпель на марках СТО производится офсетным способом.

Однако, несмотря на все споры о почтовых марках погашенных по заказу (СТО) они остаются и будут оставаться предметом коллекционирования, т.к. они наиболее доступны для начинающих филателистов и часто являются той питательной средой на которой может вырасти в будущем какой-нибудь известный и уважаемый коллекционер.

Есть еще одна, самая первая, т.к. по времени более ранняя,  причина появления СТО. Встречаются случаи, когда по каким-то причинам отпечатанный тираж почтовой марки становится невозможно использовать по назначению. В этом случае, что бы как то оправдать свои расходы, почтовая администрация аннулирует оставшийся запас почтовых марок, нанеся на марки какой-то  знак и продает эти марки коллекционерам по скромным ценам.

Для примера можно привести цитату из каталога Скотт (речь идет о марках Испании):" Марки выпусков 1854-1882 гг., погашенные тремя параллельными горизонтальными полосками или тремя линиями - нераспроданные остатки". Подобные случае были и в истории земских марок России (например марка №1 (1897 год) Новоузенской почты Самарской губернии - в каталоге Чучина написано: "...чаще всего эти марки перечеркнуты красной или синей чернильной полосой, уничтожавшей марки в листах. Марки без таких линий ценятся выше)".

213.JPG



215_1.JPG
214.JPG

Разработка «Наш ГОРОД»