Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



Технология движения
www.td-truck.ru
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Америка /

Колумбовская серия



В среде филателистов вот уже более ста лет течет, то затухая, то вновь обостряясь, вялая дискуссия о том, на котором месте надо бы обозначить конец т.н. «классического периода». Осложняет дело тот факт, что для каждой страны или территории рубеж, отделяющий классический период от неклассического, видится по-разному, в зависимости, так сказать, от местного колорита.

США тоже не избежали этой участи, и тамошние филателисты тоже спорят о том, где же оборвалось у них там золотое время классической филателии, причем, обычно спор ведется вокруг марок с номерами по каталогу Скотта от 112 по 133. Это те самые марки, на которых внезапно появляется скачущая лошадь, паровоз, корабль и даже сам Христофор Колумб (назовем это его первым пришествием) со своей свитой (Scott № 118 и 129). Но если Христофор Колумб это хотя бы человек, то вот лошадь, паровоз и корабль… ну никак не вяжутся с представлениями части спорящих о классике.

Columb01.JPG Columb02.JPG
Columb03.JPG Columb04.JPG

Противники отвечают на это, что никакой беды в паровозах и кораблях нет, а лошадь, скачущая на марке № 113, вполне даже классическая, потому что… ну вот просто потому что. К тому же и последующие марки, с номерами 134…229  разве что параноик не признает классическими. А вот марка № 230 — это да, это конечно… и тут споры стихают (но тоже не совсем), и воцаряется почти что единодушие, потому что, начиная с марки № 230 и заканчивая маркой № 245 в каталоге Скотта расположилась знаменитая «Колумбовская серия».

Второе пришествие Колумба оказалось настолько мощным и разорительным для коллекционеров, что не признать эту серию неким рубежом никак невозможно. Тут, однако, возникает еще один повод для споров, потому что сторонники удлинения классического периода опять делятся на две группы, одна из которых считает, что вот закончилась классика и началась Колумбовская серия, а вторая — что, вот, закончилась Колумбовская серия, а вместе с ней и классика.

Поскольку все эти споры — не более, чем очередная религиозная война, в которой нет и никогда не будет ни победителей, ни побежденных, давайте не будем ввязываться в драку, а просто полюбуемся на этот выпуск. Он этого вполне достоин. Тем более, что со многих точек зрения, выглядит он совершенно нетипично. Во-первых, нетрадиционный для тех времен и тех мест горизонтальный формат. Во-вторых, жанровые сценки, пришедшие на смену классическим портретам и абстрактным композициям. В-третьих, первое появление на марках США собаки, женщины, индейцев, и массы предметов, ранее никогда на марках не встречавшихся. В-четвертых, что тоже немаловажно, это первый коммеморативный выпуск в истории США. Ну и, наконец, номиналы некоторых марок, но об этом — чуть позже.

История появления этой серии проста и незатейлива: она была издана в честь 400-летия открытия Америки Христофором Колумбом и была приурочена к посвященной этому событию Всемирной выставке в Чикаго (штат Иллинойс, США), проходившей с 1 мая по 30 октября 1893 г. Примечание. Открытие выставки было запланировано на октябрь 1892, но впоследствии было отложено до мая 1893.

Columb05s.JPG


Марки были очень интересными внешне и пользовались спросом, временами переходившим в ажиотажный. И все было бы замечательно, если бы не одно «но»: 16 марок серии, с номиналами от 1 цента до 5 долларов, суммарно стоили 16 долларов 34 цента, что по тем временам составляло весьма внушительную сумму: ее нынешний эквивалент в разных источниках оценивается от 600 до 2000 долларов. Однако, сегодняшняя стоимость Колумбовской серии существенно превышает и эту цифру, и даже в гашеном варианте ее нелегко найти дешевле, чем за 2000 долларов.

Раздосадованные коллекционеры на все корки склоняли «отца» этого выпуска, Генерального почтмейстера США Джона Ванамейкера (John Wanamaker, 11.07.1838, Филадельфия — 12.12.1922, там же), указывая на абсолютную ненужность марок высоких номиналов. Ванамейкер, в свою очередь, невозмутимо отвечал оппонентам, что если им не нравятся дорогие марки, то покупать таковые их никто не заставляет, а в работе почты есть примеры, когда в Англию, через океан, отправляют посылки с книгами, и стоимость такого отправления вполне может превышать и 5 долларов, и 10.

