Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



Bet Boom
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Трибуна коллекционера /

Мифы и реалии советской филателии

От редакции: Мы публикуем полемическую статью А.Гужновского, которая в очередной раз поднимает важную для коллекционеров тему о филателистическом журнале. Действительно мнения о содержании и назначении филателистического журнала чаще всего значительно различаются. Не зря этот номер открывается «Колонкой редактора» именно на эту же тему.

AMifs87.JPGФилателия увлечение миллионов и многочисленные коллекционеры имеют свои собственные пристрастия, и это просто замечательно. Хуже было бы то, что абсолютно все, или хотя бы большинство изучало только бы, например,  типографские погрешности на марках или интересовалось исключительно каталожной стоимостью марок. Честно говоря, порой сложно понять коллег, которых в почтовой марке интересует, прежде всего, состояние ее оборотной стороны. Ну, это, как говорится, «о вкусах не спорят».

По любому направлению знания есть журналы для специалистов и журналы популярные. Представьте себе, например популярный журнал по физике, в котором статьи написаны учеными для ученых.  Давайте просто  коллекционировать то, что Вам интересно и рассказывать об этом. О водяных знаках - пожалуйста, о сюжетах на марках - прекрасно.


Во второй половине статьи автор, критикуя и отвергая политический характер филателии 20-х - 30-х годов все же сам переходит к политике. И это совершенно естественно. Мы все понимаем, что почтовая марка уже давно выполняет не только, скорее всего не столько свою первоначальную функцию - служить средством оплаты почтовых услуг, сколько политическую позицию государства. Даже марки с птичками-бабочками это тоже политика, политика государства  как можно больше заработать на своей аполитичной позиции. Разные люди, разные мнения. Хотелось бы знать мнение наших читателей. Страницы журнала открыты для дискуссии.

AMifs84.JPG
Пример того, как  почта прекрасно может обходиться и без почтовых марок. А раз нет марок, то нет и политики. И такая филателия существует. Но возникает вопрос: "Насколько она интересна?".


На филателистических форумах время от времени идет дискуссия между коллекционерами на злободневный вопрос "Какой журнал нам нужен?". В результате, чаще всего этот  спор касается содержания статей тематического направления.  В чем суть проблемы? Предметом рассмотрения большинства тематических статей в наших филателистических журналах является, как правило, непосредственно сам предмет темы коллекционирования, выбранной филателистом, а не почтовые марки по данной теме,  тематические коллекции, методы и системы их формирования. Хотя, стоит отметить, сами почтовые марки или целые вещи служат иллюстрациями к такого рода статьям, причем, обычно без всяких пояснительных надписей.   Но, согласитесь, что если у почтовых марок, которые выступают в качестве иллюстраций таких рассказов, убрать поля и  перфорацию, и оставить только рисунок, то очень сложно догадаться, что данная статья является филателистической, хотя, и печатается в филателистическом журнале.  Другими словами,  автор такой тематической статьи, если она,  например, посвящена теме "Паровозы", почему то в ней очень подробно  останавливается именно на самих паровозах, их конструкции, развитии паровозостроения и т.д. Но, с нашей, чисто филателистической точки зрения, эта тема называется несколько иначе, а именно - "Паровозы на почтовых марках". И вот, непонятно почему, в таких повествованиях, авторы вопросы о принципах формирования соответствующей тематической коллекции, ее оформления, возможных трудностях подбора коллекционного материала и, тем более, ее стоимости  старательно избегают. Я не говорю уже о подготовке такой коллекции к филателистической выставке.  

Статей, подобного рода, в наших журналах очень много.  Кроме того, еще не понятно по какой причине авторы этих статей считают, что их, не совсем филателистические рассказы о чем-то отвлеченном от филателии, интересны нам - читателям филателистического журнала.  Лично я не собираю тему "Паровозы", и рассказ по истории паровозостроения мне, как читателю филателистического журнала, совсем не интересен. С другой стороны, повествование о "Паровозах на почтовых марках", о подборе такой тематической коллекции, я бы прочил с большим удовольствием. Улавливаете разницу?  Надеюсь, что да.

