Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



бет боом
   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Трибуна коллекционера /

Величайшие храмы мира в филателии

 



000.JPG

Храмом называют культовое здание, предназначенное для богослужения и других религиозных обрядов. Храмы иногда использовали также для светских мероприятий, как, например, коронации  и бракосочетания  монархов, встречи правителей с подданными. Храмы, наряду с мемориальными сооружениями, всегда были самыми величественными и высокими постройками, удовлетворяющие духовные потребности человека. Только в конце XIX века они уступили место в списке самых высоких сооружений, высоту которых стали определять технические требования радио- и телекоммуникаций и дефицит земли в крупных городах.

Определение «величайшие», приведенное   в названии статьи, используется нами в двух значениях – как характеристика величины, размера  храма, так и как превосходная степень слов, означающих  величие, великолепие, совершенство. Самые высокие и самые большие храмы в мире, как правило, одновременно являются шедеврами архитектуры.  Наряду с ними, имеется множество великолепных храмов, которые не такие высокие и большие, но, безусловно, относятся к числу великих храмов мира.  В статье невозможно описать их всех. Поэтому приведены только те, которые, по мнению автора, заслуживают обязательного упоминания в статье о величайших храмах мира.  Также рассматриваются некоторые другие храмы, строительство которых в значительной мере предопределили архитектурные и конструктивные достоинства величайших храмов. Использован  хронологический порядок изложения. Самые высокие храмы перечислены в том порядке, когда они становились рекордсменами высоты  для своего времени  (годы, когда эти храмы были самым высоким, приводятся в скобках в подписях к иллюстрациям статьи  после указания высоты храма). Остальные, не самые высокие, храмы упоминаются в порядке времени окончания их строительства, но без учета их мелких перестроек и изменений оформления фасадов.

 

ALV61.jpg
Собор св. Петра в Ватикане – шедевр храмовой архитектуры

Храмы строили с самых древних времен и продолжают возводить в наши дни. При строительстве храмов обычно использовали наиболее долговечные материалы (камень и бетон). Поэтому многие храмы дошли до нас из глубины веков, что позволяет на их примерах проследить историю практически всех архитектурных стилей и конструктивных систем, а обширный филателистический материал дает возможность их наглядно проиллюстрировать.

ХРАМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Первобытным обществом принято называть исторический период  человечества примерно с 8-го до 3-го тысячелетия до н. э., который называется неолитом, так как  в этот период  в основном использовались каменные орудия труда. В эпоху неолита осуществился переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Религиозные верования первобытных людей чаще всего проявлялись в виде поклонения силам природы и животным. Культовые обряды сначала выполнялись в пещерах, а затем - на открытых местах, около высоких грубо обработанных камней-менгиров. Еще позже стали строить  сооружения из нескольких каменных глыб — дольмены и кромлехи. Эти сооружения, называемые мегалитами (от старо-бретонского - «большие камни»), имели различное назначение. Так как письменности тогда еще не существовало, то о назначении мегалитов можно только предполагать, но по косвенным данным можно судить, что одним из назначений было культовое. 

ALV60.jpg ALV59.jpg
Аллеи Менгиров в Карнаке, Франция Менгиры в Швеции

 Самые древние на нашей планете постройки, специально предназначенные для богослужения и культовых обрядов, расположены на Мальте. Алтари с жертвенниками, останки костей жертвенных животных, каменные статуэтки, другие предметы культа, обнаруженные археологами при раскопках, достоверно указывают, что эти сооружения были храмами.  Первобытные храмы Мальты, как и менгиры, дольмены и  кромлехи, являются мегалитическими сооружениями, которые возводились из больших каменных глыб, укладываемых насухо, без связующего раствора. Первоначально каменные глыбы совершенно не обрабатывали. В последующем камни стали чисто обтесывать, что позволяло их  укладывать практически без зазоров. Такая кладка получила название «циклопической». Ее выполнение в древне греческой мифологии приписывали одноглазым великанам циклопам (киклопам). Отдельные каменные глыбы в циклопической кладке храмов  на Мальте имеют массу до 30 тонн. Руины самого древнего из сохранившихся мегалитических храмовых комплексов Джгантия обнаружены на острове Гозо близ Мальты. Комплекс образуют два храма – южный и северный. Храмы в плане  имеют форму клеверного листа. Южный храм — более крупный и более древний (ориентировочно 3600 год до н. э.).  Храм сооружён без использования металлических орудий и до появления колеса. Высота сохранившихся стен  6 м. Другой мегалитический храм Та' Хаджрат в деревне Мджарр сооружен в промежутке времени 3600-3200 годы до н. э. Руины стен имеют высоту до 8 м.