Надо признаться, что примеры таких отправлений действительно существуют. Например, сохранилась лицевая часть конверта от заказного письма, отправленного 19.02.1897 из Бангора (штат Мэн). Конверт украшают 25 марок «колумбовской» серии общим номиналом 49 долларов 34 цента (среди этих марок — четыре 5-долларовые и три 4-долларовые). Поэтому сказать, что Ванамейкер выпускает НИКОМУ не нужные марки, было бы неправдой: кому-то, как мы видим, они действительно понадобились. Однако, трогательную заботу об этих безвестных отправителях современники все равно почему-то не оценили. Возникшую вдруг дилемму — купить за 5 долларов новую марку, или прожить на эти деньги пару недель — отнюдь не каждый мог решить в пользу марки. Достать же такую марку в гашеном виде было так же маловероятно, как и внезапно получить посылку с книгами из Англии. Нет, в принципе, такое случалось, но подавляющему большинству коллекционеров почему-то никто не спешил присылать подобные бандероли. Кстати, именно поэтому основная часть всех гашеных вариантов у старших марок этой серии носит чисто филателистическое происхождение.

Надо отметить, что почтовое ведомство США прекрасно осознавало, что творит. Третий заместитель Генерального почтмейстера лично отмечал, что «…новые марки будут в больших количествах приобретаться для коллекций и никогда не будут использованы в качестве знаков почтовой оплаты; что, конечно, принесет большую прибыль Департаменту».

С осуждением действий Ванамейкера выступил Конгресс, приняв особую резолюцию против выпуска «ненужных марок». Сам Ванамейкер, тем временем, скупил марок высоких номиналов на 10000 долларов и положил их в сейф, справедливо полагая, что насчет «ненужных марок» Конгресс погорячился. И он оказался прав: еще при его жизни рыночная стоимость запертых в сейфе марок уже в 4 раза превысила первоначальные вложения.

Коллекционеры же решили устроить бунт и, как говорят, существовавшее с 1895 по 1897 «Общество борьбы со спекулятивными выпусками» (Society for the Suppression of Speculative Stamps) было обязано своим появлением именно этой серии. Впрочем, в своей деятельности общество не преуспело, о чем многие из читателей, наверное, знают не понаслышке.

Теперь некоторые технические подробности. Серия была издана American Bank Note Company (ABNC), и это был последний выпуск, подготовленный в XIX в. частной компанией (с 1884 г. все заказы на печать марок перешли в принадлежащее правительству Бюро гравирования и печати (Bureau of Engraving and Printing), и это положение сохранялось неизменным почти до конца XX в.).

Для всех марок серии были подготовлены пробы на картоне и обычной бумаге, при этом было представлено несколько различных цветовых решений. Пробы, несмотря на их относительную редкость, периодически появляются на аукционах.

Марки печатались с форм 2 х 100 шт. (1 ц. и часть тиража 2 ц.) и 2 х 50 шт. (часть тиража 2 ц., все остальные номиналы свыше 2 ц.). Для печати использовалась мягкая пористая бумага без водяных знаков. На краях листов указан номер печатной формы и наименование производителя: «AMERICAN BANK NOTE COMPANY».
Columb10.JPG

Все марки имеют линейную перфорацию 12. Имеющиеся беззубцовые варианты являются пробами и никогда в открытую продажу не поступали. Встречаются также беззубцовые репродукции проб современного происхождения с текстом «COPY» (копия), напечатанным  с обратной стороны.

Все марки печатались в один цвет, особый для каждой из них. Были также выпущены образцы марок с черно-фиолетовой вертикальной надпечаткой «Specimen».

Для изображений подавляющего большинства марок серии были отобраны произведения искусства, которых в мире было изрядное количество. Но при этом надо отметить, что, несмотря на обилие портретов Колумба, ни об одном из дошедших до наших дней изображений нельзя с уверенностью сказать, что это и есть его настоящий портрет. Поразительно, но факт: как в действительности выглядел Колумб достоверно неизвестно.

