Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



Ультразвуковые теплосчетчики Саратов . Детям нравится творожок Тёма отзывы . . Betboom.ru
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Природа /

Тунец


________1.jpg
СССР. Mi.4680 из блока 1977 г.
(фон портрета серо-синий)
Первый ночной заморозок уже подернул поляну легким инеем. Лето не спешило уходить и даже оставило на ней несколько грибов. Сморщенные, заморенные первым холодком, они еще стояли на вид, как живые. Небо высокое и лысое, без облачков. Туманом дышит проснувшийся лес - быть сегодня погожему, осеннему дню. С четырех метровой высоты охотничьей площадки было хорошо видно, как потянул низовой, невесть откуда взявшийся ветерок, и тревожно зашуршал уже подсушенными жесткими дубовыми листьями.

«Слушай, Саня, я тут недавно в Венгрии побывал. Так вот на одном из обедов, нам товарищи подавали чудную рыбу. А я ведь сначала даже не поверил, что это рыба, даже у наших, потом переспрашивал: не та ли эта корова, которую подвергают ежедневному массажу, для улучшения вкуса мяса. Про это в последнем номере «Науки и жизни» было написано. Не приходилось читать, Саш? А рыба та называется тунец. Очень вкусная и, действительно, похожа на мясо. Чего твои рыбаки ее, не ловят что ли?». Александр Акимович Ишков поправил сползающие очки и зябко передернул плечами. Не смотря на утепленную вышку, утренний ветерок, все - таки, холодил. Да и не очень он любил эту «царскую» охоту в Завидово. Слабо разбирался в повадках лесных жителей, еще хуже стрелял, чем неоднократно попадал впросак и веселил компанию. Но бывший рыболовный нарком, нынешний Министр Рыбного хозяйства, всегда помнил, кому он был обязан своим высоким постом. «Скоро будет тунец, Леонид Ильич. Обязательно будет...».

46m.jpg
1975. СССР. Mi.4380
Скоро сказка сказывается, да не сразу дело делается. Тунцеловного флота тогда не было даже на бумаге. Такой флот был лишь в Японии, а Япония была не то чтобы шибко далеко: Япония была по другую сторону « железного занавеса », жесткие правила которого запрещали продавать странам, решившим строить коммунизм, любые новейшие технологии. Любые! Формула: деньги - товар, тут не работала. Зато всегда можно было обратиться к старому проверенному способу - натуральному обмену. Японии неожиданно была увеличена квота на вылов камчатского краба, до которого были так охочи браконьеры всех флагов. Того самого, который красуется на марке СССР.

Возле далекой Антарктиды, вдруг перестали отправлять китовые хвосты и плавники на вытопку жира. Языки, величиной со слона, и шедшие до этого на изготовление колбасы для собак Аляски, стали нарезаться кубиками по 35 килограмм и замораживаться. Какие собачки, какая колбаса? Мы, Вас умоляем. Все это теперь переходило в разряд особых грузов, со строгой отчетностью. И поплыли морские транспорта порожняком в Антарктиду. И под любопытные взгляды местных пингвинов, загружались те транспорта у кромки вечных льдов, чтобы через неделю встать под выгрузку в японском порту Иокогама. Советскому Союзу нужен был новый флот и пятаков никто считать не собирался.

Urugvai_1m.jpg
2009. Уругвай. Mi. 3069
На железнодорожной станции «Астрахань – товарная», вооруженные солдаты из роты сопровождения, с удивлением принимали под свою охрану эшелон с необычным грузом. За свою службу, они больше привыкли иметь дела: с крытыми платформами, где красиво были расставлены новенькие автомобили «Жигули», с опечатанным вагоном нехитрой отечественной электроники, с военной техникой, без конца перевозившейся по железным дорогам. Но сегодня на пузатых боках новеньких двадцати килограммовых бочек красовались бумажные этикетки: «Килька пряного посола». Странный был какой-то «стратегический» груз и запах у него странный. По прибытию в порт Находка, этикетки срочно обновили, изменив надпись – «Икра черная». Неплохая конспирация, учитывая то обстоятельство, что килечные глаза, если их рассматривать отдельно от кильки, просто один к одному похожи на тот черный деликатесный продукт, который красуется на марке страны Уругвай.

Бартерная схема работала великолепно, и к 1965 году удалось закупить у Японии шесть тунцеловных баз, две из которых вскоре были приписаны городу Калининграду - «Солнечный луч» и «Янтарный луч». Названные моряками для простоты - «лучами».

За железными бортами базы гудит и беснуется океан. Когда судно начинает валиться на правый борт, ноги упираются в стенку койки, и тогда чувствуешь через матрац, как ударяются волны прямо в пятки. В следующее мгновение тебя уже переворачивает на другой бок, и ты стремительно проваливаешься вниз. Качка. Утомительная, выматывающая душу, опустошающая тело, натягивающая до предела нервы, качка. И каютный умывальник. Мерзость просто какая-то, а не умывальник. Когда судно кренится, он хлюпает, бормочет и чавкает одновременно, словно десяток голодных свиней. Господи, как мне плохо! У морской болезни есть только одно замечательное качество - стоит лишь сойти на берег, и она тотчас прекращается.

База порою, словно нащупав ровную дорожку среди сердитых водяных валов, начинает катиться ровно, как по рельсам, потом волны набрасываются на нее снова. Подбрасывают корму, и обнажившийся винт с ужасающим, хватающим за сердце грохотом, рубит блестящими лопастями шипящую воду. В иллюминатор доносятся голоса волн, они лижут толстое стекло своими солеными языками и плюются сгустками пузырчатой пены. Солнечный зайчик иногда заглядывает в каюту. Он весело прыгает с книжной полки на потолок, с потолка на небольшую фотографию, на прищуренные глаза девушки, по имени... Да, Бог с ним, с именем то. Имен тут можно придумать сотню, да и не это главное. Главное, давно подмечено, что в человеческом жилье от присутствия в нем женщины, всегда становится уютнее и теплее. А самое главное, что это твой первый в жизни настоящий рейс. Так начинался рейс у первых охотников за тунцом. Точно так же начнется, через несколько лет, и мой первый рейс.
3m.jpg
1982. Мадагаскар. Mi. 910
Согласно статистике: 80 процентов нормального мужского населения являются рыбаками по рождению. Процентов пятнадцать живут в безводных районах Земли, но отчетливо видели, как рыбачат другие по телевизору. Последние пять процентов телевизоров никогда не видели, зато видели рыбные консервы в магазине, что автоматически ставит их в стройные рыболовные ряды. Поэтому, оказавшись по жизни в компании с рыбаками, рекомендую начать свой рассказ о рыбьем племени следующими словами: «Тунцы относятся к отряду перкиформес, подотряду скумброидных». Затем сделайте коротенькую паузу, чтобы все присутствующие смогли переварить и выговорить в уме сказанное Вами, и продолжайте дальше, как ни в чем не бывало. Уже нормальным, рыбацким языком. Тунец - типичный обитатель открытых морских просторов. Он быстр, резок в движении, обладает высокой маневренностью, неутомим. Ни одного лишнего движения. Верх совершенства! Удивительна форма его обтекаемого тела, чешуя которого отливается оружейной сталью: оно, действительно, веретенообразное, как справедливо пишут в определителях рыбы. Но чтобы по – настоящему осознать, что это значит, нужно обязательно увидеть такое «веретено» воочию. Особенно впечатляет почти идеально круглое в любом участке его голова и тело. Здесь нет уплощенных боков. Будучи вытащенным на палубу, его полулунный, серповидный плавник вибрирует с такой невероятной частотой, что нет возможности уследить за ним глазом.

58m.jpgВозможно, мне не повезло, и я не наткнулся на красивый почтовый выпуск тунца, в полной мере раскрывающий, всю гигантскую мощь зверя. Поэтому я и поместил сюда эту фотографию; наглядно показывающею реальные размеры некоторых особей, мысленно сравнив ее размеры, с теми тушками, которые продаются замороженные в магазинах.