 ALV58.jpg  ALV57.jpg
Храм Джгантия, остров Гозо Храм Та' Хаджрат , Мджарр

ХРАМЫ ДРЕВНЕГО МИРА

Древний мир, сменивший период Первобытного общества, продолжался до Средних веков. В исторической науке за начало Средних веков для  Европы, Северной Африки и Западной Азии (Ближнего Востока) принимают обычно 476 год н. э., когда прекратила существования Западная Римская Империя. Для Америки  конец Древнего мира связывают с открытием Колумбом Америки и началом ее европейской колонизации. Иные даты используются для  Китая и Индии. Самые древние цивилизации Древнего мира возникли в Египте, Месопотамии (в междуречье Тигра и Евфрата), на острове Крит и в материковой Греции (крито-микенская культура). Каждая из этих цивилизаций имела свои религиозные верования, которые определяли типы культовых зданий и сооружений.   

         
Зиккураты Месопотамии. Мегалитические храмы Мальты имели относительно небольшую высоту. Значительный скачок в строительстве высоких храмов сделали шумеры, которые примерно пять тысячелетий тому назад вторглись в Месопотамию и  принесли с собой огромные научные знания и высокую культуру. Шумерам  принадлежит огромный вклад в нашу цивилизацию. Они создали первую письменность, которая дошла до нас в виде клинописи на обожженных глиняных табличках.  Благодаря письменности впервые возникла почта. Сведения о товарах доставлялись покупателям в специальных глиняных конвертах. Поэтому история почты начинается со времен шумер. Шумерские математики и астрономы создали современный календарь, ввели двенадцать знаков зодиака. Шумеры стали измерять углы с использованием понятий градус, минута и секунда, при этом градус и минута, как и сейчас, делились на 60 частей.  Для перемещения грузов они впервые использовали колесо. Не менее важный след оставили  шумеры в области строительства. Они изобрели первый искусственный строительный материал  -обожженный кирпич. Шумеры строили сложные ирригационные сооружения, окружали высокими крепостными стенами свои города.

ALV55.jpg

Зиккурат в Уре (около 2047 года до н. э.)   Современный вид после   частичной реконструкции

Среди разнообразных построек шумеров следует особо выделить ступенчатые храмы  - зиккураты. Ступенчатая ярусная структура зиккурата соответствовала мировоззрению шумеров, согласно которому все изменяется от низшего к высшему. Ярусы зиккурата уменьшались по высоте здания. На самом верху располагалось посвященное божеству святилище, которое собственно и было храмом. Шумеры считали, что этот храм является домом бога.

Зиккураты строили  из кирпича, который изготавливали из сырой глины с примесью тростника. Снаружи зиккураты облицовывали обожженным кирпичом. Но все же недолговечный сырцовый кирпич, из которого была выполнена основная масса зиккурата, быстро разрушался и. требовал постоянного ремонта. Если община меняла место жительства и не могла далее выполнять ремонтные работы, то зиккурат разрушался, его размывали дожди, засыпал песок. Относительно лучше других сохранился зиккурат в городе Ур, расположенном в низовье Евфрата. Город Ур был столицей объединенного  государства Шумер и Аккад. Зиккурат в Уре возведён   в честь лунного божества Нанна. Первоначальная высота зиккурата, составляла приблизительно 30 м. В наше время зиккурат частично реконструирован.  

