Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



Нажмите тут, чтобы прочитать гороскоп на 2019 год. . вывоз отходов по низким ценам
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Россия /

История страны-3

180.JPG

000.JPG

Индустриализация

«Мы должны строить наше хозяйство так, чтобы наша страна не превратилась в придаток мировой капиталистической системы, чтобы она не была включена в общую систему капиталистического развития как её подсобное предприятие, чтобы наше хозяйство развивалось не как подсобное предприятие мирового капитализма, а как самостоятельная экономическая единица, опирающаяся, главным образом, на внутренний рынок, опирающаяся на смычку нашей индустрии с крестьянским хозяйством нашей страны.»
И.В.Сталин, 1925 год


Ряд отраслей промышленности в дореволюционной России был развит довольно хорошо: металлургия, паровозостроение, текстильная промышленность. Вместе с тем по многим базовым отраслям Россия  в начале века еще значительно отставала от ведущих европейских стран. Кроме того, экономический кризис 1900-1903 и русско-японская война замедлили рост промышленного производства. С 1909 года в России начался промышленный подъем, однако первая мировая война и революционные события 1917 года ситуацию не улучшили. Начавшаяся Гражданская война оказала на промышленность огромное влияние.  Все ведущие отрасли промышленности были вынуждены перестроиться и  работать на Красную Армию. Промышленная политика стала частью военной стратегии. При этом каждое решение диктовалось чрезвычайными обстоятельствами и принималось без учета долгосрочных перспектив. Ход гражданской войны показал  эффективность государственного централизованного контроля, управления и планирования. Но вот Гражданская война закончилась, и встал вопрос о восстановлении путях развития народного хозяйства страны в окружении враждебных государств.

Для нормализации экономики и стабилизации социально-политической сферы Советское правительство решилось пойти на временное отступление от своих прGHistSU79.JPGинципов. Политика временного перехода к капиталистической экономике с целью подъема хозяйства и урегулирования социальных и политических проблем получила название НЭП (новой экономической политики).

Была проведена денационализация мелкой и средней промышленности. Допускалась ограниченная свобода частного капитала в промышленности, торговле. Разрешалось использовать наемный труд. Была разрешена частная торговля излишками. Была отменена карточная система распределения продовольствия и товаров. Отменена всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Восстановились крупные ярмарки. Создается банковская система страны, во главе которой был Государственный банк. В конце 1922 года  в обращение была выпущена устойчивая валюта - советский червонец. В ходе реформы удалось ликвидировать в стране бюджетный дефицит.

В 1923 году почта СССР выпустила свои первые почтовые марки, на которых было это новое название государства. Марки были выпущены в честь открытия 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (17.08. – 02.11). Во время работы выставки вышел  1-й стандартный выпуск марок СССР, номиналы которых были уже в новом золотом исчислении. На марках можно было увидеть символы рабоче-крестьянского государства – фигуры рабочего, крестьянина и красноармейца.

GHistSU81.JPG GHistSU80.JPG
GHistSU76.JPG GHistSU78.JPG GHistSU77.JPG

Эти меры позволили в 1924 году достичь экономических показателей довоенных лет. Но это произошло за счет восстановления ранее уже существующих промышленных объектов. Следовало искать источники для дальнейшего роста экономики. Однако НЭП здесь помочь уже не мог. Иностранные инвесторы в Советский Союз не спешили.
Столкнувшись с нехваткой государственных финансовых средств на дальнейшее развитие промышленности  мероприятия НЭПа были свернуты. Экономика  пошла по пути планово-директивного развития индустриализации и коллективизации.

GHistSU69.JPGСамый первый план развития народного хозяйства Советской России был разработан по заданию и под руководством В. И. Ленина еще в 1920 году. Этим занималась созданная  Государственная комиссия по электрификации России. А сам план получил свое название (ГОЭЛРО) по сокращенному названию этой комиссии. План ГОЭЛРО был утвержден в 1921 году и был рассчитан на 10-15 лет. Этот план предусматривал в достаточно короткие сроки восстановить существующие энергетические объекты страны и построить 30 новых электростанций.  Было решено использовать для выработки энергии огромные водные ресурсы страны. Намечалось сооружение Волховской ГЭС, Днепровской ГЭС и ряда других  ГЭС.  На  базе электрификации планировалось реконструкция всех отраслей народного хозяйства страны, уверенный рост тяжелой промышленности и возникновение промышленных центров по всей территории страны.