Трудно поверить, что таких размеров достигает рыба, родившаяся из икринки размером, всего в один миллиметр. В своем семействе скумбриевых, тунцы являются не только самыми крупными представителям, но и самыми крупными промысловыми рыбами Мирового океана.

Родоначальником трехметрового тунца является вот эта тридцатисантиметровая рыбка - скумбрия. Между ними находится еще 51 вид разнокалиберных рыб, облик которых говорит нам, об их скоростных качествах. Но тунец - это венец семейства скумбриевых. На марке Японии основатель тунцового братства - скумбрия обыкновенная.
29m.jpg
1966. Япония. Mi. 914
В поисках пищи тунцы совершают протяженные миграции, двигаясь с крейсерской скоростью 70 км/ч, а на коротких дистанциях зарегистрирована скорость и 100 км/ч. При движении на высоких скоростях плавники и глаза утапливаются в тело, образующее идеальную гидродинамическую поверхность. Постоянное плавание – наиболее характерная особенность биологии тунца. При остановке у него даже затрудняется дыхание. Дело в том, что на частоту открывания жаберных крышек влияет частота движений хвостового плавника, но влияет не прямо, а через поперечное изгибание тела влево и вправо. Стало быть, перестал вилять хвостом и ... задохнулся!

34m.jpg
 1980. Уоллис и Футуна. Mi. 334
Вода в жаберную полость поступает у них через постоянно открытый рот при поступательном движении. Поэтому у тунцов существует минимально возможная скорость плавания - одна длина тела в секунду, при которой еще возможно движение воды через жабры для снабжения организма кислородом. Того самого тела, которое состоит только из сгустка мышц. Даже при кольцевании, рыбе внедряют бирку с левого бока, под шкуру. Этот процесс хорошо виден на марке Уолиса и Футуны. Запомните это место, потому что за бирку можно получить деньги, удивительно похожие на американские доллары - целых пять «баксов».

 Это гора мышц имеет зверскую силу. Тунец может достигать 950 килограммов веса и 420 сантиметров размера! Жабры, кровь и кровяная система тунца способны в четыре раза быстрее насыщать кислородом мышечные ткани. Это позволяет тунцу разогнаться до скорости пятьдесят узлов с ускорением ракеты - 25
25m.jpg
1983. Ливия. Mi. 1150
метров на секунду в квадрате! Это хуже чем привязаться линем к гоночному автомобилю. Тунец может также мгновенно развернуться. Это не совпадение, что их название исходит от греческого слова thuno, которое означает мчаться. Удар, нанесенный пятидесяти килограммовым разогнавшимся тунцом, может достигать 700 килограммов, что равнозначно наезду автомобилем. И история знает такой случай.
У летчиков есть известный тост: «Чтобы наше количество взлетов равнялось количеству наших посадок». Тот тунец такого тоста не знал, а может, вовсе был по жизни непьющим. В погоне за вкусным обедом рыба частенько выпрыгивает из воды. «Боец» произвел взлет технически грамотно, но вот приземлился носом в прибор автопилота яхты «Кор Кароли», выведя электронного поводыря из строя до конца гонки.
Bulgaria1m.jpg
1978. Болгария. Mi. 2684
На этой яхте болгарин Георгий Георгиев совершил кругосветное путешествие. Путешествие, про которое мир никогда ничего уже не узнает. Когда 20 декабря 1977 года он завершил свое плавание вокруг нашего шарика, журналисты спросили его, как он собирается опубликовать свои дневники, если на борту не велось абсолютно никаких записей. «У меня великолепная память», получили журналисты ответ. Вскоре путешественника не стало, а мир потерял бесценный опыт одиночной кругосветной гонки. Ее, как будто не было вовсе и мало кто о ней слышал. Пожалуй одним из немногих напоминаний об этом путешествии является почтовая марка Болгарии. А выше озвученный случай, почти единственный из того плавания, рассказанный  журналистам возле мыса Доброй Надежды, когда те подошли к его яхте на  катере, для короткого интервью.

Рыбалка - это наука. Наука не только удачно изловить кого-то. Это, прежде всего, наука знать, куда надо идти, чтобы поймать. Наука, которую изучают всю жизнь. И «наука» такая периодически появлялась на промысле, звеня своими банками-склянками. Банки постепенно заполнялись различными головами и кишками. После этого давались рекомендации, которые еще надо было подтвердить контрольными тралениями. Так и мы однажды получили приказ на научные траления в новом для себя районе. Новый район - это всегда интересно. Всегда вертится мысль о несметных рыбных косяках и богатых траловых «хапках». И никакой романтики, смею Вас уверить, - просто деньги.

Когда капитан, на собрании озвучил новый промысловый район, многим захотелось покрутить у лба пальцем. Но «зеленому», четвертому штурману никто слово не давал. И правильно делали. Да и, оказывается, наш капитан такой маневр произвел уже в другом месте, за что получил от начальника экспедиции грозный окрик, с многозначительным взглядом в сторону нока реи, на которых всегда традиционно развешивали бунтовщиков на всех флотах. И воздух свежий, и обзор неплохой.

Но что вот было умного в системе организации промысла бывшего Союза - это, то, что такие мероприятия научно-исследовательского характера, в случае неудачи, всегда оплачивались по - среднему заработку. С тем капитаном наш средний заработок был в полном порядке. А значит машине «фул спид», что значит - «полный вперед». Через пару суток мы должны были вкатиться в новый промысловый район, чтобы своими контрольными тралениями подтвердить научные изыскания, закупоренные в стеклянных пробирках. Саргассово море веками служило источником различных мифов и легенд. Одно из немногих морей, завоевавших у моряков всего мира не менее дурную славу, нежели вечно неспокойный Бискайский залив. У него есть еще парочка чудесных названий, на выбор: «Море призраков», «Обитель мертвецов». Во всем виноваты водоросли - саргассы, которые покрывают всю поверхность того моря. Для их обитания здесь очень благоприятные условия, и они разрастаются в громадном количестве. Вокруг моря действует своеобразное круговое течение, которое, словно невидимым обручем удерживает их, постепенно выталкивая к центру.

На ночных вахтах в ходу стали страшилки о кораблях-призраках, населенных мертвецами. Девчонки попискивали, но продолжали слушать байки про галеры, застрявшие в этих водах, в весла которых вцепились желтые руки скелетов. О бригантинах, с капитанами на мостиках, глядящих из-под треуголок пустыми глазницами. Ну, в общем, мы шли в обычный район промысла.

16m.jpg
1996. Либерия. Mi. 1673
 Разумеется, никто в центр Саргассова море не сунется и, промышлять там, не станет. Мы шли на его юго-западную окраину. И когда появились первые водоросли, окрашенные в рыжий цвет, с множеством кожистых воздушных шариков, мы воткнули свой первый трал. Водоросли, длиною каждая в два километра, образуют маленький, плавучий островок. Траулер через них проходит без проблем, чего не скажешь о рыбопоисковой аппаратуре. Она начинала давать такие помехи, что определить, наличие рыбы, плотность косяка, направление его движения на экране, было невозможно. Результат получился, как раз очень похожий на «хапок». Ни до, ни после, я не попадал на такие скопления тунца. Здесь обитал малый тунец. Его вес всего 5 - 8 кило, но количество и его упитанность, давало неплохой «выхлоп» в категории филе - самой высокооплачиваемой рыбной разделки.