ALV56.jpgСамым высоким в Месопотамии был зиккурат Этименанки, известный нам, как описанная в Библии «Вавилонская башня».  Зиккурат был посвящен богу Мардуку, одному из 12 главных богов шумерского пантеона. Название Этименанки означает «дом, где сходятся небеса с землею». Зиккурат раскопал немецкий ученый Роберт Кольдевей (1855-1925). По его данным, зиккурат имел 7 ярусов, высота которых и размеры в плане уменьшались по высоте. Квадратное основание зиккрата имело размер 90 м. Примерно такую же высоту имело все сооружение.  Высота нижнего яруса  составляла 33 м, второго – 18 м, третий и пятый – по  6 м. Седьмой, последний ярус был святилищем бога Мардука и имел высоту 15 м. Представление Кольдевея о зиккурате Этименанки подтвердили новые археологические находки клинописных текстов и найденный чертеж зиккурата, выцарапанный на камне.

Строительство зиккурата было начато во II тысячелетии  до н. э. Зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Древнегреческий историк Геродот, живший в середине V века до н. э.,  посетил Вавилон и оставил краткое описание башни, которую он видел до ее разрушения. Вавилонская башня изображена на многих полотнах художников. Питер Брейгель Старший написал два варианта картины «Вавилонская башня». На них Вавилонская башня имеет спиралевидную форму, что не соответствует фактической форме ступенчатой пирамиды. На марке Ирана 1999 года изображен вариант, хранящийся в музее Роттердама, а также предполагаемый фактический вид зиккурата, называемого Вавилонской башней. Но это изображение не согласуется с археологическими данными Кольдевея.   

 

ALV54.jpg ALV53.jpg

Вавилонская башня по картине Питера   Брейгеля Старшего (1563 год) из музея в Вене

Реконструкция зиккурата Этименанки, по данным Кольдевея

 

ALV52.jpg

Ступенчатая пирамида в Саккаре 

Зиккурат по своей форме похож на первую египетскую пирамиду, которая была построена около 2650 года в Саккара близ Мемфиса  для погребения египетского  фараона Джосера. Ее создал выдающийся архитектор, ученый, врач и государственный деятель Древнего Египта Имхотеп. Высота пирамиды около 62 м. Но пирамида  Джосера -  погребальное сооружение, а зиккурат - храм. 

Храмы Древнего Египта, построенные до середины второго тысячелетия до н. э., были значительно ниже зиккуратов. Строительство крупных храмов началось в Древнем Египте во времена Нового царства. Их размеры были весьма внушительными. Храмы, посвященные богам, использовались для массовых богослужений и одновременно  для прославления фараона, построившего храм. Храмы строили из натурального камня. Наиболее крупные древнеегипетские храмы Ипет Резит (Луксор) и Ипет Исут (Карнак) посвящены богу Амону-Ра. В древности оба храма были соединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии. Древнеегипетский храм состоял из нескольких закрытых залов и открытых площадок. У входа располагались массивные пилоны. В глубине храма располагалось святилище, в которое могли входить только фараон и жрецы, но в богослужении, подношении даров принимали участие все египтяне. 

Храм в Луксоре построен в XVI-XV веках до н. э.  Фараон Рамсес II значительно расширил храм.  При нем с северной стороны был построен новый входной пилон длиной 65 м и высотой 24 м. Перед пилоном установили парные обелиски высотой 24 м. Один  из обелисков египетский вице-король Мухаммед Али-паша преподнес в дар Франции. В 1830 году обелиск перевезли в Париж и в 1833 году установили на площади Согласия.

 Карнакский храм  самый большой по площади во всем древнем мире. Храм имеет десять массивных пилонов. Размеры самого большого пилона: длина 113 м, толщина 15 м и  высота 45 м.  Гипостильный зал, построенный в XVI—XII веках до н. э., образуют гигантские колонны. В центральном проходе колонны имеют  высоту 20,4 м, а  в боковых проходах - 14,7 м.