Осуществление плана ГОЭЛРО началось в трудных условиях Гражданской войны и хозяйственной разрухи. Ценой героических усилий велось строительство первенцев энергетики — Шатурской и Каширской ГРЭС и Волховской ГЭС. План ГОЭЛРО был выполнен по основным показателям уже к минимальному сроку, на который он был рассчитан (1931).

GHistSU75.JPG GHistSU74.JPG

GHistSU66.JPGВ декабре 1925 года состоялся XIV съезд партии, который поставил задачу дальнейшей индустриализации страны и укрепления обороноспособности. И теперь при сравнении итогов  двух десятилетий (1991 –2011) новой демократической России и двух десятилетий (1921-1941) Советского Союза отчетливо видно, какая гигантская  работа была проделана в то время.  Волей народов был создан Советский Союз, а тяжелый труд народов превратил СССР в могучее государство. Правительство СССР оказывала всемерную поддержку энтузиазму населения страны. Популярный лозунг «Даешь пятилетку в четыре года!» стал делом чести рабочих коллективов.
 
Почта СССР в 1929 году впервые выпустила серию почтовых марок, посвященную программе индустриализации страны. Так на почтовых марках, выпускаемых огромными тиражами, население страны могло увидеть то, как  преображалась наша страна.

GHistSU73.JPG GHistSU72.JPG
GHistSU71.JPG GHistSU70.JPG

А гордиться было чем! Всего в течении 10 лет, за время первой (1928 – 1932)  и второй (1933 - 1937) пятилеток Советский Союз из аграрной страны превратился в индустриальную державу. Первый агрегат ДнепроГЭСа запущен в мае 1932 года. В результате использования энергетических мощностей  ДнепроГЭСа  появилась возможность создания крупного промышленного комплекса Запорожья. В 1933 году была выдана первая плавка чугуна на новом металлургическом заводе «Запорожсталь», который в 30-х годах ХХ века стал крупнейшим  в Европе.

GHistSU68.JPG GHistSU65.JPG


Поднялись и другие металлургические комбинаты: Магнитогорский (1932), Макеевский (1933) и восстановлен Константиновский.  В Стране появились  тракторные заводы в Сталинграде (1930), Харькове (1931), Челябинске (1933), крупнейший в стране машиностроительный завод «Уралмаш» (1933).  Эти заводы в годы Отечественной войны внесли неоценимый вклад в нашу Победу.

GHistSU64.JPG GHistSU63.JPG
GHistSU62.JPG GHistSU61.JPG
GHistSU60.JPG GHistSU59.JPG

Но в нашей истории 30-х годов были не только гиганты промышленности. В это же время в Москве появился новый вид транспорта – метро. Московский метрополитен и сегодня по праву считается одним из красивейших в мире. Его станции-дворцы - сплав точной инженерной мысли и высокого искусства.

GHistSU58.JPG
GHistSU57.JPG

GHistSU56.JPGСтроительство метрополитена в Москве объявляется комсомольской ударной стройкой. Советские люди горячо откликнулись на этот призыв Московского комитета партии и горкома комсомола: «Метрополитен столицы должна строить вся страна!». Сегодня многим этот энтузиазм кажется выдуманным. Но так ведь было!  Московское метро построили в тяжелых условиях и достаточно быстро. Многое было пережито. Сложен и тяжел труд в шахтах и забоях. Метростроевцы, поливаемые водяными струями, часто работали по колено в воде, опыта строительства еще не было. Это была действительно всенародная стройка.

На последнем этапе строительства особое внимание уделялось архитектурно - отделочным работам. Для отделки станций использовали мрамор и гранит из карьеров Крыма, Кавказа, Карелии, Урала. Утверждают, что добро на такую дорогостоящую отделку было получено от И.В.Сталина. В создании архитектурного облика станций первой очереди участвовали выдающиеся зодчие: И.А. Фокин, Д.Я. Чечулин, А.В. Щусев, А.И. Душкин, Н.Я. Колли, Я.Р. Лихтенберг, художник Е.Н. Лансере и другие талантливые мастера представившие на  конкурс свои произведения.