 И сразу всем стало не до костлявых мертвецов, ни до чужих сундуков, набитых пиастрами. Одна часть суток выглядела, как спина тунца, разваливающееся на две половинки филе, под ударом твоего ножа, а другая была точной копией тощей каютной подушки. И когда у меня сегодня спрашивают: был ли я в Саргассовом море и видел ли «шкелета», я отвечаю: конечно, был. «Шкелета», правда, не видел, зато отчетливо видел «кошмара». Цельную неделю кошмаров. Пока нас не сменил фирменный тунцелов. Как говорили великие: «мавр сделал свое дело..., пшшел мавр обратно». Как и в эпоху великих географических открытий, когда каждое, боле менее, приличное нагромождение валунов в океане, при открытии тут же засекречивалось, так и в исследовании новейших промышленных районов, сразу появлялись документы с грифом: «Только для служебного пользования». Долго никому и в голову не могло придти, что русские ведут удачный промысел посредине Атлантики, да еще на «кладбище кораблей». Но это будет чуть позже.

Все полученные базы были однотипные и представляли собою суда, длинной 115 метров, водоизмещением более семи тысяч тонн. Экипаж насчитывал 118 человек. На фотографии отлично видны промысловые туноботы - их было на каждой базе по шесть штук. Хорошо видны тяжеловесные стрелы для их спуска и подъема. Был и неплохой консервный заводик, правда, он не виден. Вполне мореходная посудина, пригодная для океанского промысла.

02.3m.jpg

А вот то, что мы видим на следующей фотографии, вскоре превратилось в моряцкий кошмар, которым пугали во всех союзных конторах, всех нерадивых матросов - малый тунцеловный бот.

01.1m.jpg

Обратите внимание на размеры суденышек  и вспомните, что это, все - таки, была Атлантика.

В свой первый рейс тунцеловная база «Солнечный луч» отправилась из далекой дальневосточной Находки, и пройдя через Тихий и Индийский океаны, очутилась в океане Атлантическом. Из 118 человек экипажа, живых тунцов видели только три человека, будучи в какой-то научной иностранной экспедиции. И никакого понятия о технической стороне промысле. В ход пошла природная морская смекалка и богатый опыт ловли пескарей в деревенских прудах.

45m.jpg
1972. Ботсвана. Mi. 87
Океан тих и спокоен. Просто не верится, что совсем недавно он горбился пирамидами пенных, лохматых волн, сотрясался в порывах ураганного ветра. Сейчас океан, как большущее зеркало, лишь небольшой теплый ветерок налетает иногда откуда-то и чуть морщинит его окрашенную в алые тона поверхность. Солнце медленно, неохотно клонится к горизонту. Чем ниже опускается оно, тем становится больше. Оранжевый шар раздувается прямо на глазах. Кажется, еще немного, и солнце взорвется, расплескается по небосводу и океану кипящими жгучими брызгами. Вот нижний его край коснулся горизонта, солнце задержалось на несколько секунд, как бы бросая на весь этот чудесный мир прощальный взгляд, немного сплющилось и, не оставляя кругов, без всплесков погрузилось в океан. Сразу стало темно. Черно-фиолетовое небо замерцало множеством крупных, ярких звезд. В одной части неба их больше, в другой – меньше. Как будто кто-то бродил по черному полю небосвода и разбрасывал из большущего мешка звезды рукой. И в одно место их падало значительно больше, чем в другое. Тот мешок от долгого употребления прорвался, и из него посыпались звезды, выстилая собой широкую небесную дорогу – Млечный Путь. Судно кренится с борта на борт, и вместе с судном раскачивается из стороны в сторону на небосводе Южный Крест.

Сегодня на судне весело и шумно. Только что по судовому радио сообщили, что наконец-то мы миновали Северное полушарие, и «вплыли» в тропики. Но все матросы, даже те, которые никогда не бывали в тропических рейсах, лучше всего знают Северный тропик, как «винную параллель». Отсюда вступают в силу тропические законы, и, в частности, команде начинают выдавать по 300 граммов кислого «тропического» вина. В смеси с водой оно очень хорошо утоляет жажду.

Из этого состояния блаженной нирваны вас выводит строгая команда: «...Палубной команде подготовить боты к спуску. Экипажам собраться у своих номеров…». Наверное, это было так в тех первых и очень трудных рейсах. Точно так же будет и потом.

Промысел тунца начинается поздно вечером, с заходом солнца. Тяжеловесные стрелы, поскрипывая от натуги тросами, аккуратно опускают боты рядом с бортом. Десять минут на посадку и прогрев двигателей. Место постановки ярусов определили еще днем, когда наблюдали подход сардины. Каждый бот был изначально рассчитан на экипаж из пяти моряков, а значит и все судовое жизненное пространство рассчитывается конструкторами на пять морских душ. Плюс полная автоматизация постановки и выборки яруса. Но суда из Японии поступили без оборудования. Сработал все – таки чертов «железный занавес». Вместо механизмов пришлось увеличить число экипажа до девяти моряков. Известное социалистическое ноу-хау, когда «два солдата из стройбата - заменяют экскаватор, а три солдата из ПВО - заменяли хоть кого».
Наибольшее значение в те годы принадлежало плавным ярусам. Тунцеловный ярус – это гигантский, многокилометровый перемет для ловли рыбы в океане. Он состоит из отдельных секций, которые, соединяясь между собой, образуют порядок любой желаемой длины. Таким переметом можно перегородить небольшую речку многие сотни раз. Обычная длина рабочего яруса составляет 40—75 километров. Современный флот Японии работает с 200 километровыми ярусами.
1m.jpg
На рисунке начало многокилометровой ленты. И что ни километр, то полсотни острейших крючков, любой из которых вряд ли смог бы заглотить самый крупный окунь из самого глубокого деревенского омута.

62m.jpgВот такие крючки, что на фрагменте КПД островного государства Токелау, размером, чуть больше сигаретной пачки, выпускала страна Япония. На некоторых были впаяны небольшие камушки, напоминающие стразы, для игры света и привлечения любопытствующих тунцов. На некоторых вертикальным столбиком стояли иероглифы - заклинания: «Приди ко мне, большая рыба».

  Когда я еще с успехом прореживал чужие огороды от вечнозеленых эстонских яблок и слив, моя фамилия стала иметь некоторое отношение к первым океанским ярусам. Вернее будет сказать, к концевому бую - он на рисунке болтается с флажком. Буй тот был непростой - это радиобуй, для нахождения своей рыболовной снасти во время тумана или штормовой погоды. Япония поставила Союзу один комплект таких штуковин, справедливо полагая, что при окончании срока службы аккумулятора, нам придется обратиться к ним вновь. И такое время очень быстро настало. Посылать с промысла «гонца» в японский магазин никто, конечно, не додумался, а приволокли такой буек на знаменитый Рижский завод ВЭФ.

53m.jpg
1969. СССР. Mi. 3617
Помимо выпуска известной марки приемника ВЭФ и неплохих телефонных аппаратов, завод тот имел парочку закрытых цехов, куда привозились различные электронные новинки со всего света. Там они успешно разбирались на мелкие детали, которые с успехом превращались затем в различную отечественную электронику, но уже покрашенную в военно-защитный колер. В одном из таких цехов работала моя двоюродная сестричка. Когда доставили  к ним тот буй, облепленный чешуей и слизью, и достали все его электронные потроха, то они оказались залитыми составом, сильно смахивающим на асфальт с мелким кварцевым песочком. Тот цех такими фокусами было трудно удивить. Пару часов ушло, чтобы подобрать состав особого растворителя и пару дней, чтобы с археологической тщательностью, миллиметр за миллиметром, кистями, очистить всю схему и прочитать ее. То, что вышло через какое-то время из другой двери того же цеха, было в два раза меньше по размеру, с увеличенным сроком работы аккумуляторов, который вообще можно было менять отдельно, не разбирая весь буй. Короче, как говориться, без комментариев.

38m.jpg
1967. СССР. Mi. 3329
 К базе, на несколько дней, был придан средний рыболовный траулер - СРТ, для обеспечения нас сардиной,которая использовалась для наживки ярусов. Глубоким поиском заниматься было некогда, решали тогда все проще - трал в воду и давай мутить воду. Про воду, я, конечно, пошутил, но вот за поведением птиц, народ морской следил очень внимательно. Они-то и показывали первым тунцеловам, где обретается их наживка.