Вместе с тем, и это не удивительно, сторонников таких статей  оказалось не мало. Их главный аргумент, важна не сама марка, а важен рисунок на марке, на то это и тематическая филателия. При этом, они ссылаются на основоположника, как они считают, тематического коллекционирования почтовых марок М.Я. Сюзюмова и его, так называемую "Златоустовскую платформу". Чтобы разобраться, что к чему, и сделать определенные выводы, необходимо, на наш взгляд, привести ее полный текст.

В 1925 году в журнале "Советский коллекционер" №20 (48) была напечатана статья-декларация "Что и как собирать: Платформа Златоустовского кружка юных филателистов":

 "Обычно собирают марки по странам. Специализируются, напр., на Европейских странах и т. д. При этом каждый стремится собрать по возможности все марки страны, все серии, все разновидности, все опечатки, причем с особою гордостью отмечаются редкости. Качество альбома всегда при этом способе коллекционирования прямо пропорционально количеству вложенных средств. Для буржуазии это имеет смысл. Для нас это бессмысленно. Помимо этого, при бешеном темпе нашей жизни, при перегруженности всех учащихся учебной и общественной работой мы не имеем досуга, чтобы копаться в зубчиках, водяных знаках, утонченности марок, качестве бумаги. У нас нет времени, чтобы ухаживать за марками, как старая дева за кошками, купать их, отмывать бензином, сушить, смывать гуммировку и т. д. Самого стремления к редким курьёзам, сдвигам, опечаткам мы совсем не понимаем. Вообще многое в буржуазной филателии кажется нам чуждым для психики людей нашего времени. Вся эта филателия полноты коллекции, погони за редкостями, ненормальностями и уродствами – по нашему мнению – носит все характерные черты психики рантье.

Наше главное положение: марка не есть только «знак почтовой оплаты»,  марка, прежде всего, исторический документ эпохи. Филателист – это собиратель исторических документов, подлинных настоящих свидетелей эпохи. Это такой же собиратель, как историк, собирающий древние манускрипты. Марка ценна постольку, поскольку она ярко отражает эпоху, поскольку она богата содержанием. Не редкость, а богатый содержанием документ.

Мы сознательно переходим к собиранию таких марок. Что значит, когда начинающий ищет рисунка на марке? Это бессознательное стремление к содержанию. Начинающий, не искушенный в филателистической схоластике, по требованию здравого смысла, ценит именно содержание, а не редкость марки. Если марка выпущена в сотне экземпляров, ходила 3 дня, но если на ней нарисована одна ничего не говорящая цифра, если она ни о чем не говорит, и самый факт выпуска её ни с каким событием не связан, мы просто выкидываем такой хлам, не удостаивая его наших альбомов.


Мы составляем наши альбомы так:
     - Первобытное общество (какую красивую и полную характеристику могут дать, напр., французские колонии!).
     - Кочевое Общество. Скотоводство (тоже франц. колонии).
    - Какую красочную страницу «феодализма» могут дать некоторые немецкие марки (напр., рисунки рыцарей, замков, готических соборов).
   - Какие дивные страницы даст «Эпоха открытий». Марки с Колумбом, португальские – с Васко де Гама, капитаном Куком и т. д.
    - Затем – «Развитие капитализма» с подразделениями: а) техника, б) пути сообщения, с) классы.
   - Из новых марок как легко составить страницы «Экономические предпосылки империализма», «Балканская война». А «Мировая война»! Какую яркую картину можно составить, начиная от марок убийства эрцгерцога, вплоть до благотворительных в пользу инвалидов.
   - А как красиво выглядят страницы «Версальского мира» или же «Эпоха инфляции и денежных реформ после Версаля»!


Имеет ли смысл для нашей коллекции знаменитая марка Маврикия? Никакого. Она ни о чем не говорит. А вот дешевая марка французского Мадагаскара, где, обливаясь потом, несчастные негры на плечах тащат гордого француза! Эту марку мы ценим, Ведь это живой документ наглого циничного, империализма. Такие марки мы собираем.

