Статьи по филателии
Форум
Контакты
Филателистические сайты
Журнал "Мир марок"
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)
Каталог "Космос в картинках" (Space)
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)

Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:

Разное /

КАМЕНЬ В ДОИСТОРИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ ЧЕЛОВЕКА

Человек анатомически сформировался примерно 2.6 — 2.5 млн. лет назад, но только о последних 5 тыс. лет его существования можно узнать из письменных источников. Об остальном времени, которое называют доисторическим, в основном известно из археологических раскопок, в ходе которых были обнаружены останки предков человеческого рода, вымерших доисторических видов человека и изготовленные ими каменные орудия труда.  Самые древние археологические находки предков человеческого рода и древнейших, вымерших видов человека были обнаружены в районе Восточно-Африканской рифтовой долины. Сделанные там археологические открытия позволили проследить основные этапы эволюции человека и считать Восточную Африку родиной человечества. Было также установлено, что возникновение предков человека совпадает по времени с образованием в каменной земной коре гигантского разлома, частью которого является Восточно-Африканская рифтовая долина. Образование разлома сопровождалось массовыми извержениями вулканов, сильными землетрясениями, обнажением природных месторождений урана. Всё это привело к резкому повышению радиационного фона и вызвало мутационные изменения наследственности у обитавших там приматов. Поэтому, как это не звучит парадоксально, процессы в каменной земной коре стали одним из главных творцов человека, если под «творцом» понимать условия, которые привели к происхождению людей как самостоятельного вида.
Скан96-01   Использование камня в доисторические времена
Для доисторического человека камень был орудием труда и оружием, материалом для построек, тотемом, предметом культа,  древнейшим художественным произведением и украшением. Изучение каменных орудий труда, построек и других каменных артефактов доисторических времён позволило стереть многие белые пятна в наших знаниях о происхождении и жизни человечества до изобретения письменности.
Скан96-02   Каменные орудия труда
Скан96-03   Камень – первое оружие человека

КАМЕННАЯ РОДИНА  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Большинство археологов, антропологов  и генетиков считают, что  родиной человечеств является Восточная Африка.  Там обнаружены многочисленные археологические находки останков предшественников человека, вымерших видов человеческого рода (Homo), изготовленные ими каменные орудия труда и самые древние костные останки Homo sapiens, человека современного анатомического и генетического типа. Все вымершие и современные виды человека образуют человеческий род, который вместе с большими человекообразными обезьянами образует семейство гоминид. Гоминиды в далёком прошлом имели общих предков. Согласно современной теории  эволюции, которая является синтезом теории Дарвина о происхождении видов, генетики и других наук, новые виды в живой природе всегда имеют предшественников, у которых в результате мутационных преобразований изменилась наследственности. Эти изменения  закрепляются естественным отбором. Современный человек также возник в результате длившихся многие миллионы лет изменений наследственности вымерших видов человекообразных обезьян.
Скан96-04    Изменение видов человекообразных
Хранение и передача из поколения в поколение наследственных свойств обеспечивается макромолекулами ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), которые в основном содержатся в ядрах клеток в составе хромосом. ДНК — это длинная полимерная молекула из двух спирально закрученных цепей, между которыми имеются водородные связи. Каждая из цепей состоит из последовательности блоков, называемых нуклеотидами. Вид и последовательность расположения нуклеотидов в ДНК является генетическим кодом, который определяет все признаки вида. Изменения молекул ДНК обуславливают мутацию наследственности. Повреждения ДНК передаются следующему поколению, если дефект клеток унаследован обоими родителей. Мутацию наследственности чаще всего вызывают ионизирующие и ультрафиолетовые излучения, которые наиболее опасны  для живых, так как могут вызывать в тканях изменения, приводящие к их разрушению. Мутации могут также возникать под действием таких естественных мутагенных факторов, как вирусы, токсины, плесневые грибы, а также самопроизвольно.
Скан96-05     Скан96-06     Схемы молекул ДНК
Предположение, что Африка является наиболее вероятной прародиной человека, впервые выдвинул Чарльз Дарвин в своём выдающемся труде  «Происхождение человека и половой отбор»  (1871 г.).  Дарвин обратил внимание на то, что  зародыши горилл и шимпанзе проходят те же стадии внутриутробного развития, что и человек, а значит, люди и приматы произошли от общего предка. Так как гориллы и шимпанзе обитают только в Африке, Дарвин предположил, что именно там произошёл человек. Но, по мнению Дарвина, не современные гориллы и шимпанзе были предками человека. Он правильно предположил, что общими предками людей и современных человекообразных обезьян был вымерший вид обезьян, который, однако, не был сходен ни с одним из ныне живущих видов обезьян. Эта гипотеза Дарвина в дальнейшем была убедительно подтверждена многочисленными археологическими открытиями и результатами генетических исследований.
Скан96-07  Чарльз Дарвин
Гипотезу о происхождении человека в Восточно-Африканской рифтовой долине предложил антрополог и археолог Луис Лики, который вместе с женой Мэри Лики вёл масштабные раскопки в Олдувайском ущелье на севере Танзании. Луис Лики и Мэри Лики в 1959—1963 гг. обнаружили костные останки человека умелого (лат. Homo habilis),  самого первого представителя рода Люди, который перешагнул рубеж, отделявший человека от животного царства. Там же  были обнаружены останки нескольких видов австралопитеков, непосредственных предшественников рода Люди, а также кости убитых на охоте животных и очень грубые каменные орудия труда, изготовленные первобытным человеком из галечника. Многочисленные археологические открытия Луиса и Мэри Лики, их сына Ричарда Лики и работавших с ними специалистов позволили выявить в основных чертах родословную предков первых вымерших видов людей. Эта родословная была значительно дополнена и уточнена усилиям других археологов, антропологов и генетиков.
Скан96-08  Луис Лики        Скан96-09 Мэри Лики