Как только траулер начинает сбавлять обороты, выписывать зигзаги, пытаясь своими приборами, определись местоположение косяка, и заваливался на постановку трала; поодиночке и шумными эскадрильями, невесть откуда, слетаются чайки. Хрипло поприветствовав друг друга, а может быть и нас, рассаживаются вокруг тральщика. Все морские пернатые в районах промысла отлично знают, что за штука - рыболовный трал. И гул траловой лебедки они воспринимают как сигнал к сытному обеду. Знают, желтоносые, что и на этот раз найдется чем поживиться. Вместе с чайками прилетают и красивые, ослепительно белые, с черными краями крыльев и ярко красными лапами, крупные птицы из семейства альбатросов - олуши, которые тоже «не ровно дышали» к сардине. В отличие от крикливых, суматошных чаек, теснящихся к судну, олуши держат себя солидно: опускаются на воду в отдалении и молчаливо наблюдают за нами своими светло - зелеными глазами.
Swerige1m.jpg
1974. Швеция. Mi. 857


 А рыбаки наблюдали за олушей и, если они не ныряли по корме за тральцом, значит, в трале сардины не было. Следовало тут же выбрать свои тряпки и перебегать в другое место. Метод муторный, долгий, но со сто процентной гарантией. Чуть позже красноногая олуша и ее сардинные «страдания», войдут в морские учебники, по которым уже учился ваш покорный слуга.

Ярус ставили вручную и вручную его выбирали. Все 60 километров. За сутки работы на жесткой «хребтине» яруса уходило до нескольких пар брезентовых перчаток. Руки после одних суток работы чудовищно распухали. Но требовать от моряков большего, было нельзя: при сорокаградусной жаре и стопроцентной влажности в верхней одежде не поработаешь, а оголенное тело нещадно палило солнце. Пришлось сразу переходить на нетрадиционную в море схему работы: сутки через сутки. Работа с ярусом - это пяти часовая ночная, беспрерывная постановка. Это, слизь и чешуя от сардинной наживки. Это, наконец, долгожданный отдых, в течение последующих трех часов. Первый, он же и последний, на ближайшие сутки, сон.
Были выведены и экономические показатели успешного промысла. В те времена было просто немыслимо работать без таких планов. Они были очень просты и очень понятны. Один, шестидесяти километровый ярус, одного тунобота - это 1300 крючков. Промысел становился рентабельным при ежесуточном вылове 20-ти стокилограммовых рыб. На бумаге все получалось очень даже хорошо. Тунцу же об этих планах, разумеется, ничего известно не было.

Из-за малоопытности экипажей были вскоре потерянны почти все промысловые яруса, которые пришлось заказывать и доставлять на промысел через два океана. Нужная банкотара, для тунцеловного завода, производилась лишь в Находке. Оливковое масло, необходимое для изготовления тунцовых консервов, везли из Италии. Даже рыбу, необходимую для наживки, привозили с Дальнего Востока. Получив весь этот комплекс проблем, совсем неудивительно, что за всю русскую историю тунцеловного флота, случаи выполнения промыслового плана можно было сосчитать по пальцам. Поэтому и попасть на тунцеловную базу, считалось между нами - страшнее не бывает.

Врагом номер один были и остаются на сегодня - акулы. Они пакостят ребятам, как только могут: объедают наживку, откусывают крючки, пожирают попавшихся на ярус тунцов. Сегодня уже имеются промысловые карты, где отмечены наиболее опасные «акульи районы». Но раньше...
Тунцы по жизни рыбы скоростные и в свободной воде с легкостью уходят от них. Поэтому, даже видя мечущегося на крючке тунца, акула к нему не подойдет. Она сожрет только уснувшего тунца. Стоит только по какой либо причине задержаться с выборкой яруса, как вместо мирно спящего на крючке тунца, вас будет поджидать полная жизни и ярости акула. Снять только одну из них - это был целый цирк, с уворотами от хлещущего хвоста, клацающих острейших зубов и прочими сопутствующими прелестями. Легче всего было с акулой - молот: конфигурация ее головы была очень удобна для подъема. Если когда-то, каким-то режиссером будет снят про это фильм, то с озвучиванием проблем не возникнет вовсе - это будет сплошной, так принятый на современном телевидение, художественный свист.

_____________m.jpg
1954. Ифни. Mi.148,150
 Находясь на вершине морской цепочки и обладая несколькими феноменальными фокусами, касатки становятся врагами номер два. Не спеша, продвигаясь вдоль выставленного яруса, они методично выбирают самых больших, самых жирных зверей. С помощью своих необъяснимых сенсорных способностей, касатки откусывают тунца точно возле крючка.

30m.jpg
1982. Гренада. Mi. 1197
 Всегда при ярусном тунцеловном промысле, подход касаток означал, как правило, потерю части улова. Странным было еще и то, что, будучи заклятыми врагами всего акульего рода, они никогда не трогали тех акул, которые, слопав тунца, сами усаживались на этот крючок. Но то, что произошло в одном из рейсов вошло в историю тунцеловного промысла не только, как рыбацкая байка - страшилка, а как факт необъяснимый, но зафиксированный документально.

 Мы уже знаем, что туноботов на борту базы было шесть штук. Поэтому в присвоении им порядковых номеров, особенных математических трудностей не возникает. Не секрет, для большинства читателей и то, что рыбаки бывают удачливыми, очень удачливыми и просто рыбаками. В том рейсе, бот под номером «6», был самый удачливый из всех. Про таких капитанов говорят: у него нюх на рыбу. Касатки повадились, в одном из рейсов мародерствовать больше всего на его порядке. Поначалу над ними прикалывались и подшучивали, списывая все это на обычное совпадение. Но однажды, когда бот привез 100 процентов свежайших голов, но без признаков туловища - стало не смешно. Нужно было с этой мистикой начинать бороться.
 
Касатки словно нарочно поджидали именно «шестерку», лениво прохлаждаясь возле базы. Спуск на воду ботов под другими номера их не интересовал. Ни закрытие бортового номера брезентом, ни перекраска номера «6» на номер «7» и даже на «99», ни пересадка людей на другой бот, ничего не помогало. Ярус подвергался самому большому опустошению. Помогла только полная смена района промысла.
49m.jpg 199m.jpg
1969. Французские антарктические территории.
Mi. 52
2010. Французские антарктические территории.
Mi. 704

Когда устанавливался штиль на водах Гвинейского залива: самого большого промыслового залива в мире, на его поверхности начинают переливаться всеми цветами радуги одни из самых красивых земных существ, особые медузы, с легко произносимым именем - сифонофора фазалия. Зрелище, плывущих в одном направлении, подобно судам парусной флотилии медуз, впечатлили еще в XV веке португальца Генриха Мореплавателя, и с его легкой руки, медуза получила свое новое, очень популярное сегодня имя – «португальский военный кораблик».
44m.jpg
1972. Умм-аль-Кувейн. Mi. 83
Любознательность - это хорошо, это приветствуется. Любопытство - это бич всех наших детишек и недоразвитых молодых штурманов. Четвертый штурман, сидя на руле судового вельбота, был страшно горд. Еще бы; ему доверили ответственное дело - смотаться на рядом работающее судно и обменяться с ними фильмами. Заметив прямо по своему курсу парочку, красиво расписанных иероглифами японских поплавков, оторванных недавним штормом, я лихо сманеврировал вельботом и свободной рукой подцепил всю эту помойку на борт. Японские поплавочки были похожи на расплавленные угольки из дачного мангала. И пока я размышлял, начиная подвывать от боли, какой гаденыш насыпал в воду расплавленных углей, пуговица на моем рукаве отлетела сама собой - так моментально распухла кисть руки. Хорошо, что ребята морячили уже не первый год и всегда возили в вельботе для таких целей и для таких идиотов, небольшую канистрочку с разбавленным обычным уксусом. Если попадете в такую беду, то профессиональный совет: не старайтесь смыть или остудить такой ожег водой - станет еще больней. Раствор разбавленного уксуса действует почти мгновенно. На современных пляжах, так знакомых нам по американской мыльной опере «Спасатели Малибу», у спасателей всегда наготове бутылки с 5 % уксусным раствором. Помните об этом.