Каждый художник изображал Колумба так, как ему больше нравилось. Одни использовали в качестве прототипов портреты, сделанные предшественниками, другие — некие описания и изображения того времени, третьи — свою фантазию. Отсутствие подробных описаний путешествия породило множество других несоответствий: на разных картинах Колумб, при изображении одних и тех же событий, то носит бороду, то гладко выбрит. Длина бороды, если она имеется, тоже различается довольно существенно. Колумб носит совершенно разные одеяния, по-разному изображена окружающая природа, его корабли, спутники и т.д.

Понятно, что создателей Колумбовской серии эти вопросы волновали мало. Перед ними была поставлена задача: проиллюстрировать основные этапы Колумбовской эпопеи, и задача была решена. Для большинства событий были найдены соответствующие художественные произведения, для некоторых — нарисованы новые, опять-таки, в соответствии с личными представлениями художников о происходившем. И вот что получилось в результате.

Columb11.JPGScott № 230. 1 ц. Колумб видит землю.
Как говорят практически все источники, своим сюжетом эта марка обязана некой картине известного американского художника, создателя множества исторических полотен, Уильяма Генри Пауэлла (William Henry Powell, 14.02.1823(?), Нью-Йорк — 06.10.1879, там же). Оригинал картины, по одним сведениям, был утерян, по другим — находится в чьей-то частной коллекции в Нью-Йорке.

Граверы: изображение — Альфред Джонс (Alfred Jones, 1819, Ливерпуль, Англия — 1900, Нью-Йорк, США), рамка — Дуглас Рональдсон (Douglas S. Ronaldson, 1825 — 1902).

Тираж: 449 195 550 экз. Имеется вариант марки с пропуском перфорации слева. Это первая марка США, на которой появляются изображения женщины и индейца.

Columb12.JPGScott № 231. 2 ц. Высадка Колумба.
По картине, написанной в 1842 г. Джоном Вэндерлином (John Vanderlyn, 18.10.1775, г. Кингстон, шт. Нью-Йорк, США — 23.09.1852, там же). Ныне эта картина находится в ротонде Капитолия (г. Вашингтон, США). Примечание. Это же изображение Колумба уже использовалось на марках США, о которых речь шла выше — Scott № 119 и 129.
Граверы: изображение — А. Джонс, рамка — Д. Рональдсон

Тираж: 1 464 588 750 экз. Такой огромный тираж объясняется тем, что в то время именно 2-центовые марки были наиболее востребованы: это был тариф на пересылку простого письма. У этой марки существует разновидность, т.н. «трещина в шляпе». V-образная трещина обнаруживается на части тиража в верхней части шляпы у третьего человека слева от Колумба.

Поскольку тираж марки был очень велик, особой ценности эта разновидность не представляет, а различие цен на разновидность и обычную марку — чисто символическое.

Именно разница между безбородым Колумбом на предыдущей марке (дело происходит 12 октября 1492) и бородатым на этой (дело происходит не позднее, чем 13 октября того же года) и вызвала безудержные приступы смеха у критиков серии.

Columb13.JPGScott № 232. 3 ц. Корабль Колумба «Санта Мария».
Оригинальная работа ABNC. Источник изображения неизвестен, возможно, в качестве прототипа использовалась одна из испанских гравюр, но какая именно, никто точно сказать не может.

Граверы: изображение — Роберт Сэвидж (Robert Savage, 1868 — 1943), рамка — Джордж Сеймур (George H. Seymour). Тираж: 11 501 250 экз.








Columb14.JPGScott № 233. 4 ц. Флот Колумба (корабли Ла Нинья, Ла Пинта и Санта Мария).

Оригинальная работа ABNC. Источник изображения до сих пор точно не установлен, но в то же время имеются две версии его происхождения. Согласно первой, прототипом послужила какая-то неизвестная испанская гравюра; согласно второй — изображение в одной из книг, изданных в США незадолго до Колумбовской выставки. Последнее, впрочем, хотя и напоминает рисунок марки, но все же весьма сильно от него отличается.