Филателия должна покончить с методами «кунсткамеры» Петра I-го, где собирались все уродства, раритеты, невиданные диковинки. Конечно, и разнородность зубчиков, и водяные знаки, и качество бумаги и краски – имеют свое значение, но лишь для экспертизы, для определения подлинности марки. Этим пусть занимаются единицы – знатоки, профессора филателии.


Наши тезисы:
1. Марка (не каждая) – подлинный исторический документ эпохи.
2. Собирать нужно только марки – документы эпохи, а не простые знаки почтовой оплаты.
3. Необходимо бросить фетишизм редкостей, ненормальностей, сдвигов, курьезов, раритетов. Это филателия рантье. Количество зубчиков, водяные знаки, гуммировку, качество бумаги предоставить экспертам.
4. Собирать нужно не по странам, а по темам историко-политико-экономическим, вроде «Версальского мира», «Империализма» и т. д. Можно взять в качестве темы историю отдельной страны; но это будет «история страны в марках», а не «история выпусков знаков почтовой оплаты страны», во что в лучшем случае вырождается буржуазная филателия.
5. Только такой метод собирания годен для среднего филателиста. Этот метод более интересен и лучше выявит положительные качества филателистов, так как по этому методу лучший альбом будет не у самого богатого коллекционера, а у того, что сумеет лучше оценить марку, как документ эпохи и лучше сделать подбор марок по темам".


Действительно, на первый взгляд, выше приведенный документ представляется декларированием приоритета коллекционирования почтовых марок по тематическому принципу, тем более слово "тема" в нем прозвучало.  Но, с другой стороны, создается некоторое странное ощущение, что перечисленные конкретные темы в этой платформе имеют самое отдаленное отношение к тем темам, которые общеприняты с давних пор у нас филателистов, например: "фауна", "корабли", "водопады", "персоналии" и т.д. Тем более, к тому времени определенный массив почтовых марок по этим отдельным,  сейчас уже, традиционным темам, был  выпущен.

Ну, а что это за тема "империализм"? Под эту тему вполне можно подвести практически половину, если не больше, почтовых марок всего мира, выпущенных к моменту опубликования этой декларации.  Взять туже классику, начиная фактически с первых марок. Вот королева  Виктория, которая вела многочисленны колониальные войны для построения Британской империи, вот Вам и Наполеон III, император,  пытался перекроить карту Европы.

AMifs99.JPG AMifs98.JPG

А Леопольд II, бельгийский король-делец, именно он организовал жесточайшую эксплуатацию коренного населения в Бельгийском Конго. Ну а русские цари и царицы, все, начиная с Петра I, чистых  кровей императоры. С точки зрения членов этого кружка юных филателистов,   их всех  надо ату... в филателистические альбомы. Главное, чтобы на альбомах было написано «Империализм». Ну, такая у наши юных златоустовцев логика. А про символы империализма всевозможные знамена, гербы и эмблемы даже лишних слов и не надо. Так, например, изображение бога торговли и прибыли Гермеса на марках Греции. Такие марки, вполне могут добавить марки с изображением коронованных особ. Короче говоря, базовую часть темы «Империализм» вполне может, согласно этой платформе,  составить почти вся «Классика».

AMifs97.JPG AMifs96.JPG

Стоит отметить, что в те времена, коллекционирование колониальных марок, уже само по себе являлось  "скромным очарованием буржуазии". И вот странно, такое коллекционирование не осуждается в этой декларации, но правда, ему придается уже совсем иной смысл.  С одной стороны, конечно, сами колонии и есть результат захватнической деятельности империалистов-капиталистов, то есть марки колоний автоматически подпадают под тему «Империализм»,  а вот с другой, по ним можно изучать и первобытнообщинный строй. Отдельные германские марки, почему-то на взгляд наши "коллекционеров", отражают эпоху феодализма, а не исторические памятники, например,  архитектуры.  Удивляет наличие противоречий и других странностей в документе. Так, например, юные филателисты пишут: "Если марка, выпущена в сотне экземпляров,  ходила 3 дня, но если на ней нарисована одна ничего не говорящая цифра, если она ни о чем не говорит, и самый факт выпуска её ни с каким событием не связан, мы просто выкидываем такой хлам, не удостаивая его наших альбомов." А несколько ниже, в своем же документе, пишут: "А как красиво выглядят страницы «Версальского мира» или же “Эпоха инфляции и денежных реформ после Версаля”! Причем, ставят знак восклицания. Очень интересно. Оказывается, бывает, что и цифры на марках о чем-то говорят, например, об инфляции и выкидывать ее никак нельзя.

