![]() |
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трибуна коллекционера / Величайшие храмы мира в филателииХрамом называют культовое здание, предназначенное для богослужения и других религиозных обрядов. Храмы иногда использовали также для светских мероприятий, как, например, коронации и бракосочетания монархов, встречи правителей с подданными. Храмы, наряду с мемориальными сооружениями, всегда были самыми величественными и высокими постройками, удовлетворяющие духовные потребности человека. Только в конце XIX века они уступили место в списке самых высоких сооружений, высоту которых стали определять технические требования радио- и телекоммуникаций и дефицит земли в крупных городах. Определение «величайшие», приведенное в названии статьи, используется нами в двух значениях – как характеристика величины, размера храма, так и как превосходная степень слов, означающих величие, великолепие, совершенство. Самые высокие и самые большие храмы в мире, как правило, одновременно являются шедеврами архитектуры. Наряду с ними, имеется множество великолепных храмов, которые не такие высокие и большие, но, безусловно, относятся к числу великих храмов мира. В статье невозможно описать их всех. Поэтому приведены только те, которые, по мнению автора, заслуживают обязательного упоминания в статье о величайших храмах мира. Также рассматриваются некоторые другие храмы, строительство которых в значительной мере предопределили архитектурные и конструктивные достоинства величайших храмов. Использован хронологический порядок изложения. Самые высокие храмы перечислены в том порядке, когда они становились рекордсменами высоты для своего времени (годы, когда эти храмы были самым высоким, приводятся в скобках в подписях к иллюстрациям статьи после указания высоты храма). Остальные, не самые высокие, храмы упоминаются в порядке времени окончания их строительства, но без учета их мелких перестроек и изменений оформления фасадов.
Храмы строили с самых древних времен и продолжают возводить в наши дни. При строительстве храмов обычно использовали наиболее долговечные материалы (камень и бетон). Поэтому многие храмы дошли до нас из глубины веков, что позволяет на их примерах проследить историю практически всех архитектурных стилей и конструктивных систем, а обширный филателистический материал дает возможность их наглядно проиллюстрировать. ХРАМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Первобытным обществом принято называть исторический период человечества примерно с 8-го до 3-го тысячелетия до н. э., который называется неолитом, так как в этот период в основном использовались каменные орудия труда. В эпоху неолита осуществился переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Религиозные верования первобытных людей чаще всего проявлялись в виде поклонения силам природы и животным. Культовые обряды сначала выполнялись в пещерах, а затем - на открытых местах, около высоких грубо обработанных камней-менгиров. Еще позже стали строить сооружения из нескольких каменных глыб — дольмены и кромлехи. Эти сооружения, называемые мегалитами (от старо-бретонского - «большие камни»), имели различное назначение. Так как письменности тогда еще не существовало, то о назначении мегалитов можно только предполагать, но по косвенным данным можно судить, что одним из назначений было культовое.
Самые древние на нашей планете постройки, специально предназначенные для богослужения и культовых обрядов, расположены на Мальте. Алтари с жертвенниками, останки костей жертвенных животных, каменные статуэтки, другие предметы культа, обнаруженные археологами при раскопках, достоверно указывают, что эти сооружения были храмами. Первобытные храмы Мальты, как и менгиры, дольмены и кромлехи, являются мегалитическими сооружениями, которые возводились из больших каменных глыб, укладываемых насухо, без связующего раствора. Первоначально каменные глыбы совершенно не обрабатывали. В последующем камни стали чисто обтесывать, что позволяло их укладывать практически без зазоров. Такая кладка получила название «циклопической». Ее выполнение в древне греческой мифологии приписывали одноглазым великанам циклопам (киклопам). Отдельные каменные глыбы в циклопической кладке храмов на Мальте имеют массу до 30 тонн. Руины самого древнего из сохранившихся мегалитических храмовых комплексов Джгантия обнаружены на острове Гозо близ Мальты. Комплекс образуют два храма – южный и северный. Храмы в плане имеют форму клеверного листа. Южный храм — более крупный и более древний (ориентировочно 3600 год до н. э.). Храм сооружён без использования металлических орудий и до появления колеса. Высота сохранившихся стен 6 м. Другой мегалитический храм Та' Хаджрат в деревне Мджарр сооружен в промежутке времени 3600-3200 годы до н. э. Руины стен имеют высоту до 8 м.
ХРАМЫ ДРЕВНЕГО МИРА Древний мир, сменивший период Первобытного общества, продолжался до Средних веков. В исторической науке за начало Средних веков для Европы, Северной Африки и Западной Азии (Ближнего Востока) принимают обычно 476 год н. э., когда прекратила существования Западная Римская Империя. Для Америки конец Древнего мира связывают с открытием Колумбом Америки и началом ее европейской колонизации. Иные даты используются для Китая и Индии. Самые древние цивилизации Древнего мира возникли в Египте, Месопотамии (в междуречье Тигра и Евфрата), на острове Крит и в материковой Греции (крито-микенская культура). Каждая из этих цивилизаций имела свои религиозные верования, которые определяли типы культовых зданий и сооружений.
