Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



http://mtlink.ru/ Металлизация отражателей фар восстановление отражателей фар.
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

События в марках /

Неизвестная война-2. События 1939 года-2


180.JPG Оглавление


ВТОРЖЕНИЕ В ФИНЛЯНДИЮ

Начиная с апреля 1938 года СССР и Финляндия вели переговоры об изменении принципов советско-финских отношений. Враждебная СССР позиция Финляндии создавала серьезную угрозу северо-западным границам СССР и непосредственно Ленинграду. Ведя подготовку к войне, Финляндия особое внимание уделяла созданию укреплений в приграничных районах и главным образом на Карельском перешейке, где граница проходила в 32 км от Ленинграда. Советское правительство 14 октября 1939 года предложило рассмотреть вопрос об аренде полуострова Ханко и территориальном обмене, который предусматривал компенсацию территориальных уступок со стороны Финляндии (на Карельском перешейке, на полуостровах Рыбачий и Средний и ряд островов в Финском заливе) вдвое большей территорией Советской Карелии.

39_21.JPGПоследний раунд переговоров прошёл в Москве в октябре - ноябре 1939 года. Во время переговоров по настоянию Великобритании, Франции и США, Финляндия заняла максимально неуступчивую позицию.  Поддерживаемые странами Запада, финские политики были в полной уверенности, что СССР не решится на военное решение вопроса. Финские военные высоко оценивали свои оборонительные возможности и считали, что Красная Армия недостаточно сильна и организована для вступления в войну. Достигнуть соглашения так и не удалось. 13 ноября 1939 года  переговоры были прерваны и финская делегация отбыла из Москвы. По некоторым свидетельствам, Молотов прокомментировал отъезд финнов словами: «Политики сделали все, что могли. Теперь дело за военными».

Война началась 30 ноября 1939 и продолжалась до 12 марта 1940 года. На первом этапе войны советские войска встретив ожесточенное сопротивление начали нести большие потери. Когда Сталин отдал приказ своей армии пересечь финскую границу, он ожидал легкой победы. Вместо этого, самая холодная зима столетия помогла обороняющимся, значительно уступавшим в численности, и буквально заморозила советские войска. Советские танки при температурах 40 - 50 градусов ниже ноля глохли и становились легкими целями. Быстрые финские лыжные отряды, одетые в теплый камуфляж, нападали на плохо одетых красноармейцев со всех сторон. Прежде, чем зима закончилась, и сопротивление Финляндии было сломлено, финская армия потеряла более 70 тысяч солдат, но  потери Красной Армии оказались еще больше.

39_22s.JPG 39_23s.JPG

И все же устоять войскам Финляндии было сложно. В результате  советские войска закончили войну в Выборге.  А СССР получил все то, что ему было отказано в 1939 году. По условиям Московского мирного договора к СССР отошел Карельский перешеек, Выборг, Сортавала, ряд островов в Финском заливе, часть финской территории с городом Куолаярви, часть полуостровов Рыбачий и Средний. В границах СССР полностью оказалось Ладожское озеро.  Кроме того, СССР получил в аренду часть полуострова Ханко сроком на 30 лет для оборудования там военно-морской базы. Граница, которая была установлена по этому договору, в основном повторяла границу 1791 года до вхождения Финляндии в состав Российской империи.
39_24.JPG
Красным цветом отмечены территории, отошедшие к СССР после войны 1939-40 годов.


СРАЖЕНИЕ  У СЕРЕБРЯНОЙ РЕКИ


39_31.JPGСражение у Ла-Платы (Rio de la Plata - Серебряная река - воронкообразное устье слияния рек Уругвай и Парана в Атлантический океан) 13 декабря 1939 года был первым крупным морским сражением Второй мировой войны. Немецкий крейсер «Адмирал граф Шпее - Admiral Graf Spee», осуществлявший рейдерские операции (до своей гибели в гавани Монтевидео крейсер серьезно досадил англичанам, успев потопить одиннадцать торговых судов), был обнаружен тремя британскими крейсерами "Эксетер - HMS Exeter", "Аякс - HMS Ajax" и "Ахиллес - HMNZS Achilles".

