Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Разное /

Кто стучится в дверь ко мне...

Еще в древности люди испытывали необходимость в получении различных известий от соплеменников, живущих в других местах. С развитием человеческой цивилизации появились крупные поселения, между ними возникла торговля, появились и первые государственные образования. Вместе с этим возникла необходимость управления различными регионами своей страны и обмениваться сообщениями с соседними странами. В те далекие времена устные или письменные известия доставлялись обычно гонцами. Но, чем совершеннее становилась человеческая цивилизация, тем больше изменений происходило в способах и формах почтовой связи. 


Post97.jpg Современный человек часто даже не замечает, как в наших почтовых ящиках незаметно появляются адресованные нам письма, газеты и журналы, которые мы выписываем. А делают эту работу скромные женщины – почтальоны. Это наша обычная повседневность.

Но при зарождении и становлении почтовой службы главными действующими лицами очень долгое время были только мужчины. И это было совершенно оправдано. Ведь гонцы, вначале пешие, а позднее и конные в любую погоду должны были выполнять свою работу. Позднее, когда уже были созданы регулярные почтовые маршруты, но все же работа почтальонов по-прежнему была весьма тяжелой и опасной. Их путь часто проходил по безлюдной местности в лесах и степях, где их могли поджидать дикие звери, не очень дружественные племена, да и просто сбычные разбойники. Со временем, с развитием цивилизации и средств почтового транспорта опасность для почтальона стали представлять в основном только домашние собаки, но еще почти до второй половины ХХ века  доставка почты была сугубо мужским занятием. Вспомним знаменитое стихотворение С. Маршака.

 

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой 5 на медной бляшке,
В старой форменной фуражке?
Это - он, это - он,
Ленинградский почтальон!

Post98.jpg

Но, вернемся к истокам возникновения почтовой службы. Потребность в обмене информацией возникла еще при первобытном обществе. Для того чтобы выжить, первобытные люди стали сознавать необходимость совместной деятельности. При этом появилась потребность в передаче сообщений друг другу. Вначале передача сообщений выражалась только жестами и звуками. Передача сообщений голосом имела весьма ограниченные возможности. И человек столетиями искал и находил все более и более совершенные средства для передачи сообщений. Сигнальные барабаны в Африке, дым костров у индейцев и, наконец, гонцы. Гонец заучивал сообщение и отправлялся в путь, пока не доставлял весть по назначению либо передавал сообщение другому гонцу. Однако при этом способе существовала большая возможность искажения информации.

Post96.jpg Post95.jpg

Post93.jpg На определенной стадии развития цивилизации появляется необходимость  хранения информации в форме, неподвластной искажениям. В Древнем Египте письменность возникла в IV тысячелетии до н. э. Главными материалами для письма были камень и папирус.

Некоторые историки считают, что предшественником современной почты можно считать организацию доставки сообщений и распоряжений в Древнем Египте. Почта Древнего Египта состояла из многочисленных гонцов, снабжающих фараонов информацией. Гонцам необходимо было преодолевать длинные расстояния за возможно короткие сроки, поэтому в качестве почтальонов стали использовать еще и почтовых голубей.

В арабском Халифате к 750 году все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы – пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 год). «Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем». 

 

Post92.jpg Post91.jpg

Post90.jpg Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 года имели регулярную почту. Следует отметить, что почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы – завоеватели только в 16 веке. Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно преодолевалось гонцом в высоком темпе.

Характерная особенность почты инков и ацтеков заключалось в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Думаю, что современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда и самолеты.

Следует отметить, что у инков уже тогда существовала своеобразная письменность - кипу. Кипу  представляет собой сложные веревочные сплетения и узелки, изготовленные из шерсти животных или из хлопка. В кипу могло быть множество свисающих нитей до 2000. Такие послания использовались для передачи сообщений посыльными. Кроме того кипу служили  и в качестве календаря, карты, использовались для фиксации налогов и т.п.  Один из испанских хронистов (Хосе де Акоста) — писал, что «вся империя инков управлялась посредством кипу» и никто не мог избежать тех, кто проводил подсчеты с помощью узлов.

Post88.jpg Post89.jpg

Но, практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого касательства. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.

Post87.jpg Post86.jpg

Однако простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов («почта мясников»), почтовой службы рыцарского ордена, странствующих монахов и гонцов университетской почты.

Post83.jpg Post85.jpg

Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами. Имеются документы, подтверждающие наличие городских гонцов уже в 14 веке. Однако наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза. Ганза – торговый и политический союз северогерманских городов в 14 – 17 веках. С вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя все границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по все территории Германии. Далее через Нюрнберг, почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг в Прагу, Вену и другие города.

