Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



установка секционных ворот
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

События в марках /

Важнейшие события ХХ века (1910-1919) ч.1



000.JPG


11_00.JPG
Начало второго десятилетия ХХ века практически ничем не отличалось от прежних лет.  Однако уже начали проявляться  определенные противоречия между ведущими мировыми державами. Германская империя стала все больше утверждать свое политическое и экономическое лидерство в Европе. Кроме того, поздний старт Германии за обладание колоний привел к тому, что доступные колониальные ресурсы мира уже были поделены между  передовыми странами Европы. Растущая же экономическая мощь Германии требовала все новых материальных ресурсов. Естественно, что Германская империя стала настаивать на переделе колониальных владений Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Португалии в свою пользу. Инструментом давления  на Европу в руках Германии стал так называемый Тройственный союз (военно-политическое объединение Германии, Австро-Венгрии и Италии), созданный еще в конце XIX века.

Это очень не понравилось европейским грандам. Для противодействия силам Тройственного союза,  в самом начале ХХ века был создан другой военно-политический союз Англии, Франции и России (Антанта).

Таким образом, эти два союза разделили Европу на два враждебных лагеря, отношения между которыми стали все больше накаляться. И этой бочке пороха хватило небольшой искры, что бы в 1914 году мир охватила кровопролитная мировая война.

В результате Первой мировой войны карта Европы оказалась полностью перекроена. Исчезли  три из четырех мировых империй (Российская, Османская и Австро-венгерская). На их обломках возникли новые государства: Австрия, Венгрия, Югославия, Польша, Чехословакия, Литва, Латвия, Советская Россия, Турция, Эстония и Финляндия. Расскажем об этих  важнейших событиях второго десятилетия ХХ века чуть подробнее.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ  НАУЧНЫЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ
.

В 1895 году шведский химик, изобретатель динамита Альфред  Нобель (Alfred  Nobel) в своем завещании высказал решение об учреждении Нобелевской премии. Для этого он решил использовать свое огромное состояние. Воля Нобеля была исполнена – первое награждение лауреатов самой престижной международной премии, присуждаемой за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества было произведено в 1901 году. С тех пор человечество ежегодно чествует своих самых выдающихся ученых, литераторов и общественных деятелей.

11_02.JPG 11_01.JPG

11_04.JPGОтметим некоторые выдающиеся работы второго десятилетия ХХ века, авторы которых были удостоены  званий лауреатов Нобелевской премии. Следует отметить, что первым лауреатом Нобелевской премии по физике стал Вильгельм Рентген (Wilhelm  Röntge) за открытие икс-лучей (рентгеновского излучения). С тех пор исследование радиоактивности и строения атома отмечалась Нобелевскими премиями неоднократно.

Огромная  заслуга в формировании учения о радиоактивности и строении атома принадлежит английскому ученому Эрнесту Резерфорду (Ernest Rutherford).  Резерфорд считается величайшим физиком-экспериментатором двадцатого столетия. В каждой из трех областей науки, которыми он занимался (радиоактивность, атомная и ядерная физика), Резерфорд сделал фундаментальные открытия, заложившие основы учения о радиоактивности и строении атома. Одно из первых открытий Резерфорда заключалось в том, что радиоактивное излучение урана состоит из двух различных компонентов, которые ученый назвал альфа- и бета-лучи. Позже он  доказал, что существует еще и третий компонент, который назвал гамма-лучами.

Ученые до Резерфорда предполагали, будто атомы (слово «атом» в переводе с  греческого – неделимый) неделимы и неизменяемы. Но Резерфорд совместно со своим помощником  Фредериком Содди (Frederick Soddy)  показал, что когда атом испускает альфа- или бета-лучи, он преобразуется в атом иного сорта. Сначала химики не могли в это поверить. Однако Резерфорд и Содди провели целую серию экспериментов с радиоактивным распадом и трансформировали уран в свинец. За свои работы ученые получили Нобелевскую премию по химии: Резерфорд в 1908 году, а Содди в 1921 году.