Открытие первой очереди московского метрополитена было назначено на 15 мая 1935 года.  Накануне открытия люди всю ночь стояли у вестибюлей, чтобы оказаться в числе первых пассажиров. В 7 часов утра 15 мая 1935 года началось регулярное движение подземных поездов метро. 13 прекрасно выполненных и богато архитектурно оформленных станций-дворцов, залитых потоками света, гостеприимно раскрыли двери вестибюлей перед трудящимися Москвы и всей нашей страны.

GHistSU55.JPG

Раз мы коснулись темы транспорта, то следует отметить и одну из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР – строительство железнодорожной Туркестанско – Сибирской магистрали (знаменитый Турксиб). Идея соединить Среднюю Азия с Сибирью возникла еще в конце XIX века, однако она осуществилась только при Советской власти.
.
Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года. Очень сложная задача стояла перед строителями. Ведь предстояло  проложить 1442  километра железнодорожных путей  через горные реки, скалистые хребты, раскаленные пески.

GHistSU41.JPGНо вот проект был утвержден, и 15 сентября 1927 года от Семипалатинска было уложено первое звено магистрали. Магистраль строили с двух сторон: начало строительства от станции Луговая было начато 19 ноября 1927 года. Причем это событие было отмечено очень торжественно. Была построена символическая арка, на которой с одной стороны было написано «Туркестан», на другой — «Сибирь». И первый паровоз, украшенный кумачовым с лозунгом «Даешь Сибирь!» под  аплодисменты населения пересек эту арку.

Однако это был только символ. Первый регулярный пассажирский поезд прошел от Семипалатинска до Сергиополя (Аягуза) 10 мая 1929 года, когда магистраль еще строилась. Фактически две группы строителей Турксиба встретились  в апреле 1930 года. «Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов  Турксиба был  забит в 12 часов дня 28 апреля 1930 года, на 8 месяцев раньше срока.

В память о трудовом подвиге советских людей паровоз Э-1441, который выполнил первый рейс по магистрали, занял почетное место на  стоянке в Алма-Ате, столице Казахской ССР. Почта республики Казахстан в 1992, 2001  и 2006 годах выпустила почтовые марки, посвященные строительству Турксиба.

GHistSU37.JPG GHistSU36.JPG



GHistSU54.JPGПродолжим транспортную тему. Мы хорошо помним крылатую фразу «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения», которая прозвучала в  романе «Золотой теленок» (1931). Но вот этой роскоши в Российской Империи было очень мало, т.к. своей автомобильной промышленности в стране практически не было. Только в конце 1915 года появились несколько компаний, которые поставили своей целью организовать производство автомобилей для нужд армии. Началось строительство завода Автомобильного московского общества (АМО) под Москвой, заводов в Рыбинске, Ярославле и Ростове-на-Дону. Однако до 1917 года эти заводы полностью еще не были построены. После Гражданской войны в 1924 году на базе завода АМО все же были произведены первые  10 советских грузовиков АМО-Ф-15. В 1925 началось производство автомобилей в Ярославле.

Решение об индустриализации страны потребовало создания  массового производства автомобилей. Ведь при масштабной индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства значительно увеличивалось потребность в автомобильном транспорте. В 1928-29 были приняты решения о строительстве автозаводов в Москве и в Горьком. В 1931 первую продукцию выдал  Московский автозавод (АМО), а в 1932 году заработал и  Горьковский автозавод. Уже к 1938 году Советский Союз вышел по выпуску грузовиков на первое место в Европе и второе место в мире, а автомобиль стал постепенно заменять как в городе, так и в деревне традиционную лошадку.

Серия почтовых марок, еще довоенного периода 1941 года, показывает нам успехи индустриализации Советского Союза. На марках мы видим произведенные в стране машины: трактор, работающий в поле, могучие локомотивы под парами и автомобили, готовые к работе. На марках номиналами 60 и 20 копеек на фоне неба показана и наша авиация. Поэтому отвлечемся немного от земли и посмотрим, как советские люди за очень короткое время покорили и воздушную стихию.

GHistSU50.JPG GHistSU51.JPG
GHistSU52.JPG GHistSU53.JPG


180.JPG

000.JPG
Разработка «Наш ГОРОД»