Граверы: изображение — Чарльз Скиннер (Charles Skinner, 1841 — 14.03.1932), рамка — Дж. Сеймур. Тираж: 19 181 550 экз.

Имеются примеры использования этой марки в разрезанном пополам виде (по диагонали или по вертикали) для оплаты простого письма. Также существуют две разновидности марки по цвету: ультрамариновая (основной выпуск) и, более темная, синяя, появившаяся в результате ошибочного использования другой краски. По последним данным, тираж марки с ошибкой цвета не превышал 200 экземпляров, что обуславливает очень высокие цены на эту разновидность.

Columb15.JPGScott № 234. 5 ц. Колумб просит помощи у Изабеллы.
По картине чешского художника Вацлава Брожика (Václav Brožík, 05.03.1851, Железный-Хамр, Чехия — 15.04.1901, Париж) «Колумб при дворе Фердинанда и Изабеллы» (1884 г.). В прошлом картина принадлежала Нью-Йоркскому музею Метрополитен, в настоящее время находится в отеле замка Фэрмон ле Мануар Ришелье в Канаде.

Автор дизайна — Альфред Мэйджор (Alfred Major), граверы: изображение — Ч. Скиннер, рамка — Д. Рональдсон. Тираж: 35 248 250 экз.

К явным ляпам художника можно отнести стоящие на столе открытые шкатулки с драгоценностями, которые Изабелла, в соответствии с распространенной легендой, уже как бы готова заложить для финансирования путешествия, хотя Колумб еще даже не закончил своей речи. Нелишним, кстати, будет напомнить, что, когда он ее закончил, ему отказали.

Columb16.JPGScott № 235. 6 ц. Колумба приветствуют в Барселоне.
По барельефу (макет изготовлен в 1857) работы Рэндольфа Роджерса (Randolph Rogers, 06.07.1825, Ватерлоо, шт. Нью-Йорк, США — 15.01.1892, Рим, Италия), на бронзовых дверях ротонды в Капитолии (г. Вашингтон, США).
Граверы: изображение — Р. Сэвидж, рамка — Дж. Сеймур. Тираж: 4 707 550 экз.

У марки выделяется разновидность красно-фиолетового цвета (цвет основного тиража — чисто фиолетовый), но ее появление обусловлено не ошибкой, как в случае с 4-центовой маркой, а особенностями самой краски и технологического процесса. Эта разновидность не представляет собой сколько-нибудь значительной редкости.




Columb17.JPGScott № 236. 8 ц. Колумб снова в почете.
По картине Франциско Ховера-и-Казановы (Francisco Jover y Casanova, 1836, Муро-де-Алкой, Испания — 1890, Мадрид) «Милостивый прием Колумба Фердинандом и Изабеллой» (ок. 1881). Картина ныне находится в Испании, в университете г. Вальядолида.

Граверы: изображение — Ч. Скиннер, рамка — Д. Рональдсон. Тираж: 10 656 550 экз.










Columb18.JPG
Scott № 237. 10 ц. Колумб представляет туземцев.

По картине Луиджи Грегори (Luigi Gregori, 08.07.1819, Болонья, Италия — конец мая 1896, Флоренция, Италия) «Возвращение Колумба и прием при дворе», написанной для университета г. Нотр-Дама (шт. Индиана, США).

Граверы: изображение — Р. Сэвидж, рамка — Д. Рональдсон. Тираж: 16 516 950 экз.










Columb19.JPGScott № 238. 15 ц. Колумб рассказывает о своем открытии.
По картине Рикардо Балака-и-Орехас-Кансеко (Ricardo Balaca y Orejas Canseco, 31.12.1844, Лиссабон — 12.02.1880, Мадрид) «Прием Колумба по его возвращении из первого путешествия их католическими величествами в Барселоне». Подлинник картины был утрачен во время гражданской войны в Испании.

Граверы: изображение — Ч. Скиннер, рамка — Д. Рональдсон. Тираж: 1 576 950 экз.

