Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

События в марках /

Важнейшие события ХХ века (1970-1979) ч.3

180.JPG




Первое сотрудничество в космосе.


69_04s.JPGНа запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, а позднее и первого космонавта общественность и власти США реагировали достаточно болезненно. В США  было ясно, что даже внушительные успехи в околоземных полетах не произведут на мир должного впечатления. Нужен был качественный скачок вперед, который оставил бы русских далеко позади. Таким образом, в развитие космонавтики все больше и больше вносилась политическая окраска, перед которой экономические и научные соображения отступали на второй план. А сделать это можно было лишь с помощью принципиально новой и весьма впечатляющей программы. Огромные силы были брошены на лунную программу «Аполлон». Высадка американцев на поверхность Луны в июле 1969 года вызвала шквал восхищения во всем мире. Полеты «Аполлонов» продолжались, однако в апреле 1970 года на корабле «Аполлон-13» произошла авария. За драматическими событиями апреля 1970 года следил весь мир.

А начиналось все достаточно торжественно. В день старта, 11 апреля 1970 года в день старта «Аполлона-13»  на космодроме и в прилегающих к нему районах собралось более 100 тысяч зрителей. В Центре управления полетом на мысе Кеннеди находились вице-президент США С.Агню и федеральный канцлер ФРГ Вилли Брандт, посетивший США с официальным визитом. Старт корабля прошел нормально и «Аполлон-13» направился к Луне. Но утром 14 апреля  астронавты услышали  звук взрыва, донесшийся из двигательного отсека. Вскоре вышла из строя одна из батарей топливных элементов. Инструкция требовала, чтобы при выходе из строя одной топливной батареи, корабль возвращался на Землю. Пока принималось решение, вышла из строя вторая батарея. Всего на борту имелись три такие батареи, две из которых вполне обеспечивали корабль электроэнергией, но одна с этой задачей уже не справлялась. Началась борьба за жизнь астронавтов.

69_02.JPG

А на борту  «Аполлона» с несчастливым номером неприятности продолжались. Утром 15 апреля  содержание в атмосфере углекислого газа повысилось до опасной для жизни астронавтов величины. Только справились с этой проблемой, как возникла новая. На исходе суток  появился сигнал о перегреве одной из химических батарей. На Земле немедленно провели моделирование ситуации и успокоили экипаж — батарея работала нормально, из строя вышел температурный датчик.

16 апреля из-за недостатка  электроэнергии  нарушился тепловой режим. Поскольку электрообогреватели включать было нельзя, температура в кабине начала падать и достигла 11°С. Экипаж, лишенный  возможности двигаться стал замерзать. Но все же днем 17 апреля двигательный отсек был отделен от корабля и «Аполлон-13» благополучно приводнился. Спуск отсека на парашютах и последующие операции по спасению космонавтов транслировались по телевидению. Единый вздох облегчения пронесся не только по Америке, но и по всему миру.

69_01s.JPG

Уже на этапе посадки для пассивной помощи ряд стран, в том числе и СССР, Англия, Франция, объявили радиомолчание на рабочих частотах экипажа.

Драматический полет «Аполлога-13» подтолкнул идею о совместных программах СССР и США. Одной из ключевых тем такой совместной программы стала отработка международных операций по спасению аварийных кораблей. 24 мая 1972 года, между СССР и США было заключено такое соглашение,  предусматривающее, в частности, осуществление совместной советско-американской программы ЭПАС — экспериментальный полет «Аполлон» — «Союз».

69_05.JPG
С технической точки зрения необходимость такого полета обосновывалась стремлением обеспечить совместимость этих кораблей, что позволило бы оказывать помощь друг другу на орбите в трудной ситуации.  Уже в мае 1972 года программа совместного полета со стыковкой на орбите была окончательно утверждена.

Время подготовки к полетам пролетели быстро и вот 15 июля 1975 года с космодрома Байконур стартует советский корабль «Союз-19» с космонавтами  Алексеем Архиповичем Леоновым и Валерием Николаевичем Кубасовым на борту. Через несколько часов  на орбиту с мыса Канаверал был выведен американский «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Доналдом Слейтоном и Вэнсом Брандом. Так начался исторический совместный полет ведущих космических стран.