Я, лично, заинтересовался темой: "Скотоводства" на марках французских колоний, которая была так люба юным коллекционерам из Златоуста. И вот, с помощью каталога Yvert & Tellier (Timbres des Colonies Francaises),  и еще лупы,  смог обнаружить на нескольких с одинаковым рисунком, но в разных цветах, почтовых марках Французского Сомали до 1925 года всего лишь тощих овец, да и то они выступали фоном для колоритного местного барабанщика. Возникает вопрос, а где, собственно говоря, тема "Скотоводство" на марках французских колоний до 1925 года? Ее в природе не существовало. Нельзя же отнести к теме скотоводства тоже несколько почтовых марок Мавритании, на которых аборигены используют в качестве транспортного средства полудиких быков зебу.

AMifs90.JPG AMifs91.JPG

С другой стороны, очень странно, что наши молодые коллеги из Златоуста остаются абсолютно равнодушными к почтовым маркам с изображением дикой природы, этнографическим сюжетам, которых на марках французских колоний к тому времени уже было достаточно,  а вот мимо кровопийцы колонизатора они не проходят. Опять же, в явно выраженной форме тема «Империализм».

AMifs95.JPG AMifs94.JPG
AMifs93.JPG AMifs92.JPG

Но, не эти странности больше всего удивляют. Больше всего удивляет, откуда в провинциальном городке России в холодные и голодные годы, юные школьники филателисты могли иметь свободные деньги на приобретение таких экзотических марок? Ответ, на мой взгляд, очевиден. Ниоткуда.

Следовательно, встает другой вопрос. Откуда тогда могла появиться эта "Платформа Златоустовского кружка юных филателистов"? Для ответа на этот вопрос, думаю, нам надо обратиться к личности самого Михаила Яковлевича Сюзюмова и тому времени, в которое эта платформа возникла. Здесь мы не будем подробно рассматривать биографию Михаила Яковлевича Сюзюмова (1893-1982). Отметим только, что он был настоящим русским интеллигентом, ученым историком и филологом. Научные труды М.Я. Сюзюмова в те пламенные годы не были востребованы советской властью, и он, волею судеб гражданской войны был заброшен в 1920 году в город Златоуст, где в дальнейшем работал в школе простым учителем истории. Там же он увлекся и филателией. Больше того, на своих уроках он демонстрировал ученикам почтовые марки в качестве наглядных пособий.  С точки зрения большевиков, взявших власть в стране,  "в серьез и на долго"   он был типичным "буржуазным специалистом".

AMifs89.JPG
Коллаж автора на основе плаката тех лет
Так вот, напомним, что к моменту написания этой так называемой платформы в стране "буйствовал" пролеткульт. По мнению идеологов пролеткульта, каждый класс имел свою собственную культуру, которая принципиально отрицала культуру другого класса. Следовательно, необходимость создания новой пролетарской культуры требовало отрицания всех других культур, и в первую очередь, буржуазной культуры. И это были не шутки, а конкретные практически действия, причем под патронажем Наркома просвещения А.В.Луначарского. И несмотря на то, что этому течению противились даже руководители нового социалистического государства, в том числе и В.И.Ленин, это течение в те годы набирало обороты.  Многие направления культуры попадали под жернова пролеткультовцев. И, несомненно, филателия, как ярко выраженное буржуазное увлечение людей, было под критикой, тем более, оно было связано  с коллекционирование и накопительством. Филателии заранее была приготовлена печальная участь. Необходимо было ее спасать. Но вот как? Это был сложный вопрос.
 