20m.jpg
1984. Гамбия. Mi. 546
Жгучие щупальца «португальского кораблика» могут уходить на глубину до 30-ти метров. Проплывая над жесткой «хребтиной» тунцового яруса, щупальца цепляются за него и обрываются. Будучи почти бесцветными, они заплетаются косичкой вокруг шнура. В запарке выборки, можно их не заметить. Сила яда до того велика, что пробивает насквозь брезентовую рукавицу. Вскоре перешли на резиновые рукавицы, в которых пальцы просто плавились на африканской жаре.

 За ярусные «хребтины» довольно часто цепляются различные плавающие в толще воды существа. Одно из них выглядит, как грязно – серая масса с мелкими трепещущими длинными ворсинками. Если повезет, и оно окажется не разорванным и искалеченным, надо бросить его обратно в воду. Вы станете свидетелем до того потрясающего зрелища, которое невозможно описать никакими словами и не передать никакими фотографиями. Вы спасете для мира «пояс Венеры». Тот самый пояс, про который мало кто слышал, а еще меньше людей его видели.

51m.jpg
1979. Кипр. Mi. 500
Однажды, когда богиня любви, прекрасная Венера, решила искупаться в Средиземном море, она забыла снять свой изумительный по красоте пояс - подарок самого Зевса. Пряжка в воде расстегнулась, и пояс тихо соскользнул с тела. Набежавшие волны унесли его прочь. Богиня очень опечалилась, и пообещала тому, кто найдет его и сможет вернуть, свою любовь».

«Пояс Венеры» - это морское существо, обитает в теплых водах, ближе к экватору. Относится, к так называемым, гребевникам. Увидеть его практически невозможно. Лишь только поднимается малейшее волнение, медуза, оберегая свое студенистое тело, опускается на глубину, где царит вечное спокойствие. Возможно, они уже имеются в некоторых океанариумах, тогда Вы увидите, как, изгибаясь, плывет широкая лента. Вся она переливается зелеными, синими, фиолетовым пламенем. Всполохи этого пламени перебегают по всему телу, от центра к крыльям, мгновенно изменяя свой цвет. Затем, словно решив удивить вас окончательно, хаос пожара переходит в строгие геометрические фигуры - ромбы, эллипсы, квадраты. И, кажется, что ее легкая полупрозрачная ткань одновременно усеяна сотней драгоценных камней. Единственное, с чем можно сравнить увиденное - это с северным сиянием. Но как остановить, хотя бы на мгновение, вечно движущееся величие северной природы?

Ну а тем, кому все же посчастливится увидеть «Пояс Венеры», в открытом океане, пусть попробуют извлечь его из воды, и не разглядывая, сразу бросить обратно. Он развернется и заиграет радужным цветом, только для вас одного.Так выглядит в воде и на блоке Азербайджана главная часть туалета богини любви - Венеры.
22m.jpg
1995. Азербайджан. Mi. bl. 12
Большие неудобства для ярусников представляла рыба-луна. Поражает, прежде всего, странная форма тела, лишь отдаленно напоминающий классический профиль рыбы. Округлое дискообразное тело. С хвостовым плавником, смахивающим на какой-то укороченный руль. Диаметр такого чудо-юда может достигать четырех метров, а вес под пару тонн.

31m.jpg
1984. Вьетнам. Mi. 1438

 Повозиться с ней приходится минут тридцать, баграми вытаскивая из-за борта, пока снимешь ее с крючка, потом, то да се. Никакой промысловой ценности рыбина та не имеет. Ее не едят даже австралийские аборигены, а значит, не едят и акулы. Однажды на крючок тунцеловного яруса уселась рыба таких размеров, что удивила даже все видавших рыбаков. Сегодня размерами той подруги можно полюбоваться в Морском музее города Калининград.

Романтика тех первых тунцеловов выглядела, как липкий пот, стекающий по лицу и шее, струящийся между лопаток. Это ощущение нескончаемой парилки, где кто-то все поддает и поддает в нее жару. Это, когда ты теряешь свою тень - днем она находится где-то под тобой, около ступней. Это синяя жилка термометра, словно приклеенного подле цифры 39. Это ведро забортной воды, теплой, как кисель, вылитое прямо на голову, которая, совершенно не остужает и оставляет после себя на коже белый, едкий, горько-соленый налет соли. Но были там и тунцы. Были, родимые……..
59m.jpg
1976. Сент Винсент. Mi. 448
ТУНЕЦ ПОЛОСАТЫЙ (Katsuwonus pelamis) или скипджек. У этой рыбы вдоль тела проходит несколько полос, коричневатых в верхней части туловища и пепельно-голубых на серебристом брюхе. Скипджек - характерная рыба поверхностных слоев открытого океана, встречающаяся, однако, и в прибрежных водах, особенно близ коралловых рифов.

 Для этого вида очень типичен стайный образ жизни. Плотные косяки скипджека образуются из сходных по размеру рыб, обладающих равными способностями к активному передвижению. Зацепив такую стайку тралом, можно было выйти на палубу с линейкой и ради хохмы перемерить штук тридцать тунцов. Результаты будут отличаться между собой буквально миллиметрами. Эти стаи могут быть очень внушительными: иногда они включают десятки тысяч особей.

 

126m.jpg
Картмаксимум с маркой Фиджи 2004 года, Mi. 1059
Замечен в компании с дельфинами. Самый мелкий из тунцов открытого океана. Лишь в редкий случаях достигает длины в один метр и веса 25 килограмм. Хоть и самый мелкий по ранжиру, зато самый скоростной, с идеальной каплевидной формой. Без видимых усилий набирает скорость до 45 км. в час, а ведь это скорость атомной подводной лодки.
  
ТУНЕЦ БОЛЬШЕГЛАЗЫЙ (Thunnus obesus). Он широко распространен в тропических и субтропических районах всех океанов и повсюду придерживается довольно больших глубин, до 200 метров и более, а поэтому редкий гость на ярусе. У поверхности живут лишь молодые особи этого вида, образующие довольно плотные стаи. Взрослые рыбы ведут, вероятно, одиночный образ жизни. Самый крупный из известных экземпляров этого вида был пойман у берегов Перу: его длина составляла 236 см, а вес 197 кг.
206m.jpg
Конверт первого дня с маркой Фиджи 2004 года, Mi. 1062
Своим названием ЖЕЛТОПЕРЫЙ ТУНЕЦ (Thunnus albacares) обязан японским рыбакам, которые добывали эту рыбу с давних времен, а сейчас именно этот вид является наиболее популярным ингредиентом в приготовлении традиционных японских суши и других блюд. Из тринадцати известных видов этот примечателен желто-оранжевой окраской спинного и анального плавников. Остальная цветовая гамма – темно-синяя, на спине и серебристо-белая к хвосту и на брюхе.Желтоперый тунец достигает 2 м длины и веса 130 кг. Этот вид отличается очень быстрым ростом: годовой прирост длины, по данным вторичных поимок меченых рыб, составляет 20—40 см. Уже в двухлетнем возрасте рыбы весят около 13 кг, а в четырехлетнем — 60 кг.

ТУНЕЦ ДЛИННОПЁРЫЙ (Thunnus alalunga) или альбакор. Характеризующийся очень большими грудными плавниками. В отличие от синего тунца эта рыба обитает преимущественно в открытом океане и редко появляется у берегов. Максимальные размеры доходят до 1,3 м. при весе 45 кг.
19m.jpg 8m.jpg
Желтоперый тунец.
 1979. Тувалу. Mi. 94

Тунец длинноперый.
1987. Гренада. Mi. 1615
ТУНЕЦ СИНИЙ (Thunnus thunnus) или обыкновенный, встречающийся в очень широком диапазоне температур — от 5 до 30° С. Ареал обитания велик - от Кубы до Норвегии. В аномально теплые годы был замечен у Мурманского побережья. Это наиболее крупный из тунцов, превышающий иногда 3 м. в длину и весящий до 375 кг. Рекорд - 684 килограмма, при длине 4.5 метра. Желанная добыча всех промысловиков.