69_07.JPG
69_08.JPG

После нескольких десятков витков вокруг Земли 17 июля 1975 года корабли «Союз» и «Аполлон» сблизились и были состыкованы. Медленно тянулось время, необходимое для выравнивания атмосфер. Дело в том, что «Аполлон» проектировался под атмосферу чистого кислорода. Советские же корабли летали с бортовой атмосферой, по составу и давлению близкой к земной. Для решения этой задачи к «Аполлону» приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки параметры атмосферы сближались с советской.

69_06s.JPG

Наконец люк открыли, и Леонов со Стаффордом пожали друг другу руки через шлюзовой тоннель, проигнорировав, по-видимому, не действующую в космосе русскую примету «через порог не здороваются». Объединенный экипаж  провел обмен флагами СССР и США, они обменялись сувенирами и подписали официальное свидетельство ФАИ о первой стыковке двух космических кораблей разных стран на орбите.

69_10.JPG

На орбите состоялся и первый в мире международный обед. Алексей Леонов перед телекамерами с серьезнейшим видом вручил американцам тюбики, в которых, судя по надписям, содержалась водка, и уговорил коллег выпить, хотя, и «не положено». В тюбиках, естественно, была не водка, а обычный борщ, этикетки же известный шутник Леонов наклеил заранее.

Состыкованные корабли находились на орбите почти двое суток. Экипажи с интересом знакомились с оборудованием космических кораблей коллег, которые раньше представляли собой государственную тайну, проводили научные эксперименты. Освоившись, международный экипаж космического комплекса «Союз-Аполлон» провел пресс-конференцию на орбите Земли. С приветствием к экипажу обратились главы государств стран участниц: Генеральный секретарь КПСС  Л.И.Брежнев и Президент США Дж.Форд. Совместный полет привлек огромное внимание на нашей планете.

69_11s.JPG 69_12s.JPG

После выполнения программы экипаж «Союза-19» благополучно вернулся на Землю 21 июля, а американский «Аполлон» еще трое с лишним суток находился на орбите, и  приводнился в Тихом океане 25 июля 1975 года. Участников совместного полета горячо встречали как на родине, так и в других странах. Ведь кроме технических целей совместный полет преследовал и цели политические. В мире считали, что  такой полет будет способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания между народами СССР и США, а значит, внесет свой вклад в мировую систему безопасности.

Однако надежды не оправдались, вскоре после окончания программы отношения между СССР и США вновь ухудшилось. Это привело к свертыванию почти всех совместных исследований космоса. Возобновились совместные пилотируемые полеты со стыковками только через двадцать лет, с программы «Мир-Шаттл» и проекта Международной космической станции (МКС).

69_09s.JPG 69_13s.JPG


Второе явление народного автомобиля.

68_01s.JPG19 января 1978 года с конвейера сошел 19-ти миллионный автомобиль марки «Фольксваген Жук (Volkswagen Beetle)». Такая серьезная цифра приковали к этому событию огромное внимание. Так модель «Жука»  автомобильного концерна Volkswagen еще раз подтвердил свое название (Volkswagen с немецкого дословно переводится как «народный автомобиль»). Кроме того, модель «Жука» отобрала это почетное звание у знаменитого «Форда-Т», который безраздельно владел им более 50 лет. Но давайте посмотрим на историю этих знаменитых автомобилей чуть подробнее.

В конце XIX  века  по улицам городов различных стран появились странные «самобеглые коляски», которые своим шумом и внешним видом сильно пугали и удивляли население. В сферу автомобилестроения тех лет пришли многие  талантливые инженеры. Начали возникать и 68_03s.JPGпредприятия для выпуска автомобилей. В результате ежегодно в мире стали появляться все новые и новые образцы автомобильной техники. Естественно, что большинство производителей вынашивали смелые планы о выпуске так называемого «народного автомобиля», т.е. качественный автомобиль по приемлемой для населения  цене. Впервые такая задача оказалась по плечу знаменитому Генри Форду. В 1908 году появилась знаменитая модель «Форд-Т», которая очень понравилась покупателям. Именно эта модель и стала первым автомобилем, которому  пришлась впору звание «народный автомобиль». Действительно, с 1908 по 1927 года на заводах  многих стран мира было произведено около 15.8  млн. автомобилей этой марки. Сейчас производство автомобиля одной марки в разных странах является обычной практикой, а во времена Г.Форда это стало огромным нововведением.