Для конвертов первого дня, изданных почтовой службой США в 1992 г., в связи с переизданием серии, была использована копия картины, воссозданная российским художником И.А. Сущенко.

Columb20.JPGScott № 239. 30 ц. Колумб в Ла Рабиде.
По картине Фелипе Масо де Фалпа (Felipe Masó de Falp, 1851, Барселона — 1929, По, Франция) «Колумб перед францисканцами в Ла Рабиде» (1884). Оригинал картины утерян, но в 1992 г. ее копия была воспроизведена российским художником Н.К. Литвиновым. Именно это новое изображение и использовалось почтой США для конвертов первого дня, выпущенных в 1992 в связи с переизданием серии.

Граверы: изображение — А. Джонс, рамка — Дж. Сеймур. Тираж: 617 250 экз.

Встреча, изображенная на марке, действительно имела место в 1492 г. в монастыре Ла Рабида, но изображенный на марке глобус — не более, чем фантазия художника. Единственный глобус, известный в 1490-е гг., находился в Нюрнберге, так что вряд ли мог быть одолжен монахами из Ла Рабиды на денёк-другой. К тому же, он был гораздо большего размера. Следует отметить, что это первая марка США, на которой имеется изображение собаки, а также чайника, расположенного на подставке, на переднем плане.

Columb21.JPGScott № 240. 50 ц. Колумба призывают вернуться.
По картине художника и известного нумизмата Аугустуса Гудйеара Хитона (Augustus Goodyear Heaton, 28.04.1844, Филадельфия — 11.10.1930, Новый Орлеан (?)), написанной в 1882 г. Ныне в Коллекции истории и искусства Сената США (Капитолий, г. Вашингтон).

Граверы: изображение — Ч. Скиннер, рамка — Д. Рональдсон. Тираж: 243 750 экз.

На оригинальной картине, в одном из приоткрытых тюков, справа, снова виден глобус, уже совсем небольшой. На марке, вследствие особенностей передачи изображения, эта деталь практически не видна. Тем не менее, вопрос «а откуда глобус?» остается, ведь дело-то происходит все в том же 1492 г.

Columb22.JPGScott № 241. 1 долл. Изабелла закладывает свои драгоценности.
По картине Антонио Муньоса Дегрейна (Antonio Muñoz Degrain, 18.11.1840, Валенсия — 12.10.1924, Малага) «Изабелла Католическая закладывает свои драгоценности для Колумба» (1878).

Граверы: изображение — Р. Сэвидж, рамка — Дж. Сеймур. Тираж: 55 050 экз.

Не лишним будет отметить, что современные историки считают историю с закладыванием королевой Изабеллой драгоценностей не более, чем красивым мифом, но во времена выхода серии в достоверности этих событий мало кто сомневался. Марка же с их изображением стала первой маркой США с номиналом, превысившим 90 центов.

Columb23.JPGScott № 242. 2 долл. Колумб в оковах.
По картине художника Эммануэля Готтлиба Лойтце (Emanuel Gottlieb Leutze, 24.05.1816, Швебиш-Гмюнд, Германия — 18.07.1868, Вашингтон, США) «Возвращение Колумба в оковах в Кадис» (1841). Ныне картина находится в частной коллекции в США.

Граверы: изображение — Ч. Скиннер, рамка — Д. Рональдсон. Тираж: 45 550 экз.









Columb24.JPGScott № 243. 3 долл. Колумб рассказывает о своем третьем путешествии.
По картине Франциско Ховера Казановы.

Граверы: изображение — Р. Сэвидж, рамка — Д. Рональдсон Тираж: 27 650 экз.

У марки выделяют разновидность по цвету: оливково-зеленая, в то время как основной тираж имеет желтовато-зеленый цвет.