Еще один представитель рода тунцовых, который часто залетает в тралы - ЧЕРНОПЕРЫЙ ТУНЕЦ или малый атлантический. Мелкий, редко доходящий до 20 кило, зато обладал отличным вкусом, в виде балыка. Только здесь надо было быть очень осторожным. Пятилетняя рыба считалась уже старой и жестковатой. Значит, на балыки нужно было пускать рыбу мелкую, которая попадала под штраф из-за своих размеров. При подходе к нашему судну катера фишинспкекторов, балыки эти маломерные необходимо было очень быстро спрятать. Иногда, хозяева тех балыков отдыхали после вахты, тогда все это хозяйство летело прямо за борт.

Пословица: «мелкая блоха злее кусает» - это точно про него. Свои небольшие размеры, по сравнению с другими рыбами его семейства, он компенсирует постоянным желанием кого нибудь грызануть. Не верите? Тогда прочитайте второе имя черноперового тунца, что написано на марке острова Питкерн, точно характеризующее его мерзкое поведение.
     
15m.jpg 55m.jpg
Синий тунец.
1985. Алжир. Mi. 873
Черноперый тунец.
2007. Питкерн. Mi. 743
Зигзаги человеческих пристрастий порой неисповедимы: то нам плохо, что рыба пахнет рыбой. Смех, да и только. То вид рыбного филе, похожего на говядину, вызывает в наших глазах немой вопрос и подозрение о несвежести продукта. А я думаю, что тут все проще - просто распробовали люди то, чего раньше не пробовали, и... И понравилось на вкус. А вкус у тунца действительно отменный, да и состав почти идентичный по составу с животным мясом. Так что, уважаемые, перед нами и ни рыба и ни мясо. А даже лучше. Тунец - рыба, которая многое может нам заменить. И те, кому животное мясо есть не позволяют различные причины, найдут в лице тунца прекрасный заменитель.

04m.gif Перед нами кусок спинной части, примерно, сорока-килограммового длинноперого тунца - альбакора. Кто имеет возможность выбрать свежею рыбу, в первую очередь обратите внимание, на более темный цвет верхней части спины - это обязательное правило. Следует помнить, что свежий тунец может храниться в мелкобитом льду, только шесть суток. Отсчет ведется с момента снятия с крючка в море. Второй момент - это, абсолютно белый цвет прожилок. Если это не так - тунец обработан гадостью под названием моноксид углерода. Пройдите мимо, с хитрой улыбкой, не поднимая скандала.

 Французы метко зовут тунца - «морской телятиной», из-за нехарактерного для рыбы вкуса, но именно это качество принесло тунцу особую популярность и стало причиной тунцового бума. А угощали в Социалистической Венгрии Леонида Брежнева, гавайским тунцом. Это способ приготовления, очень распространенный в Европе. «Это такой способ приготовления, при котором рыбу подвергают минимальной термообработке, что позволяет ей полнее раскрыть свой рыбный букет». Хочу заметить, что эта строчка принадлежит не мне, а родилась в юной голове, имеющей на руках «корочки» дипломированного кока. Вот пусть и отдувается. «Перво-наперво надо подготовить маринад. Для этого необходимо взять столовую ложку рисового уксуса, две столовых ложки соевого соуса, растереть большой зубчик чеснока и так же растереть небольшой кусочек имбиря. Из лайма выжать две столовых ложки сока. Смешав все эти жидкости и полужидкости, обвалять в них  филе и оставить мариноваться. После чего у вас образуется целый час свободного времени, для приятного общения с сотоварищами. Обжаривается все это хозяйство на сильном огне, буквально по три минуты с каждой стороны».

Мой наследник так же рекомендует еще обвалять филе в кунжутных семечках, для придания блюду восточного аромата и калорита, но тут на любителя. Блюдо имеет свое название - ахи-туна, что в переводе с гавайского звучит, как «истинный тунец». Стало быть: все те, сочные котлеты, что довелось пробовать мне раньше - были из тунца фальшивого. Хотел придраться во время дегустации, по своей капитанской вредности, но не нашел к чему. Потребление тунца полезно и для дам, желающих поскорей приблизиться к заветным «90-60-90», и для представителей сильного пола, мечтающих о рельефной мускулатуре. Тунец не зря называют еще «лучшим другом бодибилдера». В сочетании с тренировками он приносит прекрасные результаты для всех качков.
Wallis1m.jpg
Конверт первого дня с почтовой  Уоллис и Футуна 1980 года, Mi. 382
Не хочу озадачивать вас умными цифрами, в которых и сам то не разбираюсь, но вот только, если, самые интересные: в ста граммах тунца содержится 200 миллиграммов триптофана, того самого из которого наш организм вырабатывает серотонин, Вещь. Его еще называют попроще - гормон счастья. Съел с утра кусок тунца и будет тебе счастье целый день. В этих же ста граммах спрятаны еще метоинин и цистин, а это уже крепкие и неломкие ногти и густая шевелюра, без признаков перхоти. Помимо всех вышеперечисленных веществ, тунец готов поделиться с нами селеном и йодом. Селен задерживает старение организма - это многим известно. А вот йод….. Йод необходим в первую очередь для нормальной работы щитовидной железы. Оптимальное количество йода необходимо для иммунной системы, для работы мозга и для поддержания гормонального баланса.

Исландия, страна с самым высоким показателем рыбопродукции на душу населения - 3 000 тысячи килограмм на каждого. Где различных видов тунца, под любым соусом, в любой деревенской лавке, наложено консервными рядами до колена. Результат - самое маленькое количество инфарктов по Европе.

Или взять Азию, например - Япония. Едят все, что шевелится или подает малейшие признаки жизни под водой. Результат - продолжительность жизни для мужчин - 78.5 лет и 84 года, для прекрасных дам. Самая высокая на нашей планете. Чего и Вам всем желаю!

До начала 50-х годов XX-го века, тунец в Америке считался рыбой несъедобной. С непонятным запахом, с говяжьим цветом мяса, с обилием крови. Считалась эта рыба, как бы и не рыбой вовсе. Да ну ее в болото!

И компания «Chicket of the Sea» вложила огромные деньги, чтобы завоевать рынок. И мир был завоеван, правда, и тут не обошлось без интересных жизненных поворотов. К началу двадцатого века резко упало потребление сардины, что повлекло за собой цепную реакцию банкротства рыбаков, производителей банко-тары, дистрибьюторов оливкового масла, шедшего на изготовление сардин. И когда, в 1903 году, из-под владельца самого крупного консервного завода уже «рвали последний стул» суровые судебные исполнители, он решился на отчаянный шаг:  вместо сардин использовать в консервах «туну», так в Америке называют эту рыбу. Успех превзошел все ожидания - дело пошло на ура.

Мясо тунца на самом деле сокровище. В нем такое количество фосфора и витаминов, что ведущие университеты США, такие как Беркли и Гарвард, ввели блюда из тунца в обязательное меню студентам во время сессии и в рацион научных сотрудников, решающих проблемы государственной важности. «Тунец - это пища для ума!» - утверждают ведущие диетологи Америки. И, наверное, совсем не спроста, на одной из марок почтовой сцепки США, резвиться именно синий тунец. Тунец, стоящий в ряду своего семейства на первой ступеньке.
54m.jpg
1986. США. Mi. 1795
Название «туна» быстро обосновалось на всех континентах. И кто нынче не слышал про«туну» ? На нее сегодня приходится более половины всех рыбных консервов США. Самая демократическая рыба на свете. Вы можете заказать сто граммовую порцию «туны» с двумя ложками риса, отдав за это 90 долларов, а можете пустить под водочку банку «Тунец в масле» - вкус одинаковый. А те части, которые не вошли в эту банку или не были съедены в шикарных ресторанах, с удовольствием слопает Ваша киска из банки «Вискас-туна». Отходов у этой рыбы нет. Уникальность консервов из тунца состоит в том, что рыба сохраняет все свои полезные свойства и вкус, что позволило почти не присаливать его. Он и так хорош. Позволю дать вам практический совет, вывезенный из страны Восходящего Солнца: если есть выбор, берите лучше тунца на воде или в собственном бульоне. Избегайте тунцовых консервов в масле.