В 1999 году закончился международный конкурс, который объявил лауреата на звание «Автомобиль века». Целых 4 года жюри конкурса принимала заявки и их рассматривала. В результате 18 декабря 1999 года в Лас-Вегасе жюри торжественно провозгласила автомобиль  модели «Форд-Т» лауреатом. И этот выбор достаточно справедлив. Долгие годы именно эта модель являлась тем самым «народным автомобилем». Модель же «Жука» в этом конкурсе получила 4-е место.

История  современного автомобильного концерна «Фольксваген» началась в сложное для Германии время. В 1933 году к власти в стане пришел Адольф Гитлер. Германия в это время находилась в очень тяжелом положении. Новый глава государства потребовал от промышленности страны создание автомобиля «…который был бы дешевле 1000 рехсмарок, в который бы вмещалось 4 человека и который могло бы себе позволить большинство граждан Германии». В 1934 году известный немецкой конструктор Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche) основывает новую компанию. Утверждают, что имя новой компании «Volkswagen» дал сам А.Гитлер.

68_02.JPG

Новая компания принялась за разработку. В течении нескольких лет конструкторы и инженеры работали  пытаясь уложиться в те требования, которые поставил перед ними глава государства. И вот в 1937 году 30 первых прототипов поступили на испытания. Следует сказать, что образцы подверглись жестоким испытаниям. Они продолжались почти 2 года, за это время  каждый автомобиль проехал не менее 2-х миллионов км. В процессе испытаний автомобиль приобрел и свои окончательные очертания. Кстати эскизы общего вида нового автомобиля предложил сам Адольф Гитлер.

68_04s.JPGВ  1938 году было начато строительство нового завода в Вольфсбурге (Wolfsburg). Для того, чтобы финансировать строительство была разработана особая система кредитования. Любой  мог откладывать по 5 марок в месяц на специальный счет, и после накопления 990 марок, мог получить новенький «Жук». Но началась война, и на заводе вместо легковых автомобилей стали выпускать  легкие военные автомобили, созданные на базе того же «Жука». К концу войны, завод был практически полностью уничтожен, но быстро восстановлен и уже во второй половине 1945 года продолжил выпуск военных автомобилей, а в 1946 году с его конвейера вышел первый  «Фольксваген Жук (Volkswagen Beetle)». В 1947 году в Голландию были импортированы первые 5 автомобилей VW. Так скромно начался выход «Фольсвагена» на международный рынок. В 1949 году первый «Фольсваген» появился и в США. Массовый же экспорт «Жука» в Америку начался с 1954 года. В 60-х продажи стали превышать полмиллиона в год и «Жук» стал первой массовой импортной моделью в США, что стало причиной озабоченности американских производителей. 
68_05s.JPG

Но «Фольксваген» не ограничился только продажами. Уже в 1953 году первый заграничный производственный филиал  «Фольксваген» появился в Бразилии. В 1955 году и в США появился сборочный филиал. В дальнейшем «Жуки» начали собирать и в других странах. Несмотря на свою простоту и ряд недостатков со временем «Жук» стал просто легендой. Эти смешные автомобильчики с покатой крышей и задним расположением двигателя продавались в 150 странах мира. Его выпуск был завершен только в 2003 году. Всего же их было выпущено более 21 млн. экземпляров.
68_06.JPG
68_07.JPG

Продолжение истории легендарного «Жука» (Volkswagen Beetle) началось в 1998 году, когда на заводе в Мексике сошел с конвейера первый образец автомобиля «Новый жук» (Volkswagen New Beetle). И хотя эта модель не имела ничего общего со своим предшественником, кроме очертаний, она быстро стала хитом сезона вначале среди голливудских звезд, а позднее получила большую популярность и в других странах. Эта модель «Нового жука» выпускается и в настоящее время.

68_08s.JPG



180.JPG


Разработка «Наш ГОРОД»