ALV49_1.jpg ALV50.jpg

Руины храма в Луксоре

Обелиск Рамсеса II на площади Согласия в Париже  


ALV51.jpg ALV48.jpg

Обелиск Рамсеса II перед храмом  в Луксоре

Карнакский храм

Среди храмов, построенных в Древнем Египте в  эпоху эллинизма, необходимо сказать о храмовом комплексе на острове Филы, в котором выдающимися памятником архитектуры является храм Исиды,  построенный в 350 году до н. э. При сооружении Асуанского водохранилища возникла угроза затопления храмового комплекса. По решению ЮНЕСКО в 1972-1980 годах он был разобран и вновь возведен на острове Агилкия, расположенном в 500 метрах вверх по течению.  В связи с этим грандиозным мероприятием во многих странах были выпущены многочисленные почтовые марки с изображением храма Исиды и других храмов острова Филы.

ALV46.jpg
ALV47.jpg

Храмы на острове Фила до переноса на новое место

    

ALV45.jpg ALV44.jpg

Храм богини Исиды  на острове  Фила

   

Кроме больших наземных храмов во второй половине эпохи Нового царства в Египте строили также скальные храмы. Огромный пещерный храмовый комплекс Абу-Симбел, состоящий из Большого и Малого храмов, был  вырублен на берегу Нила в Нубии в отвесной скале. Большой храм (около 1250 года до н. э.)  был посвящен фараону Рамсесу II и богам Амону, Ра-Хорахте и Птаху. У входа в этот храм были высечены из скалы  четыре статуи Рамсеса II высотой 20 м. Рядом с Большим храмом был высечен их скалы Малый храм в честь богини Хатор в образе жены фараона Рамсеса II царицы Нефертари. Храм состоит их высеченного в скале колонного зала и святилища. На фасаде шесть фигур в полный рост. В связи с постройкой Асуанской плотины храмы оказались в зоне затопления. В 1950 году их, как и храмы острова Филы,  перенесли на незатопляемое место.

ALV43.jpg ALV42.jpg

Храмовый комплекс Абу-Симбел

Фараон Рамсес II и царица Нефертари

ALV41.jpg ALV40.jpg

Большой храм

Малый храм

ALV38.jpg

Реконструкция скинии

Иерусалимский Храм. Во 2-тысячелетии до н. э. в  среде скотоводческих племен, выходцев из Месопотамии, возникла древнейшая монотеистическая религия - иудаизм, которая впоследствии стала основой христианства и ислама. Согласно Библии первым человеком, который решительно порвал с многобожием   и заключил священный союз («завет») с Богом, был Авраам. Авраам родился в городе Ур, о котором уже говорилось в связи с зиккуратом  в этом городе. После смерти отца он становится вождем племени и направляется около 1900 года до н. э. в Ханаан, территорию на Восточном побережье Средиземного моря. Авраам полностью разорвал с идолопоклоннической религией и проявлял полную отчужденность от верований, культа и образа жизни в Ханаане. 
 
При Аврааме не было никаких  культовых построек иудаизма. Первые такие постройки возникли после возвращения евреев из египетского рабства. В связи с кочевым образом жизни евреи возводили временные алтари и жертвенники. Важнейшей культовой постройкой того времени был походный храм евреев - ски́ния (др.-греч. «шатёр, палатка»). В скинии совершали жертвоприношения животных и хранили Ковчег Завета с каменными плитами (Скрижалями Завета), на которых были  высечены Десять Заповедей, сообщенных иудеям, согласно их вере, самим Богом. Царь Давид, завоевав столицу иевусеев Иерусалим, построил там скинию и  торжественно перенёс туда Ковчег Завета.

В 957-950 годах до н. э. Соломон, царь объединенного Израильского царства, возвел на Храмовой горе (горе Мория) первый Иерусалимский храм (храм, который называют  Храмом Соломона).. Храм повторял устройство Скинии, но был вдвое больше ее. Его длина - 30 м (с востока на запад), ширина — 10 м (с севера на юг) и высота — 15 м, толщина стен - 3 м. Храм служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу, одновременно он был  экономическим центром Иудеи и местом, где заседал Синедрион — Высший Суд. Храм поражал своим великолепием и величественностью. Исаак Ньютон считал Храм Соломона прототипом всех храмов мира. По его словам, «Храм Соломона самый древний из больших храмов».