21m.jpg
1968. Куба. Mi. 1408
 И все же большинство людей знакомо с тунцом лишь в консервированном виде. Многие, вероятно, считают, что тунец так и плавает в океане аккуратными цилиндрами консервных банок. Во всяком случае, это самые дешевые рыбные консервы любой страны, от чего они не становятся менее вкусными.

 Несколько советов прямо с борта завода калининградской тунцеловной базы «Солнечный луч». Они и сейчас актуальны., я проверял. Все даты выпуска, все цифры выбиты только изнутри крышки. На настоящих тунцовых консервах этикетка только накатанная, никакой бумаги. Заострите свое внимание на перечне ингредиентов. Там должна быть указана только соль. Истинный тунец «дружит» только с ней. И, последнее: тунец - рыба крупная, а значит, в банке он займет место целым куском. Если это не так и в банке присутствуют еще и мелкие куски - то Вам сегодня просто не повезло.

 Страна, которая больше всех кормится от щедрот морских - это Япония. Свежий тунец здесь шел на изготовлений суши и сашими с древнейших времен. Отведать его могли лишь аристократы и местная братва. Там они называются якудза и умудрились даже попасть в книгу Гиннеса, в номинации - самая значительная криминальная структура на планете. С налаживанием производства консервов к дегустации подключались новые слои общества, именуемые в дальнейшем, как «простые смертные». Сегодняшняя Япония не мыслима без тунца. Вылов огромен - 25 % всей мировой добычи. Огромно и его потребление - 80 % всех пойманных тунцов  съедаются в Японии.
66m.jpg
Желтоперый тунец.
Картмаксимум с маркой Науру 1997 года,  Mi. 440
На всех знаменитых рыбных рынках тунцовые  туши возлежат с отрубленным хвостовым оперением, привлекая покупателей ярко красным цветом мяса. Хвосты отрубают еще на судах и вовсе не затем, чтобы предохраниться от несанкционированного побега с палубы, с помощью заднего хода, а для достижения несколько иных целей. Во первых, - тунец рыба сильная, с большим количеством крови. Отрезая хвостовой плавник, вы тем самым освобождаете рыбу от лишней крови. Вторая причина - хвостовая часть рыбы предназначена для взятия анализа. Специальными маленькими щипцами выщипывают оттуда кусок мяса. По его запаху, цвету, жирности определяют свежесть тунца, без каких либо приборов. Специалисты тратят на анализ около полу минуты, и время вылова определяют с точностью до полу часа. Свежесть - вот главный критерий цены. Не так давно, на знаменитом японском рыбном рынке Цукидзе был продан тунец весом в 342 кило. Сделку провернули представители двух крупнейших ресторанов, выложив за покупку почти 400 тысяч долларов. Одну половину съели в Японии, вторая часть порадовала знатоков рыбы в Гонконге.
   
61m.jpg
1988. CCCР. Mi. 579
Мировая добыча рыбы неуклонно растет. Тунец не исключение. В национальные рыболовные правила удалось «протащить» новые разрешенные к вылову размеры - они уменьшились на 10 сантиметров, и теперь минимально разрешенным к добыче стал 20-ти сантиметровый тунец. Ерунда, вроде бы. Но большеглазый и синий тунцы уже прописались в Красной Книге. Виноватых искать долго не стали, а пошли по известной уже схеме: кто больше всех ловит, тот и виновник. Различные организации по защите всевозможных звериных и рыбных интересов, отведав за обедом тунцового стейка, тут же принимаются с осуждением поглядывать на острова Восходящего Солнца.

И как же был не прав Джордж Байрон, английский поэт - романтик, написавший однажды: «Следами разрушенья отмечен человека путь, но власть его кончается на берегу...». Сэр Байрон, мы давно уже в морях. Обитатель суши - человек, долгое время испытывавший благоговейный страх перед морем, теперь несет ответственность за здоровье и выживание всего океанского братства. И современное рыболовство все больше становится разумным.

Отлично понимая всю важность рыболовства для своего рынка, Япония на сегодня, держава с самыми строгими рыболовными правилами. Помимо весового указания вылова тунца, здесь обязательная фиксация и поштучного количества. Ежегодная добыча тунца составляет 4,5 миллиона тонн. Сколько это будет поштучно, сказать затрудняюсь, хотя и можно предположить. На этих цифрах строится вся государственная программа выпуска молоди тунца в море.

33m.jpg
1979. Уоллис и Футуна. Mi. 33
Штучное количество пойманного тунца умножается на цифру два - мы получим то количество рыбы, которое Япония выпускает в море ежегодно, с начала нового столетия. Процент выживания доходит сегодня до 65 процентов - это на порядок выше, чем в Штатах и Норвегии. А сам выпуск мальков происходит так, как изображено на марке Уоллис и Футуна.

Рыба, которая не болеет, отлично размножается и обладает удивительно вкусным мясом – мечта любого рыбопитомника. Именно такое создание обещают вывести в ближайшее десятилетие японские биологи. Сводная команда из Токийского университета, университета Кюши и государственного Агентства по исследованию рыбных запасов Японии на протяжении нескольких лет занимались расшифровкой генома синеперого тунца. Теперь они знаю все об особенностях этой рыбы и могут манипулировать на генетическом уровне ее генами. В следующем году стартует программа по выведению супер-тунца. Возможно, такой тунец, вскоре появится на филателистических выпусках.

70m.jpg
1981. Науру. Mi. 227A
Если Советский Союз делал ставки на огромные плавучие заводы, которые требуют, в свою очередь, таких же огромных эксплуатационных затрат, то остальной мир пошел другой дорогой - дорогой малотоннажного прибрежного флота, работающего по схеме: вышел-поймал, вернулся-продал. К примеру, промысловый флот США на 96 процентов состоит из судов меньше 50 метров. На марке государства Науру - сетной тунцовый лов, основной вид промысла сегодняшней Америки. Это самый дорогой вид промысла.

 Чтобы удержать тунца, на относительно небольшой площади, необходимо его здорово в том заинтересовать. На акватории, примерно с пару километров, в воду выбрасывают около тонны мелко нарезанного кальмара, затем быстро производят обмет неводом этой площади. Промахи случаются чаще, чем удача, но…… Но у богатых свои причуды. Тунец не мнется в неводе, он бодр и жизнерадостен, что для американского потребительского рынка самое главное. Рыба, пойманная первым сортом в океане, должна быть не заморожена, а оставаться таким же первым сортом и на прилавке. Умная и вкусная политика.

Одним из перспективных промыслов тунца вновь становится удебный - это лов с помощью крепких, специальных удилищ. Промысел, под который сегодня можно получить неплохие деньги от структурных фондов Евросоюза, по программе развития малого бизнеса. Вы можете стать владельцем вот такого тунцеловного бота, предназначенного именно для удебного лова. Капитанскую фуражку, я Вам подарю.
Wallis3m.jpg
Конверт первого дня с почтовыми марками Уоллис и Футуна 1979 года, Mi. 331 и 33

Мне кажется, что будущее современного промысла останется за ним. Дожмут «зеленые» ярусников. Дожмут. Слишком много вокруг океанских переметов плавает растерзанного акулья, оглушенных дельфинов, слишком велики потери от касаток.
 
