Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



   
Словарь терминов

В любой предметной области для ее описания существует огромное количество специализированных слов и словосочетаний. Люди искушенные ориентируются в них легко. Для новичков же порой не всегда просто разобраться в их обилии. Данный раздел поможет начать ориентироваться в терминах филателии и чувствовать себя уверенно, разговаривая с коллегами «на одном языке».

Алфавитный указатель: А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Я


Буклет

Особая форма выпуска марок (виньеток), представляющая собой тетрадку, состоящую из обложки и одного или нескольких марочных листов либо частей марочных листов. Марочные листы для изготовления буклетов часто имеют отличия от листов тех же марок, изготовленных для обычной продажи (другие размеры, сочетания марок разных номиналов, рекламные купоны и т.п.).

Кроме того, в составе буклета могут быть рекламные и/или информационные вставки, а обложка делается как правило, из плотной бумаги и также часто содержит рекламу, что и позволяет окупить дополнительные расходы на изготовление буклетов.

В 1877 году англичанин Ю. Котс предложил продавать марки сброшюрованными в небольшой тетрадке, которую удобно носить в бумажнике. Предложение отклонили, однако в 1891 году одному частному синдикату все же разрешили изготовить буклеты для продажи марок через автоматы. Дело в том, что британские почтовые служащие, изрядно устали от бесконечного отрывания марок от огромных листов и задумались над проблемой, кому бы перепоручить эти утомительные заботы. Итак, в начале 1891 года частная фирма «Синдикат по распространению марок» установила в здании лондонской почты специальные автоматы. Покупатель опускал в них однопенсовую монету и становился обладателем марки, вложенной в маленькую книжечку, в которой чистые листы для записей перемежались с рекламными объявлениями. Так еще одно английское изобретение начало быстро завоевывало мир.

Первый опыт был так удачен, что уже на следующий год подобные автоматы можно было встретить  в почтовых отделениях  английской Южной Африки. Постепенно технология производства начала усложняться. В 1907 году в Австро-Венгрии, а чуть позже и в Бельгии стали разделять марочный лист на параллельные столбики, брошюровать их и заключать в картонные обложки. Полученное изделие напоминало записную книжку («карнет» по-французски). Так с легкой руки бельгийцев, а Бельгия франко-говорящая страна, появился еще один термин - карнет (carnet), который обозначает то же самое, что и буклет. В дальнейшем я буду пользоваться более привычным для российского коллекционера термином - буклет.

840.jpg

Успех буклетов более позднего выпуска можно объяснить, что они стали хорошим источником коммерческой информации, Поначалу всевозможные объявления о различных услугах, предоставляемых почтой, печатали только на обложках. Довольно часто выпускаются буклеты в США. На американских буклетах чаще всего помещается реклама филателистической продукции, выпускаемой почтовым ведомством или информация о событии, которому посвящен выпуск.

838.jpg 839.jpg
На обложке буклета информация о предстоящей филателистической выставке На обложке буклета реклама нового вида коллекционирования, придуманного почтой США

Чуть позднее фирмы-изготовители стали помешать рекламные и информационные  тексты даже на купонах к марочным листам, изготовленных для буклетов.

841.jpg

837_1.JPGСо временем число выпущенных буклетов стало резко расти, что нельзя объяснить только заботой  об удобстве клиентов почты. "Пламенная любовь" почтовиков разных стран к ним можно объяснить чисто материальными причинами –  это заставить купить коллекционера дополнительно не один комплект марок, а сразу несколько. Не секрет, что многие коллекционеры обращают большое внимание на перфорацию (зубцовку) почтовых  марок. Иногда чуть-чуть другой размер зубцов превращает марку в редкость. Изготовители буклетов учли и это обстоятельство. Посмотрите какие разнообразные варианты перфорации возникают при изготовлении буклетов. Посмотрим внимательно на буклет США. Хорошо видно, что марка номиналом 18 центов имеет в буклете 4 варианта перфорации:

1-2. Перфорация с 3-х сторон. Перфорация отсутствует или слева или справа.

3-4. Перфорация с 2-х сторон. Нет перфорации справа и внизу или слева и внизу.

Вот и приходится покупать буклет. Для коллекционера это несомненное  увеличение материальных затрат, однако мало кто способен удержаться от этого. Это было справедливо и тогда, когда буклеты выпускались исключительно для удобства потребителей. Вот например один из листков буклета ГДР 1954 года. В буклете было несколько листков со стандартными марками. На одном из них в правом нижнем углу помещена марка другого номинала. Это видимо сделано для того, чтобы получить "круглую" продажную цену буклета. А в результате коллекционеры получили интересную разновидность - оригинальную сцепку марок 10 и 20 пфенингов, что нельзя встретить в обычных листах. Так, что коллекционировать или нет марки, выпущенные в буклетах должен решить сам коллекционер.


836.JPG

В 1933 в Австрии состоялась крупная международная филателистическая выставка ВИПА-33. Оргкомитет выставки провел огромную работы, в результате которой коллекционеры получили массу интересного материала. Были выпущены многочисленные виньетки (в т.ч. и для ракетной почты), малые листы (4х4) с имитацией знаменитых австрийских газетных "Меркуриев", карточки, конверты. К выставке была выпущена и специальная почтовая марка. Однако и этого оказалось мало - выставочная марка была отпечатана в виде блока, оформлена в виде буклета и продавалась в качестве входного билета на выставку за  5.6 шиллинга (1.6 шиллинга вход на выставку, 2 шиллинга номинал марок + 2 шиллинга благотворительная надбавка).

842.jpg 843.jpg

Обычно выпущенные буклеты продаются либо по номиналу, либо с небольшой наценкой, которая покрывает стоимость упаковки. Однако в последнее время почтовые администрации выдумали еще один способ заработать на коллекционерах. В продаже стали появляться презентационные (престиж) буклеты. Выдумки авторов так велики, что до сих коллекционеры спорят как правильно назвать эти буклеты.

Дело в том, что в состав этих буклетов стали включать не только банальную рекламу, а достаточно интересные истории о выпущенных марках, прекрасные графические работы и т.п. А самое главное в состав таких буклетов стали включать почтовые марки в виде блоков, не существующих в обычном варианте. Нужно сказать, что стоимость таких презентационных буклетов значительно превышает номинал почтовых марок.  В частности самый интересный буклет России "Государственные символы Российской Федерации" продавался в магазине по цене в 7.2 раза больше, чем номинал марок в нем.  В других же странах он обычно стоит в 1.5-3 раза дороже номинала марок в буклете, именно из-за очень качественной полиграфии. Но все включенные в него марки  являются почтовыми и могут быть при желании стать оплатой вашего послания. Сейчас во многих странах презентационные буклеты частенько стали добавочным компонентом многих выпусков.

847.jpg
848.jpg
Презентационный буклет. Верхний скан - подробная информация о выпуске. Нижний - продолжение информации и марки в виде почтового блока

В последнее время  почтовые администрации часто выпускают самоклеящиеся почтовые марки. Выходят самоклейки и в буклетах. В этом случае, достаточно часто, обложка буклета выполняет еще одну функцию - она служит подложкой для марок.

846.jpg

Разработка «Наш ГОРОД»