11_03s.JPG


11_05.JPGОднако, планетарная модель строения атома, предложенная Резерфордом, не согласовывалась с законами электродинамики Максвелла – Лоренца. При таком строении атом должен быть в высшей степени неустойчивым. Заслуга датского физика Нильса Бора (Niels Bohr) состояла в том, что он устранил принципиальные недостатки модели Резерфорда, введя квантовые представления в теорию строения атома. В 1913 он создал свою теорию строения водородоподобного атома, которая противоречила законам классической физики, но позволила объяснить многие экспериментальные результаты. Работа Бора сразу привлекла внимание физиков и стимулировала бурное развитие квантовых представлений.  Важность открытий Бора оценил и Резерфорд. В 1936 году он писал «Я считаю первоначальную квантовую теорию спектров, выдвинутую Бором, одной из самых революционных из всех когда-либо созданных в науке; и я не знаю другой теории, которая имела бы больший успех». Заслуги Нильса Бора были отмечены в 1922 году Нобелевской премией по физике.

Работы Резерфорда, Содди, Бора в области ядерной физики позднее получили практическое применение. На основании этих работ, позднее человечество получило ядерное оружие. Появились  атомные электростанции, радиоактивные элементы стали широко применяться  в промышленности и медицине.

11_06.JPG14 декабря 1911 года человек впервые достиг Южный полюс планеты. Первопроходцем стал норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен (Roald Amundsen). Руаль поступил на медицинский факультет университета Христиании (Christiania, так в 1624-1877 годах называлась столица Норвегии Осло), но вскоре оставил учебу. Медицина его не интересовала, его влекли путешествия. Первый опыт полярной экспедиции Амундсен получил в 1897–1899 годах, когда он был первым помощником капитана на корабле «Бельжика».  Совершив несколько научных экспедиций в Арктику, Амундсен приобрел мировую известность. Теперь он стал читать лекции и занялся сбором средств на самый дерзкий полярный проект - покорение Северного Полюса. Его громкое имя быстро помогло Амундсену привлечь необходимый капитал.

Однако планы Амундсена были разрушены когда, в апреле 1909 пришло известие о том, что американский полярный исследователь со второй попытки  Роберт Пири (Robert  Peary) достиг Северного Полюса. Амундсен мгновенно меняет цель своей экспедиции. Приготовления продолжаются, но место назначения меняется на Южный Полюс. В то время всем было известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт (Robert Falcon Scott) также готовился к своей второй попытке открыть Южный Полюс. Амундсен торопится. 19 октября 1911 года полюсная партия в составе пяти человек на четырех санях, запряженных 52 собаками, отправилась в путь на покорение Южного полюса.  14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км. На Южном полюсе был установлен флаг Норвегии. Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней.

Экспедиция Роберта Скотта достигла своей цели на месяц позже своих соперников, 17 января 1912 года, и обнаружили на полюсе норвежский флаг и записку Амундсена. Скотт записывает в своём дневнике: «Норвежцы нас опередили - Амундсен оказался первым у полюса! Чудовищное разочарование! Все муки, все тяготы - ради чего? Я с ужасом думаю об обратной дороге…».

7 марта 1912 года из города Хобарта на острове Тасмания Амундсен известил мир о своей победе и благополучном возвращении экспедиции. Но мысль о Северном полюсе Амундсена не оставляла.  В  июле 1918 года Амундсен отправился на Северный полюс из Аляски на судне «Мод», но тяжелые ледовые условия 11_07.JPGпомешали выполнению его замысла. Тогда Амундсен решил исследовать Арктику с воздуха. На деньги спонсоров Амундсен покупает два крупных гидросамолета и 21 мая 1925 года отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс. После многих  технических проблем самолеты приземлились на лед в 150 километрах от Полюса. После ремонта техники экспедиция смогла вернуться к Шпицбергену. К тому времени ее уже считали погибшей.

От Шпицбергена участники экспедиции плыли на пароходе. Встреча в Норвегии была торжественной. Их встретили тысячные толпы ликующих людей. Это было 5 июля 1925 года. И хотя цель не совсем была достигнута, Амундсен снова стал национальным героем.