32m.jpg
1981. Кирибати Mi. 379 и 381
Но и удобный промысел не прост. Промысловое оборудование очень серьезное в изготовлении и требует серьезных финансовых вливаний. Малые размеры судна ставят его в зависимость от прогнозов погоды. И требуется грамотная подборка экипажа. Здесь необходима предельная концентрация, недюжинная физическая сила и выносливость. Любая ошибка может стоить жизни рыболову, и история знает тому немало примеров. В 2007 году на южно-корейском туноботе, промышлявшим удочками, сто килограммовый желтоперый тунец буквально выдернул с палубы рыбака, с легкостью перебросив его через полуметровый борт, утащив на глубину.

Хороший рыбак, почувствовав натяжение лески, должен резко откинуться назад и, используя инерцию рывка самого тунца, одним взмахом выбросить его на палубу. Написать эти строчки, было довольно легко...
63m.jpg
1979. Уоллис и Футуна. Mi. 335
Сегодняшние тунцеловные суда - это суда с широкой и свободной носовой палубой. Это, обязательно, высокая, обзорная рубка. Образец такого судна и техника удебного лова неплохо просматриваются на сцепке из блока островного государства Кирибати.

Быстроходный катер без труда разрезает синюю гладь океана. Ничто не нарушает приятного глазу однообразия безбрежного ландшафта. Вдруг совсем близко, всего в нескольких метрах от борта, выскакивают на поверхность воды и, недолго проскользив по ней, стайкой взмывают в воздух и сразу разлетаются широким веером, небольшие крылатые существа, кажущиеся так похожими на привычный нам самолет.

Когда смотришь на них с высоты штурманского мостика, отлично видно, как темно-синие силуэты миниатюрных подлодок, будто по мановению волшебной палочки, превращаются в игрушечные ширококрылые планеры. Так ведут себя представители семейства Exocoetidae. Они же летучие рыбы - любимая закуска любого тунца. Кстати, очень вкусная рыба, но вот, только, как-то с крыльями не хорошо получается. Обрывать их… Рука не поднимается.  
39m.jpg 41m.jpg
1973. Французская Полинезия. Mi. 165
 1954. Испанская Сахара. Mi. 149
Стал набирать силу, давно забытый способ ловли - рыбалка с берега. Если в отношении всех других рыб, обучаться рыболовному искусству надо, начиная с берега, то с тунцом, все наоборот. Ловля с береговой черты - это высший пилотаж в тунцовом промысле. Со своей спецификой и наличием огромного опыта со сноровкой.

Этот вид практикуется на берегах Японии, где наибольшую цену имеет рыба, пойманная старым «дедовским способом». Некоторые экземпляры, выловленные вручную, просто поражают своей стоимостью, их цена на японском рыбном рынке, доходит до 200 000 долларов США.

Возрождается «дедовская» рыбалка и в районах Океании. В прошлом году были организованны даже соревнования по такой охоте. Они происходят ночью, когда тунец подплывает к берегу. Бьют его острогой. Бьют лихо. Рекордный тунец потянул тогда на 57 кило.
64m.jpg 65.1m.jpg
Ловля с берега.
1979. Австралия. Mi.695
Ловля острогой.
1954. Фиджи.  Mi.132
На марке Фиджи не отмечена небольшая хитрость, про которую художник мог и не знать. Маленькие рыбешки по ночам всплывают ближе к поверхности: то муху слопать, то зазевавшейся стрекозе крылья обгрызть. Прекрасным местом для таких засад служит различный океанский мусор, в виде плавающих бревен. Так вот, во время этих соревнований в воду были накиданы дровишки, возле которых собиралась различная мелочь, ну а потом только подходят важные тунцы, на предмет ужина.

60m.jpg
Тунец Гимносарда (Бонито).
2007. Питкерн. Mi. 748
 Здесь в почете тунец Гимносарда (Gymnosarda unicolor). Так его, конечно, редко кто кличет. Более привычное название - бонито. Это бесчешуйчатый тунец, хотя, при ближайшем рассмотрении чешуя там все таки имеется, но просто микроскопическая. При еде она абсолютно не чувствуется. Рекордный вес пойманного бонито - 131 кг. Рыба с таким весом была выловлена недалеко от Кореи.

 Сотенный косяк тунцов – бонито окружают стадо жирных сардин, не тех, что в масле, а нормальных. Сбивают их в плотный шар и выталкивают к поверхности океана. Тунцы «держа периметр» начинают прошивать его с открытым ртом. Тут, кто не спрятался, я не виноват. На марочке это хорошо видно.

Часто говорят – «дары океана». Это выражение далеко не отвечает подлинному его смыслу. Постройка и содержание флота, необходимого для получения этих даров, стоит дорого. Еще дороже стоит тяжелый, временами просто героический труд рыбаков, месяцами работающих на зыбкой палубе корабля в погоду и непогоду, ночью и днем, на всех широтах - от экватора до кромки полярных льдов, в удушающе влажном воздухе тропиков и в ледяных ветрах полярных морей. Еще труднее рыбакам слабо развитых стран, выходящим в море на лодках и даже на плотах. Их ежечасно подстерегает опасность погибнуть в неравной схватке с разбушевавшейся стихией. Недаром у рыбаков юго-восточной Азии сложилась поговорка: «Сегодня я ем рыбу, а завтра - она меня!»

69m.jpg
1991. Испания. Mi.3007
Трудно придумать другой рисунок, так характеризующий труд рыбака. Испанский художник уловил саму суть профессии - сильные, натруженные руки и тяжелая, мокрая сеть. Сильно нарисовано. И напоследок: «Господи, позволь мне поймать сегодня такую большую рыбы, чтобы не пришлось дома врать!» - известное рыбацкое заклинание по пути к месту ловли. Охотники за тунцом, особенно набожны - слишком много приходится, иногда, ставить на кон. Рыбаки свято уверены - тунец питается сказочными подводными деликатесами, поэтому ловить его надо только на благородную наживку. Тунцовые наживки держаться в строжайшем секрете.

Но вот такое не могло придти в голову немцу Альфреду Брему, автору потрясающе любопытной книги: «Жизнь животных». Такое Вы не найдете и у великого Леонида Сабанеева, автора не менее известного труда: «Рыбы России. Жизнь и ловля пресноводных рыб». Это только здесь, и только для Вас. Может, кому и пригодится. В отпуске... За быстро идущим катером болтаются, на длинных шнурах десяток обычных компьютерных CD-ROM дисков, вперемешку с наживкой из искусственного кальмара. Уловистость, говорят, просто потрясающая. Я даже не удержался и провел свое расследование на акватории Чудского озера. Мне приходилось неоднократно любоваться полетом летучек, поэтому подтверждаю полную идентичность тех рыбьих полетов. Диски, то зарывались в мелкую волну, то, натянув шнур, выскакивали из воды, крутятся и  поблескивают серебряными боками. Жаль только, что на этот эксперимент никто не клюнул - нет в Эстонии никаких бонито.

12m.jpg
1972. Виргинские острова. Mi. 241
 И, наконец, эпилог. С самого раннего детства я мечтал о встрече с морем. И встреча эта состоялась. Я очень люблю море. Но отчего так сжимается наши сердца, и прищуриваются заблестевшие глаза, при виде далекой полоски серой земли? Почему в наших пальцах ломаются друг за дружкой спички, и сигарета остается не зажженной, при виде щетины темного леса, того самого, который до сердечной боли пахнет свежескошенным сеном. Время неподвижно - это движемся мы, наивно полагая, что летит время. Рейс закончен. Вещи уже упакованы. Все становится буднично и просто. Траулер устало добирает последние свои мили. Для нас это не просто земля - это земля, имя которой Родина... И приглушенный ночной тишиной голос: «Я тебя никуда не отпущу. И не думай даже». «Это в последний раз», отвечу я, и... отведу в сторону глаза. Это тоже, частичка моей жизни. Жизни, называемой - рыбалкой.
ODRI 2055 | 20.01.2012
Разработка «Наш ГОРОД»