Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



Смотрите описание диски Alcasta Екатеринбург тут. . юридический адрес в Подольске
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

События в марках /

Важнейшие события ХХ века (1900-1909) ч.2

180.JPG
000.JPG



ГРАММОФОН  ЗНАКОМИТ  ЛЮДЕЙ  С  ШЕДЕВРАМИ   МУЗЫКИ


1_03_02.JPGЗа каких-то 100 с небольшим лет человечество прошло дорогу от фонографа к компакт-диску. Звукозапись сегодня - не только развитая отрасль шоу-бизнеса с многомиллионным денежным оборотом, но и (что значительно важнее) часть музыкальной и социальной культуры, которая формирует эстетические и этические позиции человечества. Тот факт, что подавляющее число населения планеты знакомы с классическими произведениями не в живом концертном исполнении, а в записи, уже давно никого не удивляет.

С чего же все началось? Когда музыка и техника вступили в союз, благодаря которому мы имеем удовольствие слушать Глюка, Гайдна, Моцарта, Бетховена, а также Beatles, и сотни тысяч других групп, композиторов и исполнителей? Кто впервые задался благородной целью сохранить эту тонкую материю - звук?  В поисках ответов на эти, казалось бы, простые вопросы мы обнаружим, что история развития звукозаписи - тема не очень то и простая. И все же сложилось определенное мнение об изобретении и изобретателей  этих устройств.

Утверждают, что попытки создания аппаратов, воспроизводящих звуки, предпринимались еще в Древней Греции. В эпоху возрождения был создан целый ряд разнообразных механических музыкальных инструментов, воспроизводящих в нужный момент ту или иную мелодию: шарманок, музыкальных шкатулок, ящиков, табакерок.

Первая мысль о записи звуковых колебаний без механической связи записывающего аппарата с звучащим телом принадлежит парижскому издателю и книготорговцу Леону Скотту (Édouard-Léon Scott de Martinville), назвавшему свой аппарат фонаутографом (phonautograph), и относится к 1857 году. Это был первый записывающий аппарат с мембраной. Записывающим телом служило маленькое страусовое перышко. Подобные попытки делали и другие изобретатели. Во всех этих случаях запись применялась только с целью изучения звуков. Впрочем, сам Скотт производил записи речи своих домашних, но это рассматривалось как пустое занятие и вызывало многочисленные насмешки.

Идею об обратимости звукозаписи впервые высказал, и притом с полной ясностью, не физик, а французский поэт и изобретатель  Шарль Кро (Charles Cros). Кро не добивался патента, а вместо этого направил письмо в Академию наук, которое было оглашено 3 декабря 1877 года. Но в результате его идея не получила никакой поддержки, и его имя оказалось почти забытым. Несколько ранее - 10 октября 1877 года в газете "La Semaine du Clerge" была напечатана заметка, в которой обстоятельно сообщалось о сделанном Кро изобретении, и которое он надеялся показать на  Международной парижской выставке  1878 года. В этом описании, между прочим, предлагается назвать прибор фонографом. Прибор этот описывается именно с валиком,  т. е. в том виде, который вскоре после этого придал своему фонографу Эдисон.

В это же время  по другую сторону океана такие же проблемы пытался решить  Томас Алва Эдисон (Thomas Alva Edison). Сам Эдисон так описывал тот момент, когда его посетила поистине гениальная мысль: "Однажды, когда я еще работал над улучшением телефона, я как-то запел над диафрагмой телефона, к которой была припаяна стальная игла. Благодаря дрожанию пластинки игла уколола мне палец, и это заставило меня задуматься. Если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи, почему бы пластинке не заговорить?"

По своему обыкновению, Эдисон не стал медлить, а приступил к созданию невиданного дотоле устройства. В том же 1877 году Эдисон поручил механику  собрать свой первый образец. Именно этот  аппарат стал первой в мире «говорящей машиной» - Эдисон громко пропел в рожок популярную английскую детскую песенку: «У Мэри был барашек» (Marie had a little lamb), а устройство воспроизвело «услышанное», хотя и с большими помехами. Правильно оценив перспективы своего изобретения, Эдисон подал заявку на патент и  19 февраля 1878 года получил патент под номером 200521, который юридически удостоверял его первенство. Внешне конструкция фонаутографа имело немалое сходство с фонографом Эдисона, что послужило впоследствии причиной иска к нему  со стороны Скотта.

1_03_03s.JPG

Сказать, что фонограф произвел международный фурор - значит, не сказать ничего. Однако конструкция фонографа не позволяла получить качественного воспроизведения, хотя сам Эдисон многие годы после создания первого фонографа вносил в устройство усовершенствования. Для записи и воспроизведения звука Эдисон использовал восковые валики. Основные недостатки этого носителя звука - недолговечность и невозможность тиражирования. Каждая запись существовала только в одном экземпляре.  Хотя следует отметить, что в качестве диктофона фонограф просуществовал несколько десятков лет. Валики к нему выпускались вплоть до 1929 года.