11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь Линкольн Элсуорт и итальянский инженер Умберто Нобиле стартовали со Шпицбергена на дирижабле «Норье» («Норвегия»), пролетели над Северным полюсом и через 71 час приземлились в Теллере на Аляске. Таким образом, Амундсен стал первым человеком,  побывавшим на обоих географических полюсах планеты.


СБОРОЧНЫЙ  КОНВЕЙЕР  ФОРДА

В 1913 году на заводе американской автомобилестроительной компании «Форд» (Ford Motor Company) появилась новая идея сборки автомобилей – конвейер.  Компания основана в 1903 году Генри Фордом (Henry Ford). Генри Форд начал работать уже в 16 лет.  Очень быстро смышленый молодой человек стал продвигаться по служебной лестнице. Уже в 1888 году он был назначен на должность  инженера-механика, а позже и главного инженера в «Электрической компании Эдисона» (Edison Illuminating Company). В 1893 году в свободное от работы время Форд сконструировал свой первый автомобиль. Это был даже еще не автомобиль в современном понимании, а двухцилиндровый квадроцикл.

23s.JPG 15s_1.JPG

С 1899 по 1902 год был совладельцем «Детройтской автомобильной компании», но из-за разногласий с остальными владельцами фирмы ушел из нее и в 1903 году основал собственную компанию  Ford Motor Company.

Первым, получившим массовое признание, стал автомобиль модели «Форд-Т (Ford-Т)», выпускавшийся в 1908 -1926 годах. В своей компании Форд стремился создать массовый автомобиль. Недаром его принципом работы стал лозунг «автомобиль для всех». Следуя этому лозунгу, завод Форда в самом начале эпохи автомобилестроения выпускал наиболее дешевые автомобили. Для дальнейшего развития этого принципа в 1913 году Генри Форд  внедрил на своем предприятии конвейерный метод сборки автомобилей. Производство автомобилей на конвейере позволило  значительно поднять производительность труда и  зарплату персонала и, одновременно,  уменьшить стоимость автомобиля для покупателей.

Считается, что Генри Форд был пионером в использовании конвейера. Однако следует отметить, что  конвейер внедряли и  до этого, однако заслуга Форда состоит в том, что его организация конвейерной сборки оказалась  впервые коммерчески весьма успешной. При обычной схеме сборки автомобиль «Форд-Т» продавался за 850$. Ведь для его сборки рабочие тратили не менее 12 часов. После отладки технологии конвейерной сборки готовый автомобиль выходил из стен завода всего за 1.5 часа. Это позволило снизить цену автомобиля в 1916 году до 400$. Ниже цен на автомобиль такого класса никогда не существовало. Вслед за Фордом подобное новшество стали использовать и на других предприятиях, и не только на автомобильных. В результате сборочный конвейер в промышленности значительно уменьшил себестоимость продукции.  Этот метод позволил увеличить спрос на  продукцию предприятий и привел к значительному росту промышленного потенциала во многих странах мира.

Ну а сам легендарный черный «Ford -T» прославил своего создателя на все времена. Америка долгие годы ездила именно на этих автомобилях. Американцы прозвали его «Жестянка Лиззи ( Tin Lizzie)». Почему не знаю, но давайте вспомним советский массовый автомобиль «Запорожец», который наши сограждане ласково называли "консервной банкой". Возможно это аналогичные ситуации.

Модель «Форд-Т» стала еще и первым  автомобилем, который выпускался на филиалах завода во многих странах мира. В частности, филиалы «Форда» имелись в Германии, Великобритании, Франции, Австралии и ряде других страна. В настоящее время это очень распространенная практика, но тогда это было большим нововведением. По данным компании было выпущено более 15 млн. автомобилей марки «Форд-Т».

24s.JPG 25s.JPG

В настоящее время  Ford Motor Company ежегодно производит миллионы легковых автомобилей. Она продает более 70 различных моделей машин по всему миру, произведенных под марками Ford, Lincoln, Mercury, Jaguar и Aston Martin.

