Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Знаменитые люди /

Новая тема: «Луи Брайль».


  
          
000.JPG
                                    
Lb01.JPG
Мы, филателисты, по-разному относимся к тематическому коллекционированию почтовых марок.  Кто-то считает тематическую филателию детской забавой, связанной с собирательством марок-картинок. Кто-то, наоборот, считает, что тематическое коллекционирование это путь к получению дополнительной информации и знаний. Есть филателисты, которые считают, что на базе формирования тематической коллекции можно проводить исследования и даже получать научные результаты. Но это уже, конечно, некоторый перегиб, так как филателия это всего на всего хобби, хотя и всемирного уровня.

С другой стороны, уверен, никто не станет оспаривать того факта, что тематическое коллекционирование самое популярное и демократическое направление  в нашем филателистическом мире.  Кроме того, большинство наших коллег пришло в «мир почтовых марок» именно через «тематическую филателию». Если, вдруг, кто-то из наших филателистов заявит, что он с семи лет от роду собирает «Земства» или «Немецкие княжества», то, уверен, никто из нас ему не поверит, так как это чистой воды лукавство. 

Следует отметить, что тематическая филателия первоначально получила свое   развитие где-то в 20-30-х годах XX века, и окончательно оформилась, как направление коллекционирования, в 50-х годах, на что почтовые ведомства всего мира откликнулись выпуском марок и их серий, строго посвященных той или иной теме.  Конечно, первоначально,  рассматриваемое  коллекционирование марок ограничивалось всего несколькими десятками тем, самого общего характера, например: «Фауна»,  «Флора», «Корабли», «Железнодорожный транспорт», «Спорт», «Географические Карты», «Персоналии» и др.  Но и этого было вполне достаточно, чтобы  способствовать резкому росту рядов филателистов во всем мире.  С другой стороны,  рост числа филателистов вызвал резкое увеличение выпуска почтовых марок тематической направленности и, в дальнейшем дифференциацию вышеупомянутых тем, на темы более детального, нижнего уровня.

Кроме того, фактически ежегодно в филателии стали появляться новые, до того неизвестные и несвязанные с базовыми темами направления тематического коллекционирования. Во многом, такому положению дел, способствовали объективные процессы научно-технического прогресса, социализации и гуманизации общественных отношений,    и, конечно,  глобализации.  Действительно, согласитесь, что тема «Дайвинг» не могла появиться в филателии до изобретения акваланга в 1943 году.  Больше того, необходимо было относительно длительное время, чтобы акваланг стал одним из самых популярных увлечений у людей. И только тогда почтовые ведомства разных стран отреагировали выпуском марок по этой теме.  Но потребовался еще, относительно длительный срок,  для накопления определенного минимального массива почтовых марок, который, в конечном итоге, можно было выделить в соответствующую самостоятельную тему. Чисто формально отмечу, что под «определенным минимальным массивом» мы можем подразумевать количество почтовых марок, которыми можно было наполнить шестнадцати страничный кляссер, а это, примерно, соответствует одно стендовой выставочной коллекции, конечно, с учетом добавления к ней, в разумных пределах, целых и цельных вещей. В настоящее время, мы можем констатировать, что практически из года в год, примерно таким же образом,  появляются новые темы.

И вот, в 2009 году, родилась новая, очень интересная тема «Луи Брайль».  Это было связано с 200-ти летним юбилеем его рождения. Филателисты, как правило, народ любопытный, грамотный, много читающий и знающий, поэтому я только вкратце остановлюсь в этой статье на персоне этого выдающегося человека и его изобретении.

Lb02.JPGВ античные времена и средние века отношения общества к инвалидам было пренебрежительным, если не сказать жестоким.  Эти люди, если не имели богатых родителей,  становились изгоями.  Жизнь их была мучительной и непродолжительной. Впервые, в самом начале так называемой «Эпохи Просвещения»,  проблему инвалидов поднял великий французский просветитель и философ Дени Дидро (1713-1784).  Дидро написал и в 1749 году опубликовал «Письмо о слепых в назидание зрячих», за что будущий Почетный член Петербургской Академии наук и Академии художеств был заточен в Венсенский замок, правда, ненадолго, на три месяца. В своей работе, Дидро не только знакомил читателей с проблемами слепых людей, но и выдвигал идеи развития у них других органов чувств – слуха, обоняния и осязания для целей компенсации потери зрения.  Конечно, только ограниченное число людей, могло ознакомиться с трудами мыслителя, но начало было положено. Отношение общества к инвалидам начало постепенно меняться.  Стали появляться энтузиасты, которые пытались что-то конкретно сделать для инвалидов, и не только для отдельных людей из их числа, но и для всех, в целом.

Lb03.JPGТак, например, во второй половине XVIII века, молодой, высокообразованный француз Валентин Гаюи  (1745-1822), решил посвятить все свое свободное время помощи слепым людям.  Первоначально, он занимался персонально с одним юношей, проводил с  ним  устные  беседы, рассказывал ему об окружающем  мире,  пытался обучать его играть на музыкальных инструментах. И самое главное, он попробовал научить  юношу письменности, сделав ее осязаемой.  В дальнейшем, в 1784 году,  фактически без всякой помощи государства, Гаюи открыл первую в мире школу для слепых детей, в которой проходило их обучение по специально разработанной методике, в том числе, детей учили читать с помощью специально разработанного Гаюи рельефно-линейного шрифта. Больше того, Гаюи открыл при школе типографию, в которой посредством этого шрифта было отпечатано для слепых несколько книг. Эти книги активно использовались вплоть до другого изобретения, которое сделал Луи Брайль (1809-1852). 