ALV36.jpg

Предполагаемый вид Храма Соломона

                  
Первый храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в 586 году до н. э. После возвращения евреев из вавилонского пленения им было разрешено восстановить Храм в Иерусалиме. Новый храм, построенный в  516 году до н. э., был скромнее первого. При царе Ироде в 20 году до н. э. храм был перестроен.

Второй Иерусалимский Храм был разрушен в 20 году до н. э. римским императором Титом. От Храма Ирода до настоящего времени дошли всего две руины: южная часть от западной стены внешней ограды Храма (известная как «Стена Плача») и заложенные блоками и застроенные т. н. «Золотые ворота» — бывшие входные арки в восточной стене.

ALV35.jpg ALV34.jpg
Елена! Монету справа поместить рядом на конверте на "пустом месте" (желательно убрать  синею подложку) и под ней сделать надпись (см. под монетой)

Фасад  второго Иерусалимского храма на монете времен восстания Бар-Кохбы
(134-135 гг. н.э.)

 На месте разрушенного Иерусалимского храма  в конце VII века, была построено исламское святилище «Купол Скалы». «Купол Скалы» - старейшая сохранившаяся исламская постройка.

 

ALV33.jpg

Западная стена стилобата Второго   Иерусалимского   храма («Стена Плача»).

  
  Елена! Для экономии места: скан со "Стеной плача" и текстом под ним наложить на пустое место конверта. Конверт дать не менее 2/3 ширины странички.

 

ALV32.jpg

Лестница южного входа во второй Иерусалимский храм

               

Древнегреческий храм, в отличие от храмов Древнего Египта, уже рассматривался как дом бога.  Внутри храма богослужение не выполнялось, вход в храм, как и в Иерусалимский Храм, был разрешен только для священнослужителей. 

Особое внимание уделялось красоте фасадов здания и  гармонии храма с окружающей природой. Часто храмы располагали  на возвышенной, укреплённой части города, называемой акрополем. Наиболее известен Афинский акрополь, построенный на 156–метровой скале Пиргос. Расположение храмов на акрополе делало их заметными ориентирами в городской застройке. Тем самым достигалась практически та же цель, что и возведение святилища-храма на верху шумерского  зиккурата. На Афинском акрополе было построено несколько храмов, из которых храм Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), посвященный богине Афине-деве, является выдающимся шедевром архитектуры.  Парфенон, несмотря  на частичное разрушение, поражает до сих пор своей красотой, величием и пропорциями. Основание Парфенона имеет ширину 100 греческих футов (30,83 м). Этот размер многократно использовался при строительстве многочисленных памятников архитектуры древности, в том числе Пантеона в Риме, Софийских соборов в Константинополе, Киеве, Новгороде, Салониках.

 ALV31.jpg  ALV29.jpg

Афинский акрополь (V век до н. э.)

 Парфенон, построен в 447—438 годах до н. э.

ALV30.jpg

Пантеон – «Храм всем богам», Рим, 45 м  (125 -537)

Храмы Древнего Рима во многом сходны с древнегреческими храмами, но достижения строительной  техники Древнего Рима (изобретение бетона, применение арок и куполов) позволили создавать храмы с большими внутренними помещениями. Самым крупным храмом Древнего Рима является Пантеон, «храм всех богов», построенный в Риме в 125 году н. э.  Снаружи Пантеон имеет гладкую цилиндрическую форму со стенами толщиной 6 м. В  последствие со стороны входа был возведен 8-колонный портик. Пантеон был перекрыт бетонным куполом с 9-метровым световым проемом вверху. Диаметр купола и его высота внутри здания 43,3 м. Толщина купола изменяется от 6,4 м внизу до 1,2 м вверху. Купол имеет пять рядов кессонов, которые создают ощущение легкости конструкций, несмотря на их массивность. Купол Пантеона является крупнейшим неармированным бетонным куполом. После храмов Древнего Египта Пантеон – самый высокий храм античных времен. До постройки собора Святой Софии в Константинополе на протяжении более четырехсот лет Пантеон оставался самым высоким храмом в мире.