Рифтовой долиной называют крупную полосовидную впадину на поверхности земной коры между несколькими возвышенностями или горными хребтами. Рифт – английский термин, означающий в геологии разрыв, крупный разлом земной коры, а также место выхода на поверхность сбросов земной коры. Образование рифтовых долин связано с движением литосферных плит, из которых состоит твёрдая оболочка Земли, земная кора. Движение литосферных плит вызвано восходящими конвекционными потоками в горячей мантии, на которую опирается земная кора. Эти потоки образуются из-за разницы температур по толщине мантии. На границе с земной корой температура мантии  составляет около 900°C, а под океанической частью земной коры достигает 1400°C. Вблизи ядра Земли мантия имеет температуру 3500°C.  Восходящие конвекционные потоки приподнимают и изгибают земную кору. В результате литосферные плиты постоянно совершают горизонтальные перемещения и колебания. Они удаляются и сближаются, происходит взаимный сдвиг по вертикали (сброс), по горизонтали (трансформритуальными сооружениный разлом) или одновременно в двух направлениях (сброс и трансформный разлом). При взаимном удалении плит в земной коре образуются трещины, которые могут тянуться на десятки километров. При раздвижении литосферных плит возникают ущелья, каньоны, озёра и даже океаны. При сближении плиты наползают друг на друга или их края одновременно поднимаются вверх, что приводит к образованию горных массивов.
Скан96-10.1 Скан96-10.2  Схемы вертикальных сбросов земной коры