Среди разнообразных построек шумеров следует особо выделить ступенчатые храмы - зиккураты. Ступенчатая ярусная структура зиккурата соответствовала мировоззрению шумеров, согласно которому все изменяется от низшего к высшему. Ярусы зиккурата уменьшались по высоте здания. На самом верху располагалось посвященное божеству святилище, которое собственно и было храмом. Шумеры считали, что этот храм является домом бога. Зиккураты строили из кирпича, который изготавливали из сырой глины с примесью тростника. Снаружи зиккураты облицовывали обожженным кирпичом. Но все же недолговечный сырцовый кирпич, из которого была выполнена основная масса зиккурата, быстро разрушался и. требовал постоянного ремонта. Если община меняла место жительства и не могла далее выполнять ремонтные работы, то зиккурат разрушался, его размывали дожди, засыпал песок. Относительно лучше других сохранился зиккурат в городе Ур, расположенном в низовье Евфрата. Город Ур был столицей объединенного государства Шумер и Аккад. Зиккурат в Уре возведён в честь лунного божества Нанна. Первоначальная высота зиккурата, составляла приблизительно 30 м. В наше время зиккурат частично реконструирован.
Строительство зиккурата было начато во II тысячелетии до н. э. Зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Древнегреческий историк Геродот, живший в середине V века до н. э., посетил Вавилон и оставил краткое описание башни, которую он видел до ее разрушения. Вавилонская башня изображена на многих полотнах художников. Питер Брейгель Старший написал два варианта картины «Вавилонская башня». На них Вавилонская башня имеет спиралевидную форму, что не соответствует фактической форме ступенчатой пирамиды. На марке Ирана 1999 года изображен вариант, хранящийся в музее Роттердама, а также предполагаемый фактический вид зиккурата, называемого Вавилонской башней. Но это изображение не согласуется с археологическими данными Кольдевея.
Зиккурат по своей форме похож на первую египетскую пирамиду, которая была построена около 2650 года в Саккара близ Мемфиса для погребения египетского фараона Джосера. Ее создал выдающийся архитектор, ученый, врач и государственный деятель Древнего Египта Имхотеп. Высота пирамиды около 62 м. Но пирамида Джосера - погребальное сооружение, а зиккурат - храм. Храмы Древнего Египта, построенные до середины второго тысячелетия до н. э., были значительно ниже зиккуратов. Строительство крупных храмов началось в Древнем Египте во времена Нового царства. Их размеры были весьма внушительными. Храмы, посвященные богам, использовались для массовых богослужений и одновременно для прославления фараона, построившего храм. Храмы строили из натурального камня. Наиболее крупные древнеегипетские храмы Ипет Резит (Луксор) и Ипет Исут (Карнак) посвящены богу Амону-Ра. В древности оба храма были соединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии. Древнеегипетский храм состоял из нескольких закрытых залов и открытых площадок. У входа располагались массивные пилоны. В глубине храма располагалось святилище, в которое могли входить только фараон и жрецы, но в богослужении, подношении даров принимали участие все египтяне. Храм в Луксоре построен в XVI-XV веках до н. э. Фараон Рамсес II значительно расширил храм. При нем с северной стороны был построен новый входной пилон длиной 65 м и высотой 24 м. Перед пилоном установили парные обелиски высотой 24 м. Один из обелисков египетский вице-король Мухаммед Али-паша преподнес в дар Франции. В 1830 году обелиск перевезли в Париж и в 1833 году установили на площади Согласия. Карнакский храм самый большой по площади во всем древнем мире. Храм имеет десять массивных пилонов. Размеры самого большого пилона: длина 113 м, толщина 15 м и высота 45 м. Гипостильный зал, построенный в XVI—XII веках до н. э., образуют гигантские колонны. В центральном проходе колонны имеют высоту 20,4 м, а в боковых проходах - 14,7 м.
Среди храмов, построенных в Древнем Египте в эпоху эллинизма, необходимо сказать о храмовом комплексе на острове Филы, в котором выдающимися памятником архитектуры является храм Исиды, построенный в 350 году до н. э. При сооружении Асуанского водохранилища возникла угроза затопления храмового комплекса. По решению ЮНЕСКО в 1972-1980 годах он был разобран и вновь возведен на острове Агилкия, расположенном в 500 метрах вверх по течению. В связи с этим грандиозным мероприятием во многих странах были выпущены многочисленные почтовые марки с изображением храма Исиды и других храмов острова Филы.
Кроме больших наземных храмов во второй половине эпохи Нового царства в Египте строили также скальные храмы. Огромный пещерный храмовый комплекс Абу-Симбел, состоящий из Большого и Малого храмов, был вырублен на берегу Нила в Нубии в отвесной скале. Большой храм (около 1250 года до н. э.) был посвящен фараону Рамсесу II и богам Амону, Ра-Хорахте и Птаху. У входа в этот храм были высечены из скалы четыре статуи Рамсеса II высотой 20 м. Рядом с Большим храмом был высечен их скалы Малый храм в честь богини Хатор в образе жены фараона Рамсеса II царицы Нефертари. Храм состоит их высеченного в скале колонного зала и святилища. На фасаде шесть фигур в полный рост. В связи с постройкой Асуанской плотины храмы оказались в зоне затопления. В 1950 году их, как и храмы острова Филы, перенесли на незатопляемое место.