А что же происходило в рядах самих филателистов нашей страны в те годы?  Для этого обратимся к брошюре Л.Ю.Мюллера "Филателист" - руководство по общему коллекционированию знаков почтовой оплаты. Эта брошюра представляет собой относительно фундаментальный труд на 189 страница, которая была выпущена издательством "Жизнь Искусства", Ленинград, 1925 год.  Как мы видим годы выпуска данной брошюры и Златоустовской Платформы совпадают. Но, мы обратимся только к небольшому разделу "Общение филателистов" стр.178-185.

AMifs88.JPGИз этого раздела мы можем узнать, что: "Возникшие в революционное время филателистические общества не смогли учесть значения Октябрьской революции и носили старый буржуазный облик. Лучшие из членов стремились к реорганизации  общества - приблизить широкие массы к себе и объединить идейных коллекционеров. Но их благие намерения разбивались о старые авторитеты обществ".  Как мы видим, на лицо имело место стремление отдельных коллекционеров придать классовый характер филателии, что полностью совпадает с позицией Златоустовской Платформы.  Далее, автор брошюры отмечает: "6-го апреля 1923 года состоялось первое организационное общее собрание Всероссийского общества филателистов. Это был день блестящей победы новой, общественной филателии над отживавшей буржуазной филателией собственников. 20 июня 1923 года на чрезвычайном общем собрании был принят выдержанный в духе общественности устав, который был утвержден административным отделом Н.К.В.Д. 22 сентября 1923 года" Вот оно ключевое.  Без санкции ОГПУ, которое в то время входило в состав НКВД, по всей видимости, ни о какой регистрации общества филателистов не могло быть и речи.

Я не думаю, что господин Л.Ю.Мюллер в то время был вагоновожатым или рабочим кочегаром, скорее всего наоборот, российским интеллигентом и специалистом. Также не сомневаюсь, что после таких громких деклараций и призывов многочисленные российские пролетарии не побежали записываться в ряды филателистов.  А вот это уже была проблема. Надо было что-то делать, чтобы сохранить филателию в России, как общественное явление.  Можно вполне предположить, что и Златоустовская платформа родилась не в головах юных пролетарских филателистов с Урала,  а в головах старых "буржуазных специалистов" - филателистов Москвы или Ленинграда и была запущена, через их коллегу Сюзюмова, так сказать, в порядке "писем трудящихся с мест", что у нас так любят до сих пор. Таким образом, Златоустовская платформа, сама по себе, являлась не провозглашением приоритета тематической филателии, а самым настоящим политическим прикрытием филателии и Всероссийского филателистического общества от нападок пролеткультовских функционеров. Тем более, если обратить внимание на последовательность изложения любимых тем юных филателистов, то вырисовывается историческое обоснование «объективности победы социалистического пути развития общества». Писали ее, несомненно, очень умные и эрудированные люди.

На первых парах такие заявления и декларации помогали российским филателистам, тем более деятельность общества расцвела под патронажем Главного филателиста страны, могущественного Наркома Внутренних Дел товарища Генриха Ягоды. Проводились всероссийские филателистические выставки, различные встречи филателистов, многочисленные филателистические акции, практиковался международный обмен марками. Правда, этот международный обмен проводился не напрямую, а через определенную надзорную контору. Вот, привожу наглядный пример, как это делалось.
 