Вертикальные сбросы в зоне разломов земной коры приводят к опусканию её участков между трещинами. Эти участки со временем дополнительно углубляются из-за эрозии. В результате образуется рифтовая долина. По краям рифтовой долины обычно расположены высокие горы, многие из которых имеют вулканическое происхождение. Вдоль  долины обычно протекают реки, которые приносят в неё выветрившие горные породы, а на дне расположенных в рифтовой долине озёр откладываются  различные осадочные породы, в том числе органического происхождения.
Скан96-11  Схема образования рифтовой долины
Восточно-Африканская рифтовая долина является южной частью огромного Сирийско-Африканского разлома, который протянулся с севера на юг через территорию Ближнего Востока, по Красному морю и Восточной Африке. Северная часть Сирийско-Африканского разлома, называемая Северо-Анатолийским разломом, возникла в результате взаимного удаления Африканской и Аравийской тектонических плит. Вдоль этого разлома расположена Иорданская долина, которая является самый низким участком суши на нашей планете. В Иорданской долине расположены водоёмы с самыми низкими в мире уровнями поверхности воды (озеро Кинерет и Мёртвое море). Со временем направления движения Африканской и Аравийской литосферных плит изменились. Плиты с разной скоростью стали смещаться к северу, в результате чего вдоль разлома возникли сдвиги в горизонтальном направлении (трансформные  сдвиги).
Скан96-12   Иорданская долина
Озеро Кинерет (Тивериадское и озеро или Галилейское  море) - самый низко расположенный в мире пресный водоём, уровень воды в котором зависит от годового количества осадков. Верхний уровень воды в Кинерете ниже уровня мирового океана на 209 м. При его превышении во избежание затопления построек на берегу озера открывают дамбу. Нижний уровень воды ниже уровня мирового океана на 213 м.
Скан96-13.1    Скан96-13.2     Озеро Кинерет (Галилейское море)
Мёртвое море - самое низко расположенное в мире солёный водоём, уровень воды которого ниже уровня мирового океана на 434 м (по состоянию на 2020 год). В далёком прошлом Мёртвое море было заливом Красного моря, что объясняет его солёность. Солёность воды составляет 31.5-33.5%, что в 7-8 раз выше солёности мирового океана. Взаимные смещения Африканской и Аравийской тектонических плит привело к тому, что Мёртвое море превратилось в бессточное озеро. В последние десятилетия уровень Мёртвого моря ежегодно опускается на 1 м. Причинами этого являются техногенные факторы: высокий разбор воды на полив сельскохозяйственных угодий  из реки Иордан, единственной полноводной реки, впадающей в Мёртвое море, и интенсивная добыча путём  испарения солей и минералов в Мёртвом море.
Скан96-14.1  Скан96-14.2           Мёртвое море
Северная часть Сирийско-Африканского разрыва на суше заканчивается на берегу Акабского (Эйлатского) залива Красного моря, расположенного в тектонической впадине между Аравийским полуостровом и Африкой. Красное море - самое солёное море из входящих в состав Мирового океана.
Скан96-15.1  Скан96-15.2           Акабский (Эйлатский) залив Красного моря
К югу от Красного моря Сирийско-Африканский разлом продолжается по суше по Африканскому материку в виде Восточно-Африканской рифтовой долины, которая расположена на территории современных государств Эфиопия, Кения, Танзания и Мозамбик. Восточно-Африканская рифтовая долина возникла вследствие взаимного удаления африканской и аравийской литосферных плит.
Скан96-16.1   Скан96-16.2
Восточно-Африканская рифтовая долина на картах Африки