В 6 ч 18 мин первый залп немецкого рейдера лег между английскими крейсерами, а через четыре минуты заговорили орудия «Эксетера». Приняв легкие крейсера за эсминцы, командир «Адмирала графа Шпее» капитан 1 ранга Ганс Лангсдорф приказал сосредоточить огонь артиллерии главного калибра только на тяжелом крейсере.


39_34s.JPG 39_35s.JPG
«Адмирал граф Шпее - Admiral Graf Spee»

В течение следующих двадцати минут «Эксетер» получает несколько попаданий, в результате чего у него оказалась разбитой вторая носовая башня, разрушен командирский мостик, нарушена связь и выведены из строя механизмы управления рулями. Перейдя в кормовую боевую рубку, командир английского корабля приказывает дать по немецкому линкору торпедный залп, и в это самое мгновение корабль сотрясают ещё два тяжелых попадания. Окутанный дымом, осевший на нос и накренившийся на борт, израненный «Эксетер» в 7.40 выходит из боя и уходит  к Фолклендским островам, где он был отремонтирован и переоборудован. В дальнейшем крейсер продолжал свои боевые действия на Тихом океане, где был потоплен японцами в 1942 году.

39_32s.JPG 39_36s.JPG
"Эксетер - HMS Exeter"

Тем временем легкие крейсера, обстреливаемые только вспомогательной артиллерией линкора, проскочили опасную зону и, по словам Лангсдорфа, вели себя с «непостижимой наглостью». Когда в 7.16 рейдер повернул к югу, намереваясь добить «Эксетер», легкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес», ринувшись на помощь своему собрату, стреляли так точно и эффективно, что двумя снарядами вывели из строя систему управления артиллерийским огнем на «Адмирале графе Шпее». И хотя эти действия не остались безнаказанными — один 280-мм немецкий снаряд вывел из строя кормовые башни на «Аяксе», а другой снес его мачту, — оба англичанина продолжали как тени следовать за отходящим к востоку «карманным» линкором.

39_33s.JPG 39_37s.JPG
"Аякс - HMS Ajax"

Легкий крейсер Новой Зеландии "Ахиллес" был одним из этих трех союзнических  военных кораблей, которые обнаружили немецкий крейсер. "Ахиллес" выполнил приказ "Атаковать все время и днем и ночью".  Мастерское маневрирование  в течение всего сражения позволило команде минимизировать повреждения, в то время как его шестидюймовое оружие превратило немецкий линкор в решето. Когда "Адмирал Граф Шпее" сбежал, "Ахиллес" стал главным судном преследования  до тех пор пока "Адмирал Граф Шпее" не проскользнул в нейтральную уругвайский гавань Монтевидео - место своего последнего пребывания.   

39_38s.JPG 39_39s.JPG
"Ахиллес - HMNZS Achilles"

В полночь, когда «Адмирал граф Шпее» отдал якорь на рейде Монтевидео, «Аякс» и «Ахиллес», разделившись, поспешили перекрыть оба выхода из устья Ла-Платы. На следующую ночь к ним присоединился тяжелый крейсер «Кумберлэнд».

Хотя повреждения «Адмирала графа Шпее» оказались не очень велики, он нуждался в ремонте, которого нельзя было сделать за три дня, предоставленных правительством Уругвая согласно нормам международного права. Уверовав в неминуемую гибель своего корабля, Лангсдорф послал запрос в Берлин, откуда был получен едва ли не личный приказ фюрера: боя не принимать, корабль уничтожить. Лангсдорф приказал затопить корабль. Команда сошла на берег и была интернирована а капитан Лангсдорф покончил жизнь самоубийством 19 декабря 1939 года.

Победа флота оказала положительное влияние на моральный дух Британской Империи. Уинстон Черчилль в своей книге «Вторая мировая война» писал:  «Исход боя у реки Ла-Плата вызвал ликование в английском народе и повысил наш престиж во всем мире. Зрелище трех более слабых английских кораблей, атаковавших и обративших в бегство противника, обладавшего гораздо более мощными орудиями и броней, вызвало всеобщее восхищение».


180.JPG
Оглавление
Разработка «Наш ГОРОД»