Lb04.JPGЛуи Брайль родился в маленькой французской деревушке, недалеко от Парижа в семье мастерового. В результате нелепой случайности в возрасте трех лет Луи Брайль почти потерял зрение. Но Луи повезло с родителями, которые делали все, для того чтобы облегчить его страдания. Луи даже отправили в обычную школу, где благодаря своему природному уму, отличной памяти он делал успехи.  Когда мальчику исполнилось 10 лет, родители отправили его в Париж для обучения в Королевском институте для слепых. За этим громким названием, скрывалось жалкое тесное и сырое помещение, в котором и происходило обучение детей. Наверное, это и было причиной полученного в дальнейшем Брайлем туберкулеза и непродолжительности его жизни.

Система, по которой обучали слепых детей в этой школе, не удовлетворила  Луи Брайля.  Она была предназначена для военных, чтобы те в ночное время могли читать донесения. Шрифт этой системы базировался на выпуклых точках, расположенных по шесть в две колонки, что соответствовало определенному звуку.  Луи Брайль посчитал, что слишком много точек используется для обозначения одного звука, нет обозначения математических знаков, кроме того имеется еще ряд существенных недостатков.

В свободное от занятий время, мальчик, практически слепой, начал свои эксперименты по созданию нового, более удобного и информативного шрифта для слепых людей. При этом инструментами ему служила простая иголка, а материалом обычный листок бумаги,  прокалывая который, он получал выпуклую точку с обратной стороны.  В конечно итоге, все эти эксперименты с бумагой и иголкой позволили ему создать гениальный алфавит для слепых, основой которого составляли различные комбинации шести выпуклых точек.  Для чтения текста, слепой человек должен был проводить  кончиками пальцев по выдавленным строчкам. Произошло это в 1824 году.  На доведение своего открытия до практического уровня, молодому человеку потребовалось еще несколько лет. Система Брайля стала включать в себя не только звуки, но и знаки препинания, цифры и даже ноты.  Луи в 1829 году опубликовал результаты своей работы в печати.  Но в окончательном виде система сформировалась только к 1837 году.

Не сразу, но шрифт Луи Брайля распространился по всему миру, и самым активным образом используется до сих пор. В России шрифт появился во второй половине ХIX века.  Но, массовое обучение слепых людей началось только в 1936 году в СССР, причем, не только на русском языке, но и на других языках народов союзных республик, для чего были разработаны национальные варианты шрифта Брайля.  Можно отметить, что Луи Брайль, скромный, добрый и необычайно талантливый человек,  помог слепым людям всего мира в преодолении своего физического ограничения.

В филателии, тема «Луи Брайль» вышла не из базовой темы «Персоналии». Скорее всего, она выделилась из другой темы общего уровня, а именно «Люди с ограниченными физическими возможностями».  Марки почтово-благотворительного характера в пользу семей погибших, сирот, раненых и инвалидов выходили и раньше. Однако мировая война оставила после себя огромное количество искалеченных людей. Поэтому  практически все страны Европы столкнулись с необходимостью решения проблемы помощи воинов - инвалидов как на государственном, так и общественном  уровнях. Почтовые администрации ряда стран подключились к решению этой проблемы, начав выпускать  марки, посвященные этой проблеме. Следует отметить, что чаще выпускались   благотворительные виньетки, которые  продавались на почте. Люди, купив такую виньетку, наклеивали ее на письма рядом с почтовой маркой и таким образом отчисляли некоторые средства в фонд помощи инвалидов.

Lb05.JPG Lb06.JPG Lb07.JPG
Почтовые марки Бельгии в пользу инвалидов мировых войн.

Едва человечество только-только оправилось от разрухи, оставленной первой мировой войны, а Европе уже чувствовалось приближение новых военных конфликтов. Америка погрязла в  тяжелом экономическом кризисе. Но, отдельные страны, все же выпускали почтовые марки посвященные инвалидам, в том числе и слепым людям. Так, на почтовой марке Голландии 1931 года мы видим изображение слепого человека, который использует шрифт Брайля.  Марка Саара 1926 года выпуска,  изображает слепого человека, который передвигается с помощью собаки-поводыря, Франция в 1938 году выпустила почтовую марку «Радио для слепых»

Lb08.JPG Lb09.JPG
Lb10.JPG

                                   
Но вот, грянула вторая мировая война, и опять почтовые ведомства начали выпускать марки, посвященные раненным и инвалидам войны. И конечно,  это были благотворительные или, так называемые,  полу почтовые марки, соответствующие отчисления шли напрямую в организации красного креста или напрямую в госпиталя. 

Lb11.JPG Lb12.JPG

Конечно, формирование любой тематической коллекции это личное творческое дело каждого филателиста. Но, на мой взгляд, все же, любая тематическая коллекция должна иметь базовую часть, которая может в себя включать, например, «первые из первых» марок, выпущенных по данной конкретной теме, или подборку марок, которая раскрывает предысторию «рождения» данной темы. Таким образом, все почтовые марки, показанные выше, на мой взгляд, вполне могут составлять базовую часть коллекции по теме «Луи Брайль». Без них, коллекция выглядела бы несколько однообразно.






          
000.JPG
Разработка «Наш ГОРОД»