Восточно-Африканская рифтовая долина - самая крупная рифтовая долина из числа, расположенных на удалённых от побережий океанов континентальных участков литосферных плит. В зоне долины происходит стык трёх литосферных плит: аравийской, нубийской и сомалийской. Великая рифтовая долина имеет три ветви. Её общая длина — около 5 тыс. км, ширина — от 30 до 100 км. На разных участках Восточно-Африканской рифтовой долины  происходит расширение и сужение континентальной зоны земной коры. Ветви долины сопрягаются в районе долины Афар, называемой иначе Афарской котловиной. Долина Афар является самым низким местом в Африке. Уровень воды в расположенном там озере Ассаль  ниже уровня мирового океана на 155 м, хотя озеро лежит всего в несколько километрах от Индийского океана. Это самая  низкая   точка Африки и одно из самых крупных солёных озёр в мире.  В северной части Афарской котловины расположена впадина Данакель,  имеющая отметку     -125 м. Впадина Данакель - самое жаркое место на Земле (по средней температуре в течении года). Максимальная температура воздуха на солнце достигает 63°С, а на поверхности земли – до 70°С. Летом температура никогда не падает ниже 40°С, а в течение года — ниже 34°С.
Скан96-17   Афарская котловина
В Восточно-Африканской рифтовой долине расположены многочисленные глубокие, вытянутые в длину, пресные озера. Самые крупные из них - озёра Виктория и Танганьика. Озеро Виктория - второе в мире по площади пресноводное озеро (самое большое в мире пресноводное озеро - Верхнее, расположенное на границе США и Канады). Глубина озеро Танганьика достигает 1 470 м. Озеро - второе в мире по глубине и объёму воды (самое глубокое пресноводное озеро на Земле - Байкал).  Рифтовые озёра дают начало крупнейшим рекам Африки. Озёра Виктория, Альберт и Эдуард имеют сток в Белый Нил, а Танганьика и Киву - в систему реки Конго.
Скан96-18.1      Скан96-18.2    Скан96-18.3
Озёра Восточно-Африканской рифтовой долины
В западной ветви Восточно-Африканской рифтовой долины есть озера, расположенные в кратерах потухших вулканов. Они образовались в результате заполнения атмосферными осадками кратеров, имеющих высокие стенки.   Благодаря испарению в таких озёрах существует равновесие с поступающими осадками. В некоторых озёрах, расположенных вблизи от вулканов, есть слои углекислого газа, а на дне - скопления метана. От воспламенения метана, вызванного извержением соседнего с озером вулкана, в  1948 г.  в озере Киву вода закипела, что привело гибели многих рыб.
Скан96-18.4  Озеро в кратере вулкана в Эфиопии
Но в Восточно-Африканской рифтовой долине расположены не только самые низкие участки суши в Африке. Район долины является и самой высокой частью африканского континента. Там расположена самая высокоя гора Африки - ныне потухший вулкан Килиманджаро. Его высота 5 895 м. Рифтовую долину окружают одни из самых высоких гор Африки: горы Вирунга, Митумба, Рувензори и другие,.
Скан96-19.1  Килиманджаро – самая высокая гора Африки
В Восточно-Африканской рифтовой долине расположены многочисленные потухшие и действующие вулканы. В кратерах двух действующих вулканов расположены озёра, заполненные жидкой, горячей лавой. В мире имеется всего пять таких лавовых озёр. Вулкан Ньирагонго, имеющий лавовое озеро в кратере, расположен в Конго. Его кратер  имеет глубину 250 м и 2 км в ширину. Извержение бурлящей лавы в последние годы очень активно и не затухает.    Другой вулкан Эрта-Але с лавовым озером в кратере  расположен ниже уровня мирового океана во впадине Данакиль долины Афар. Название вулкана на местном афарском языке означает «курящая гора». Вулкан Эрта-Але уникален тем, что имеет сразу два  лавовых озера, в которые постоянно поступает новая горячая лава. Активность вулкана продолжается с 1967 г. Потоки раскалённой лавы увеличивают высоту вулкана.
Скан96-19.2   Скан96-19.3  Вулкан Эрта-Але в Эфиопии
Восточно-Африканская рифтовая долина  возникла и сформировалась в течении геологической эпохи миоцена, которая началась 23 млн. лет назад.  Формирование Восточно-Афиканской рифтовой долины продолжается и в наши дни. Её берега раздвигаются со скоростью 6 - 7 мм в год, что приводят к частым землетрясениям и извержениям вулканов. В рифтовой зоне Красного моря и в долине Афар происходит образование новой океанической коры. Красное  море, а также Аденский залив постепенно расширяются, отдаляя Африку от Аравийского полуострова. Временами происходит скачкообразная раздвижка берегов рифтовой долины.  В 2005 г. в Кении на одном участке линии разлома земной коры образовалась щель шириной до 8 м. Учёные предполагают, что через 3 - 4 млн. лет по всему разлому восточная Африка отделится от основной части континента и  превратится в остров, который двинется к Аравийскому полуострову.
Скан96-19.4   Новая трещина  вдоль Восточно-Африканской рифтовой долины в Кении
                             (https://travelask.ru/blog/posts)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ

Ответ на вопрос, почему именно Восточно-Африканская рифтовая долина  стала родиной всех человекообразных, очень убедительный ответ дал советский антрополог Г. Н. Матюшин, который обратил внимание на то, что возникновение крупных человекообразных приматов и рода Люди происходило одновременно с  образованием рифтовой долины. Образование глубокого Восточно-Африканского разлома в земной коре привело к резкому увеличению радиационного фона. Сильные землетрясения вызвали обнажение выходов природных месторождений урана. выделению радона, гелия, ртутных паров и других вредных  радиоактивных веществ, содержавшихся в земной коре. При извержении вулканов на поверхность выливалась раскалённая лава, которая часто содержала частицы радиоактивных элементов урана и тория, а также радиоактивных продуктов его распада (радона, радия).
Скан96-20     Разрез по вулкану  Скан96-21     Извержение вулкана
В ряде случаев даже возникали природные урановые котлы, в которых происходили цепные реакции расщепления урана. Ещё одним источником радиоактивного заражения местности стали подземные воды радиоактивных месторождений и воды сульфидно-бариевого и хлоридно-кальциевого типов.
Скан96-22.1  Минерал уран
Скан96-22.2  Схема цепной реакции расщепления урана

До образования Восточно-Африканской рифтовой долины на её территории, как и почти везде в  Африке, росли густые, влажные  тропические леса, джунгли. Жившие там приматы всё время располагались на деревьях, что обеспечивало им  достаточно надёжную защиту от обитавших в джунглях многочисленных хищников, а сочные плоды и листья деревьев были основной их пищей. Приматы, проживавшие в Восточно-Африканской рифтовой долине, перемещались по ветвям деревьев на четвереньках в горизонтальном положении.
Скан96-23.1  Обезьяны в  джунглях
Радиоактивное заражение местности вызвало многочисленные генетические мутации у проживавших в долине приматов. Под влиянием радиации у обитавших в Восточно-Африканской  рифтовой долине приматов часто стали рождаться детёныши, имевшие меньшую физическую силу, изменённую форму тазобедренного и коленных суставов, костей стопы, позвоночника.    измененную длину ног и рук. Эти изменения сильно затруднили перемещение по ветвям в горизонтальном положении на четырёх конечностях.
Скан96-23.2  Скан96-23.3   Перемещение по веткам на четвереньках
Потомству приматов с этими генетическими изменениями грозило вымирание. Многие из них в ходе естественного отбора вскоре исчезли. Но эти изменения оказались полезными при переходе к перемещению в вертикальном положении. Сначала такой способ передвижения использовался только жившими на деревьях приматами. Для перемещения с ветки на ветку. они сначала раскачивались на ветке на руках, а когда оказывались под соседней веткой, то цеплялись за неё сначала одной, а затем двумя руками. Такой способ перемещения по веткам деревьям называется брахиацией. Приматы, освоившие брахиацию, успешно выжили в ходе естественного отбора. Впервые брахиацию освоили  малые человекообразные обезьяны, гиббоновые, которые отделились от остальных человекообразных приматов 18 млн. лет назад. Способность к брахиации у современных гиббонов настолько велика, что они не могут передвигаться по земле на четырёх конечностях. При необходимости спуститься на землю они ходят на ногах, поднимая руки вверх.
Скан96-25.1     Гиббон
Скан96-25.2    Перемещение гиббона по веткам с помощью брахиации
Изменение природно-климатических условий в Восточной части Африки, что стало другим существенным фактором, который привёл к прямохождению, главному отличительному признаку человекообразных. Высокие горы, образовавшиеся с западной стороны Восточно-Африканской  рифтовой долины, стали задерживать поступление влажных воздушных масс с Атлантического океана. В результате климат стал очень сухим и более прохладным. Как следствие, очень поредели леса.  Чтобы перебраться на соседние деревья, приматам часто приходилось спускаться на землю, а затем взбираться по стволу на другие деревья. Это можно было сделать только в вертикальном положении. Постепенно, 7,5 млн. лет назад, на месте лесов в Восточно-Африканской рифтовой долине начали возникать степные, безлесные пространства – саванны.
Скан96-26.1     Скан96-26.2   Скан96-26.3   Саванны Восточной Африки
Образование саванн в Восточно-Африканской рифтовой долине вынудило многих человекообразных обезьян переселяться в районы, где сохранились леса. Ближайшими такими районами были берега озёр и рек, где благодаря близости к водным источникам сохранились леса. Но таких мест было слишком мало для всех. Поэтому обитавшие ранее на деревьях приматы были вынуждены переселять в более отдалённые районы в Центральной и Западной Африке, а затем заселять сходные по климатическим условиям с Африкой районы Европы и Азии. Оставшиеся в саваннах обезьяны  были   вынуждены перейти к наземному существованию. В этом очень пригодились навыки перемещения по деревьям в вертикальном положении (лазанье по стволам и брахиация). Вертикальное положение тела значительно увеличило обзор, лучше защищало от перегрева солнцем, так как лучи высоко расположенного тропического солнца попадали, в основном, только на голову. Хождение на задних конечностях (на ногах) позволило высвободить руки для сбора пищи и материалов для  устройства гнезда, переноски младенцев, а в дальнейшем  - для использования и изготовления орудий труда. Возникновение новых функций рук привело к тому, что они стали более сильными. Получили развитие мышцы груди и верхней части туловища. Стали подвижными плечевые суставы.  В конечном счёте, сформировалось новое колено человекообразных приматов, которое, в конечном счёте, привело к образованию рода люди. Современному человеку предшествовало несколько вымерших видов человекообразных обезьян и видов рода Люди. Всех их объединяет то, что они в меньшей или большей степени владели прямохождением.
Скан96-28   Предки современного человека
Большие человекообразные обезьяны образуют семейство гоминид, к которому, из ныне существующих, относятся шимпанзе, орангутаны, гориллы и  современный человек. К гоминидам также относятся их вымершие предки.  Самыми древними, давно вымершими человекообразными обезьянам считают проконсулидов. Древнейшие проконсулиды (руквапитек, камойяпитек, моротопитек) сочетали имели ещё многие признаки примитивных узконосых приматов, но появились значительные признаки человекообразных.  У моропитека часть поперечных отростков позвонков, к которым крепятся мышцы спины, были развёрнуты назад, что позволяло, частично распрямить спину. Моропитек, вероятно, мог взбираться на деревья в вертикальном положении, цепляясь за ветви. Наиболее известным и изученным подсемейством проконсулидов являются проконсулы. Названия «проконсул», что буквально означает «До консула» («Консул» – кличка, которую имел шимпанзе в лондонском зоопарке), то есть предшественник шимпанзе. Первая находка, часть челюсти проконсула, была сделана в Кении в 1909 г. Название «Проконсул» предложил А. Хоп¬ву¬д, член экс¬пе¬ди¬ции Луиса Ли¬ки, который  око¬ло озера Вик¬то-рия в 1931 г. сде¬лал несколько на¬хо¬док этих ископаемых гоминид. Мэри Лики на острове озера  Виктория в Ке¬нии в 1948 г. нашла почти полный скелет проконсула. Новые археологические находки показали, что, проконсул был предшественником не только шимпанзе, но и всех остальных человекообразных приматов.
Скан96-36.1  Скан96-36.2  Мэри Лики и обнаруженный ею череп проконсула