Columb25.JPGScott № 244. 4 долл. Королева Изабелла и Колумб.
Для изображения был использован портрет Изабеллы из неизвестного ныне источника, предположительно находившегося в Мадриде. Есть предположение, что за основу был взят один из эскизов работы Антонио Муньоса Дегрейна, но эта версия до сих пор подтверждения не получила. Для конвертов первого дня, выпущенных почтой США в 1992 г., портрет Изабеллы был восстановлен российским художником И.А. Сущенко. Справа от Изабеллы на марке помещен портрет Колумба работы итальянского художника Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto, ок. 1480 — 1556). С одной стороны, портрет был написан в 1512 г., т.е. уже через 6 лет после смерти Колумба, с другой стороны, Лотто мог видеть Колумба при жизни или писать портрет, опираясь на рассказы современников и сверяясь с их впечатлением. Таким образом, есть большая вероятность того, что этот портрет имеет сходство с реальным Колумбом.

Граверы: изображение — А. Джонс, рамка — Дж. Сеймур. Тираж: 26 350 экз., наименьший в этой серии.

У марки имеется разновидность по цвету: розово-карминовая, в то время, как цвет основного тиража — малиново-красный.

Columb26.JPGScott № 245. 5 долл. Колумб.
Считается, что прототипом для изображения был бюст Колумба работы скульптора Олина Леви Уорнера (Olin Levi Warner, 09.04.1844, Саффилд, шт. Коннектикут, США — 14.08.1896, Нью-Йорк, США). Эскиз изображения был подготовлен главным гравером Монетного двора США Чарльзом Эдвардом Барбером (Charles Edward Barber, 16.11.1840, Лондон — 18.02.1917, Филадельфия, США). Следует отметить, что это же изображение использовалось и для памятной монеты в полдоллара, выпущенной в честь той же выставки (гравировал ее также Э. Барбер), но на монете, в отличие от марки, Колумб смотрит вправо.

Граверы: изображение — А. Джонс (портрет) и Ч. Скиннер (боковые фигуры), рамка — Д. Рональдсон. Тираж: 27 350 экз., из которых продано было 21 844 шт. Нераспроданные остатки были уничтожены после того, как 12.04.1894 серия была изъята из продажи.

В обращение пятнадцать марок серии (исключая восьмицентовую) поступили 1 января 1893 на главпочтамтах в Нью-Йорке и Бостоне, а 2 января — во всех почтовых отделениях. 8-центовая марка была добавлена к серии позже, 2 марта 1893, в связи с тем, что ровно до этой суммы уменьшился тариф для заказных писем. «Первым днем» выпуска считаются два дня: 1 и 2 января 1893, причем, КПД от 1 января представляют собой значительную редкость. Известны также конверты с марками этого выпуска, погашенные штемпелями с датой 31.12.1892, однако их происхождение не вполне понятно: возможно, на штемпелях просто забыли перевести дату.

Марки старших номиналов, особенно 5-долларовые, сейчас часто встречаются в отреставрированном виде: исправляются, как правило, дефекты перфорации, заклеиваются надрывы, заливаются бумажной массой тонкие места, заново наносится клей. Существует также практика нанесения фальшивых штемпельных оттисков, имитирующих реальные почтовые гашения. Покупка таких марок без сертификата подлинности настоятельно не рекомендуется.

И еще несколько слов напоследок. Иногда с этой серией связывают также марку специальной доставки почты США (Scott № E3) номиналом 10 центов оранжевого цвета. Считается, что она, в том же 1893, была выпущена в таком цвете специально для того, чтобы не возникла путаница между ее прежним аналогом (1888 г., Scott № E2) и маркой колумбовской серии номиналом 1 цент, так как они были уж слишком похожи. Американские коллекционеры иногда называют эту марку «17-й колумбовской».

И, наконец, 100 лет спустя, изображения всех марок этой серии были воспроизведены в памятном совместном выпуске почтовых служб США, Италии, Португалии и Испании к всемирной филателистической выставке в Чикаго, прошедшей в 1992 г. в честь 500-летия открытия Америки Колумбом. Совместный выпуск каждой страны состоял из 6 блоков, практически одинаковых рисунков. Испания и Португалия выпустили эти блоки по программе "Европа".  "Сборная" серия этих блоков перед Вами. Каждая страна в ней представлена двумя блоками.

Columb31s.JPG Columb32s.JPG
Columb33s.JPG Columb34s.JPG
Columb35s.JPG Columb36s.JPG



Разработка «Наш ГОРОД»