Раннехристианские храмы. В начале 1-го века н. э. возникла новая монотеистическая религия - христианство. Если в античных языческих религиях богослужение выполнялось снаружи храма, то христианам нужны были помещения для общего собрания всех членов общины. Античный храм не удовлетворял этим условиям. Пока христианство было запрещено, христиане собирались на богослужение в частных домах и катакомбах, сложной системе подземных галерей-некрополей

ALV26.jpg ALV25.jpg

Римские катакомбы, использовавшие для богослужения

     
  
ALV24.jpg

Базилика св. Петра, Ватикан

 После того, как император Константина I в 324 году признал христианство государственной религией, стали строить церкви, которые первоначально возводили по образцу общественных зданий античного Рима. Пока общины верующих были относительно небольшие,  не было потребности строить большие храмы.  Наиболее подходящим для богослужений типом зданий оказались базилики, в которых первоначально заседал римский суд (в переводе с греческого базилика это «царский дом»), а потом стали также использовать для торговых и биржевых сделок и других мероприятий.  Базилика имела вытянутый прямоугольный план с закругленным торцом со стороны, противоположной входу. У этого торца имелось возвышение (трибуна), на котором заседал президиум. Основной зал базилики обычно имел четное число продольных рядов колонн или столбов, которые разделяли его на части, называемые нефами или кораблями. В храме с несколькими нефами центральный из них был шире и выше остальных. Перепад высот использовался для освещения через окна верхнего яруса стен. Церкви, имеющие продольную композицию по типу римских базилик, стали также называть базиликами. Базилики-храмы, как и храмы Древнего Египта, ориентировали в направлении запад-восток. Вход располагали с западной стороны, а  трибуну, которую  стали использовать в качестве алтаря храма, - у восточного торца здания. 

Одной из первых базилик-церквей была базилика св. Петра, которую построили на территории древнеримского цирка Нерона в Ватикане, где был  казнен и похоронен апостол Петра, ученик Иисуса Христа и ревностный продолжателей его религиозного учения. Когда в XIV веке на месте базилики было решено построить собор св. Петра, были выполнены ее детальные обмеры и зарисовки. Поэтому  остались достоверные сведения о ней. Аксонометрия конструктивной системы базилики изображена на марке Ватикана. В частности,  на марке видно, что стены центрального нефа опираются на колонны через балки. В дальнейшем вместо балок стали использовать аркады, что позволило увеличить расстояние между колоннами.

Характерным примером раннехристианской  базилики, которая с некоторыми переделками сохранилась до наших дней, является  базилика св Павла (Сан Пауло Фуори ле Мура) в Риме.

ALV23.jpg ALV22.jpg

Базилика св. Павла (Сан Пауло Фуори ле Мура),  Рим

 В раннехристианский период для религиозных нужд также строили здания центрического типа, которые первоначально использовали для крещения верующих (баптистерии), а также возводили  на месте гибели или захоронения христианских мучеников (мартирии). В последствие центрическую форму стали использоваться для  храмов. Для православных  храмов центрический тип, а не базилика, стал основным. Центрическое здание  перекрывали деревянным шатром или каменным куполом, опиравшимся на расположенные по кругу колонны.  При строительстве центрических купольных зданий использовался опыт  Древнего Рима по возведению куполов над мавзолеями, залами дворцов, терм (бань) и других зданий.

ALV21.jpg ALV20.jpg

Бетонный купол 8-угольногого «Золотого дома» Нерона, Рим   (68 год). 

 Перекрытие бетонными сводами базилики Максенция, Рим         Высота сводов 39 м. (312 год).


ALV19.jpg

Церковь Гроба Господня, Иерусалим

Одной из   первых центрических построек христиан  является  ротонда Воскресения над Гробом Господним в Иерусалиме. Строительство ротонды было начато в 326 году при императоре Константине.  Вплоть до позднего средневековья эта ротонда была образцом  для многих центрических сооружений христианства.

 

 

 


000.JPG
Разработка «Наш ГОРОД»