ПЕРВАЯ  МИРОВАЯ  ВОЙНА

Летом 1914 года закончилась спокойная жизнь на европейском континенте, т.к. началась один из самых масштабных вооруженных конфликтов в истории человечества, которую позднее назвали Первой мировой войной. Этот конфликт, начавшийся в Европе, вскоре охватил и многие страны в других частях света.

14_03.JPG 14_04.JPG

В результате Первой мировой войны карта мира оказалась полностью перекроена. Прекратили свое существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. На  обломках  Российской и Австро-Венгерской империй возникли новые государства: Австрия, Венгрия, Югославия, Польша,  СССР, Чехословакия, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. По некоторым источникам страны - участницы конфликта потеряли около 12 млн. человек убитыми и около 55 млн. были ранены, а многие из них стали инвалидами.


НАЧАЛО  КОНФЛИКТА

Считается, что убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда (Franz Ferdinand) 28 июня 1914 года сербским террористом Гаврило Принципом стало поводом для начала первой мировой войны.

14_02.JPG 14_01.JPG

Престолонаследник Франц Фердинанд был  достаточно жестким политиком. Еще в 1906 году он составил план преобразования Австро-Венгерской империи, который должен был сгладить накопившиеся межнациональные противоречия. По этому плану на территории  Империи должны были образовываться 12 национальных автономий для каждой крупной народности. Это могло удовлетворить многие народности, но неожиданно в качестве противников плана выступила венгерская элита во главе с премьер-министром  Венгрии графом Иштваном Тисса. Поэтому некоторые историки утверждают, что существует вероятность причастности Тиссы к подготовке покушения в Сараево, совершенного сербскими националистами.

Следует отметить, что Франц Фердинанд был сторонником доминирующего положения католической церкви в Империи. Скорее всего, именно по этой причине Франц Фердинанд не любил русских и еще больше сербов. В Сербии имелся ряд националистических организаций, которые ставили своей задачей объединение южных славян и создание «Великой Сербии». Было образовано тайное общество «Чёрная Рука» стремившейся к объединению южных славян и ее боснийское отделение «Млада Босна». Хотя как политик он категорически выступал против превентивной войны с Сербией, сознавая, что это приведет к столкновению с Россией.

В конце июня 1914 года Франц Фердинанд посетил Боснию для наблюдения за военными маневрами и открытия музея в Сараево. Ехал он вместе со своей женой, чешской графиней Софьей Хотек. Руководство организации «Млада Босна» решила использовать этот визит для убийства престолонаследника. Убийство было поручено группе из шести заговорщиков. Все они были молодыми людьми, подданными Австро-Венгрии, уроженцами Боснии, православными сербами.

28 июня 1914 года террористы использовали свой шанс, правда не с первой попытки. Вначале  в автомобиль кортежа была брошена бомба. Был убит водитель и ранено несколько человек окружения эрцгерцога, но сам Франц Фердинанд и его жена не пострадали. Через некоторое время престолонаследник решил навестить раненых в больнице и попал под огонь револьвера Гаврило Принципа. Террорист произвел два выстрела: в эрцгерцога и его жену. Обе раны оказались смертельными. София скончалась первой буквально в течении минуты, а Франц Фердинанд был жив еще несколько минут.

14_05s.JPG

После известия о смерти Франца Фердинанда в Сараево начался  антисербский погром. Так как в убийстве была замешана Сербия, то Австро-Венгрия  мгновенно объявила Сербии войну. Сербию поддержала Россия. Так началась Первая мировая война.

И покатились эшелоны с военнослужащими разных стран на фронт, и пошли солдаты в атаки друг против друга, и полилась рекой кровь на полях сражений. А началось это все, кто бы мог тогда подумать,  после двух  выстрелов в Сараево. И продолжалась эта бойня 4 года. Только в 1918 году Первая мировая закончилась и солдаты стали возвращаться домой, но между этими датами было еще так много жутких и кровавых событий. Остановимся только на некоторых эпизодах  этой  войны.

14_06s.JPG 14_07s.JPG
14_08.JPG




000.JPG
Разработка «Наш ГОРОД»