Перед Вами конверт небольшого формата с верхним расположением клапана, на лицевой стороне которого наклеена марка с портретом Карла Маркса 1933 года выпуска. Марка погашена штампом Городского Почтового Отделения г. Москва. Кроме того, наклеена этикетка заказной почты. Адресован конверт в США, Детройт. Обратного адреса на лицевой стороне конверта нет. А вот с обратной стороны конверта стоят штампы «SOVIET PHILATELIC ASSOCIATION» Советской Филателистической ассоциации с ее почтовым адресом, которую возглавлял Ф.Г.Чучин, советский государственный деятель и организатор советской филателии, и «Вложение филателист. и  бонного материала…..» (пишу дословно). Кроме того, на клапан конверта в качестве облатки наклеена марка России  с надпечаткой «С.Ф.А.  КОНТРОЛЬ ЗАГРАНИЧНОГО ОБМЕНА коп 10 коп». Стоит подпись функционера СФА.  И все.  Кто персонально с советской стороны посылал марки для обмена в США не известно. Хотя, в особых книгах учет коллекционеров посылающих марки для обмена за границу строго проводился. Вот эти книги и сыграли в дальнейшем зловещую роль в судьбах российских филателистов. Конверт успешно дошел до адресата, о чем свидетельствуют штемпеля приемки Нью-Йорка от 12.11.1933 и Детройта 13.12.1933.. Вернулся конверт обратно в Россию только в 2011 году через покупку на ebay.

AMifs86.JPG AMifs85.JPG

Все это закончилось тем, чем и должно было закончиться. Товарищ Г.Ягода, хотя и был «главным филателистом страны», но он не был главным человеком в стране.  Во время «Большого Террора» 1937-1938гг., филателистическое общество было разогнано, а наиболее активные и известные филателисты, особенно те, которые обменивались, хотя и безлично, с зарубежными коллекционерами почтовыми марками пошли в лагеря. Этой участи не избежал и М.Я.Сюзюмов, в апреле 1936 года (по данными Википедии, -думаю,  дата перепутана) он был арестован и обвинен в подрыве монополии государства на внешнюю торговлю и контрабанду.  Это его, по всей видимости, и спасло от длительного заключения, и он скоро вышел. Другим повезло меньше, все зависело от того, пришьют ли, за одно антисоветскую пропаганду и агитацию, а то и шпионаж или измену Родине. Товарища Ф.Г.Чучина эта доля тоже не миновала. В 1938 году заграничный обмен был запрещен, СФА было ликвидировано, а сотрудники СФА и филателисты, которые вели заграничный, как мы видим безличный обмен марками, поголовно репрессированы.  Вот такой вышел своеобразный Архипелаг ФилаГУЛАГ.  Напомним, что и сам ГУЛАГ был организован «главным филателистом страны».

Это была настоящая трагедия, и не только самих филателистов, но и российской филателии в целом, большинство конфискованных при аресте коллекционеров коллекций просто пропало. Хочу отметить вот еще что.  Вопрос разгрома российской филателии в период «Большого террора» и прекращение ее существования в СССР, как общественного явления, фактически до 1957 года очень плохо изучен. Имеются многочисленные, разрозненные сведения и нет целостной картины. Вот, например, что написано в Википедии в статье «Всероссийское общество филателистов (ВОФ)»: «В конце 1930-х годов и в последующие годы произошел спад в филателистической деятельности в СССР. Кружки коллекционеров работали лишь при Московском и Ленинградском домах ученых и немногих других организациях». Ну что можно сказать о такой информации? Представляете, оказывается, был всего лишь «спад»! Остается, разве что только вздохнуть.

Так что, уважаемые коллеги, давайте собирать тематические коллекции, тем более, что такое коллекционирование самое демократическое и самое популярное в мире.  Но для пропаганды нашего увлечения, давайте писать статьи не на отвлеченные от филателии темы, а только непосредственно о почтовых марках и филателистических коллекциях. И не будем прикрывать разного рода филателистические имитации  Златоустовской Платформой.  
 
И в заключение, хочу сказать, что в настоящей статье нет никаких утверждений, в ней только предположения и размышления. Прошу Вас это учесть. Но, ...читайте с самого начала. В противном случае, читатели наших филателистических журналов последуют совету «буржуазного специалиста» профессора Преображенского: «Никогда не читайте перед обедом советских газет». Думаю, он не читал их и после обеда.

Вместе с тем, хочу отметить, что авторы «платформы»,  кто бы это не были, проявили большую интуицию, рассматривая колониальные почтовые марки  как предтечу тематического коллекционирования.  Но, этот вопрос мы рассмотрим уже в следующей статье журнала «Мира Марок». 
| 08.10.2012
Разработка «Наш ГОРОД»