Реконструкция скинии В 957-950 годах до н. э. Соломон, царь объединенного Израильского царства, возвел на Храмовой горе (горе Мория) первый Иерусалимский храм (храм, который называют Храмом Соломона).. Храм повторял устройство Скинии, но был вдвое больше ее. Его длина - 30 м (с востока на запад), ширина — 10 м (с севера на юг) и высота — 15 м, толщина стен - 3 м. Храм служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу, одновременно он был экономическим центром Иудеи и местом, где заседал Синедрион — Высший Суд. Храм поражал своим великолепием и величественностью. Исаак Ньютон считал Храм Соломона прототипом всех храмов мира. По его словам, «Храм Соломона самый древний из больших храмов».
Второй Иерусалимский Храм был разрушен в 20 году до н. э. римским императором Титом. От Храма Ирода до настоящего времени дошли всего две руины: южная часть от западной стены внешней ограды Храма (известная как «Стена Плача») и заложенные блоками и застроенные т. н. «Золотые ворота» — бывшие входные арки в восточной стене.
На месте разрушенного Иерусалимского храма в конце VII века, была построено исламское святилище «Купол Скалы». «Купол Скалы» - старейшая сохранившаяся исламская постройка.
Елена! Для экономии места: скан со "Стеной плача" и текстом под ним наложить на пустое место конверта. Конверт дать не менее 2/3 ширины странички.
Древнегреческий храм, в отличие от храмов Древнего Египта, уже рассматривался как дом бога. Внутри храма богослужение не выполнялось, вход в храм, как и в Иерусалимский Храм, был разрешен только для священнослужителей. Особое внимание уделялось красоте фасадов здания и гармонии храма с окружающей природой. Часто храмы располагали на возвышенной, укреплённой части города, называемой акрополем. Наиболее известен Афинский акрополь, построенный на 156–метровой скале Пиргос. Расположение храмов на акрополе делало их заметными ориентирами в городской застройке. Тем самым достигалась практически та же цель, что и возведение святилища-храма на верху шумерского зиккурата. На Афинском акрополе было построено несколько храмов, из которых храм Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), посвященный богине Афине-деве, является выдающимся шедевром архитектуры. Парфенон, несмотря на частичное разрушение, поражает до сих пор своей красотой, величием и пропорциями. Основание Парфенона имеет ширину 100 греческих футов (30,83 м). Этот размер многократно использовался при строительстве многочисленных памятников архитектуры древности, в том числе Пантеона в Риме, Софийских соборов в Константинополе, Киеве, Новгороде, Салониках.
Раннехристианские храмы. В начале 1-го века н. э. возникла новая монотеистическая религия - христианство. Если в античных языческих религиях богослужение выполнялось снаружи храма, то христианам нужны были помещения для общего собрания всех членов общины. Античный храм не удовлетворял этим условиям. Пока христианство было запрещено, христиане собирались на богослужение в частных домах и катакомбах, сложной системе подземных галерей-некрополей
Римские катакомбы, использовавшие для богослужения Базилика св. Петра, Ватикан Одной из первых базилик-церквей была базилика св. Петра, которую построили на территории древнеримского цирка Нерона в Ватикане, где был казнен и похоронен апостол Петра, ученик Иисуса Христа и ревностный продолжателей его религиозного учения. Когда в XIV веке на месте базилики было решено построить собор св. Петра, были выполнены ее детальные обмеры и зарисовки. Поэтому остались достоверные сведения о ней. Аксонометрия конструктивной системы базилики изображена на марке Ватикана. В частности, на марке видно, что стены центрального нефа опираются на колонны через балки. В дальнейшем вместо балок стали использовать аркады, что позволило увеличить расстояние между колоннами. Характерным примером раннехристианской базилики, которая с некоторыми переделками сохранилась до наших дней, является базилика св Павла (Сан Пауло Фуори ле Мура) в Риме.
В раннехристианский период для религиозных нужд также строили здания центрического типа, которые первоначально использовали для крещения верующих (баптистерии), а также возводили на месте гибели или захоронения христианских мучеников (мартирии). В последствие центрическую форму стали использоваться для храмов. Для православных храмов центрический тип, а не базилика, стал основным. Центрическое здание перекрывали деревянным шатром или каменным куполом, опиравшимся на расположенные по кругу колонны. При строительстве центрических купольных зданий использовался опыт Древнего Рима по возведению куполов над мавзолеями, залами дворцов, терм (бань) и других зданий.
Одной из первых центрических построек христиан является ротонда Воскресения над Гробом Господним в Иерусалиме. Строительство ротонды было начато в 326 году при императоре Константине. Вплоть до позднего средневековья эта ротонда была образцом для многих центрических сооружений христианства.
Лишак Вадим | 29.07.2013 |