1_03_04.JPGА вот изобретению более практичных аудионосителей мы обязаны другому американскому изобретателю - Эмилю Берлинеру (Emile Berliner). В 1877 году, после изобретения Александром Беллом телефона, Берлинер сделал несколько изобретений в области телефонии, а затем обратил свое внимание на проблемы звукозаписи. В отличие от фонографа Эдисона, Берлинер для записи звука разработал один аппарат - рекордер, а для воспроизведения звука другой - граммофон. 8 ноября 1887 года Берлинер получил на свой граммофон патент №372786, а 16 мая следующего года продемонстрировал устройство во Франклиновском институте в Филадельфии. Он заменил восковой валик Эдисона плоским диском - граммофонной пластинкой - и разработал технологию ее массового производства. Заслуга Берлинера состояла также и в том, что он осознал необходимость копирования записи с оригинала (матрицы).

Возможность тиражирования аудиозаписей - краеугольный камень всей современной звукозаписывающей индустрии. В этом направлении Берлинер работал очень упорно. В 1897 году Берлинер и Элдридж Джонсон (Eldridge Jonson) открыли в США первую в мире фабрику по производству грампластинок и граммофонов – «Victor Talking Machine Co.». Затем, в Великобритании, Берлинер создает компанию «E. Berliner's Gramophone Co.» И уже к началу 1902 года компании предприимчивого изобретателя реализовали свыше четырех миллионов грампластинок!  В том же 1902 году на оборудовании фирмы Берлинера было сделано восемь первых записей легендарного русского певца Федора Шаляпина.

1_03_01s.JPG

Достоинства граммофона  в начале ХХ века оценил один из самых популярных в те времена оперных певцов - Энрико Карузо (Enrico Caruso). Именно он, одним из первых среди оперных певцов зафиксировал практически всю основную часть своего репертуара на граммофонных пластинках, продажа которых многократно увеличила мировую славу певца.


ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ  ПРОГРЕСС АВИАЦИИ

С давних времен люди, мечтая подняться в небо и увидеть землю с высоты птичьего полета, завидовали пернатым созданиям, летающим под облаками.

Существуют различные легенды о полетах. Одной из таких мифических историй является сказание об Икаре и Дедале. Долгое время искусный зодчий Дедал и его сын Икар были пленниками на острове Крит. Однажды отец и сын решили бежать. Скрепив воском птичьи перья, они сделали крылья, на которых попытались перелететь с Крита на побережье Малой Азии. По легенде, Икар поднялся очень близко к солнцу, и воск, соединявший перья, растаял. Юноша упал в море и утонул. Дедал летел гораздо ниже, поэтому ему удалось добраться до берега, а затем отправиться в Сицилию. Конечно, это лишь легенда, однако в древности именно полеты птиц вдохновляли многих энтузиастов на создание летательных аппаратов.

1_04_19.JPG

Начало двадцатого века ознаменовалось стремительным техническим прогрессом. Автомобиль, радио, самолет просто на глазах становятся из экзотических новинок обыденными вещами. Но чтобы первый самолет поднялся в воздух, потребовался труд многих ученых во многих странах мира.

Наверное следует вспомнить и запуски воздушных змеев в Китае, которые и стали предшественником планера. Однако лишь в XVIII столетии человеку удалось взлететь, только не по-птичьи, а на громоздком тепловом шаре-монгольфьере, подчинявшемся не аэронавту, а воздушным течениям. А исследования энтузиастов воздухоплавания все продолжались. Нужно вспомнить работы английского ученого Джорджа Кэйли (George Cayley), который был пожалуй первым теоретиком в области летательных аппаратов. Кейли  для изучения полета в 1804 году построил первый планер - моноплан с неподвижно закрепленным крылом и хвостовым оперением с вертикальной и горизонтальной плоскостями. Следует отметить, что еще в 1853 году Джордж Кейли смог несколько метров пролететь на махолете собственной конструкции. Его полёт состоялся ровно за полвека до полета братьев Райт, считающихся «отцами» современной авиации.

Еще одно имя в истории воздухоплавания - немецкий инжерер Отто Лиленталь (Otto Lilienthal).  Летом 1891 года Лилиенталь изготавливает из ивовых веток, обтянутых пропитанным воском ширтингом (вид батиста), очередной планер, оснастив его хвостовым стабилизатором и килем. Площадь крыла достигала 10 м2. На нем 43-летний Лилиенталь совершил в Дервице, под Берлином, первый настоящий полет на дистанцию 25 м, начав тем самым отсчет эры практической авиации.