Post84.jpg Post82.jpg

Post81.jpgЗаметным достижением развития почтовой службы Европы стала почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и- Таксис относится к 1451 году, когда Рожер Таксис (Ruggiero de Tassis) организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве.

 В 1501 году Франц Таксис  (Franz von Taxis)  становится генерал – почтмейстером Нидерландов. До начала 16 века почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Так как, почтовое дело стало становиться доходным, то у почты Таксисов появились конкуренты. В первую Post80.jpgочередь это почта городов. В 1615 году очередной Таксис – Ламораль становится имперским генерал – почтмейстером. Более того, имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку «Турн» Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 году, получив ее в качестве пожалования короля. Ламораль Таксис, новый генерал – почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против «дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами». Все это положило началу борьбу почты Турн-и-Таксис с конкурентами.

Эта борьба велась на протяжении столетий. Почта Таксисов сумела устоять и победить. Аккуратность, быстрота и честность – таков был девиз почты Турн-и-Таксис. Именно этот девиз, строжайше соблюдался на практике. Впервые торговые люди и банкиры, простые люди и государственные чиновники могли быть уверены, что письма, документы, деньги быстро дойдут до адресата, и они вскоре получат ответ. Все это имело огромное значение для общества.

Организация регулярных почтовых маршрутов требовалось и для государства. Поэтому  организация  регулярной почтовой службы, с какого то момента, стало государственным делом. Почтовые курьеры превратились в государственных служащих, во многих странах они стали носить форменную одежду.

Post71.jpg
Post72.jpg Post73.jpg

 И отправились  почтовые сообщения с курьерами по дорогам разных стран. Следует отметить огромные трудности в работе почтовых служащих. Ведь почта должна быть доставлена адресатам вне зависимости от погоды, времени года и других обстоятельств. И вот почтовики разных стран  отправляются в путь  пешком через горы и пустыни, поля и леса, на лошадях, верблюдах и даже слонах.

 Post70.jpg  Post76.jpg
 Post75.jpg Post79.jpg 
 Post78.jpg  Post77.jpg


В 19 веке с появлением железных дорог и пароходов, а в 20 веке еще и появлением автомобиля и самолета, скорость доставки почты между странами и населенными пунктами значительно увеличилась.  В результате меняется и организация доставки почты.  Доставка почты между населенными пунктами стала осуществляться централизовано с помощью современных средств транспорта, которые все время совершенствуются.

Post69.jpg Post68.jpg
Post67.jpg Post66.jpg
 

Ну, а внутри  населенных пунктов  почту стали доставлять почтовые работники, которых мы и называем  сегодня почтальонами.

Было время, когда почта была единственной организацией, реально осуществляющей доставку столь важной для любого человека  информации. И совершенно не важно были ли это свежие газеты или письма от наших родных, в которых мы получали долгожданные известия. Даже когда появился телефон, телеграф, радио, телевидение, Интернет почта не утратила свою важную роль в человеческом общении.  Сейчас конечно почта несколько утратила свои позиции из-за конкуренции с современными средствами связи. Однако компьютерные строчки на экране никогда не заменят дорогой для нас листочек бумаги, например, с  признанием в любви или весточку от наших детей или родителей.

Post59.jpg Post61.jpg

Post65.JPG Post64.jpg

Post63.jpg Post60.jpg

И это было всегда! Давайте вспомним, с каким нетерпением люди ожидали прихода почтальона во время войны, совершенно не зная, что принесет нам его визит – горе или радость. И слава почтальону, который во все времена в дождь и снег, в жару и слякоть, пешком, на велосипеде или машине, на лодке, лыжах  или …  аккуратно выполнял свою работу и радовал нас весточками от дорогих для нас людей.

Post55.jpg Post56.jpg
 Post58.jpg  Post57.jpg
 Post51.jpg

Раз уж мы коснулись упоминания о транспорте почтальона, то следует поговорить об этом чуть подробнее. Конечно же, самым первым подручным средством доставки известий были просто собственные ноги гонца. Позднее для увеличения скорости и расстояния, который мог преодолеть гонец, стали использовать животных, в первую очередь речь идет о лошади.  Гонец верхом на лошади, конечно же,  был гораздо быстрее пешего. При увеличении объемов почты лошадей стали запрягать в почтовые кареты, а позднее и в дилижансы.

Однако развитие техники в конце 19 - начале 20 века  значительно сказалось на транспортных средствах доставки почты.  Конечно, чаще всего почтальон разносит почту пешком, а зимой при необходимости встает на лыжи или  коньки. Летом же у почтальона очень популярны другие виды транспорта -  легкий велосипед, а в ряде местностей для доставки почты используют даже лодки.

 

 

 

/edimg/00/2013/GB/Tem/Post55.jpg
Разработка «Наш ГОРОД»