1_04_11.JPG 1_04_12.JPG

Большая роль в области  самолетостроения принадлежит русскому ученому  Александру Федоровичу  Можайскому. Известно, что в 1877 году он предложил Военному министерству Российской империи осуществить постройку самолета. В предложенном им проекте говорилось о моноплане с одним тянущим и двумя толкающими винтами, с крылом в виде плоскости небольшого удлинения. Изобретателю пришлось строить полноразмерный самолет на свои собственные средства. Во время испытаний летом 1882 года  самолет Можайского оторвался от земли, но, потеряв скорость, рухнул на крыло, получив повреждения. А.Ф. Можайский пытался  его отремонтировать и продолжить испытания, но не нашел на это денег. Некоторые исследователи считают, что  летательному аппарату Можайского так и не удалось оторваться от земли. Однако когда встал вопрос о приоритете, Советский Союз настаивал на кандидатуре А.Ф.Можайского.

В большинстве стран мира приоритет изобретения и постройки первого в мире самолета  признается за американцами братьями Уилбером  и Орвиллом Райтами (Wilbur and Orville Wright). В споре за первенство есть еще один претендент – бразилец Альберто Сантос-Дюмон (Alberto Santos-Dumont), который работал во Франции. 19 октября 1901 года он совершил управляемый  полет вокруг Эйфелевой башни на дирижабле. Достижения в воздухоплавании Сантос-Дюмона сделали его одним из самых известных людей мира начала XX века.
1_04_14.JPG 1_04_13.JPG

Но вернемся к братьям Райт. Мысль о создании самолета на основе безмоторного летательного аппарата зародилась еще в 1902 году после удачных испытаний планера. Опасаясь конкурентов, Уилбер и Орвилл Райты держали свой проект в секрете. Построенный ими  четырехцилиндровый бензиновый двигатель водяного охлаждения мощностью 12 л. с. представлял собой облегченный вариант автомобильного двигателя. В результате проделанной работы был изготовлен биплан с двумя пропеллерами, которые вращались в противоположных направлениях, и двигателем, установленным на нижнем крыле. Управление крылями пилот осуществлял движением бедер, расположенные перед ним рычаги служили для включения двигателя и для управления рулем высоты.

14 декабря 1903 года братья Райт провели первое испытание своего аэроплана (пилотировал Орвилл), в ходе которого удалось продержаться в воздухе всего 3,5 сек. и пролететь 32 м. Через три дня была предпринята вторая попытка, оказавшаяся намного удачнее первой. Результаты самого удачного из четырех выполненных 17 декабря полетов были впечатляющими — самолет продержался на высоте 59 сек. и преодолел расстояние в 250 м.
1_04_15s.JPG

Так Уилбер и Орвилл Райты вошли в историю авиации как пионеры воздушного пространства, положившие начало освоению неба пилотируемыми летательными аппаратами тяжелее воздуха. В последующие годы изобретатели продолжили работу над своим самолетом.

1_04_10_1.JPGОднако самолет превратился из модной игрушки в транспортное средство лишь 25 июля 1909 года. когда французский летчик Луи Блерио (Louis Blériot)  впервые в мире преодолел пролив Ла-манш, разделяющий Францию и Англию. История началась в 1908 году, когда  известная английская газета «Дейли Мейл» объявила приз в 25 тысяч франков за полет на аэроплане через пролив Ла-Манш. Ширина  пролива  для авиации того времени  являлся серьезной преградой.

26 июля 1909 года во всех газетах Парижа красовались огромные заголовки: «Свершилось! Ла-Манш покорен!».  Действительно, днем раньше произошло событие, которого многие ждали. Впервые на самолете, или, как тогда говорили, аэроплане, удалось перелететь через пролив, разделяющий Англию и Францию. Первый перелет через Ла-Манш занял 33 минуты. За эти 33 минуты 1_04_18.JPGсамолет Блерио преодолел около 30 км. За свой подвиг Луи Блерио был удостоен высшей награды Франции - Ордена почетного легиона.

В настоящее время пассажирские авиалайнеры летают со скоростью немного менее 1000 км/час, уже отлетавшие сверхзвуковые «Конкорд» и «Ту-144» имели крейсерскую скорость  примерно вдвое большую. К настоящему времени уже определены перспективы создания в двадцать первом веке нового поколения самолетов, летающих с гиперзвуковыми скоростями, в 5 -15 раз превосходящими звуковую, а также воздушно-космических самолетов, взлетающих с обычных аэродромов, выходящих с космической скоростью в околоземное пространство и возвращающихся обратно.



180.JPG
000.JPG
Разработка «Наш ГОРОД»