Густые влажные леса позволяли проконсулам практически всё время проводить на деревьях. Когда же они иногда всё же спускались на землю, то передвигались на четырёх конечностях, опираясь на раскрытые ладони.  В анатомическом строении проконсулы сочетали черты мартышкообразных и человекообразных  обезьян. Как и мартышкообразные обезьяны, проконсулы имели небольшие размеры, узкую грудную клетку и весьма хрупкое телосложение. Масса тела у разных видов была от 10 до 40 кг. Их зубы  имели тонкий слой эмали, что свойственно мартышкообразным. Мозг проконсулов был ещё довольно примитивным, но уже достаточно крупным относительно размеров тела. У проконсулов, как у современных человекообразных обезьян, был короткий и широкий череп, передние конечности (руки) были несколько длиннее задних, а кисти рук по пропорциям были уже человеческого типа. Проконсулы, как и почти все человекообразные обезьяны, не имели хвоста. По деревьям проконсул перемещался на четвереньках и не имел природных механизмов для брахиации, подвешивания к веткам и вертикального лазания по стволам деревьев.
Скан96-36.3      Скан96-36.4     Реконструкции проконсулов
Первой крупной человекообразной обезьяной, которая стала передвигаться по  веткам с помощью брахиации, был афропитек. Афропитеки возникли в южной части  Восточно-Африканской рифтовой долины и жили  18 – 16  млн. лет назад. Афропитеки принадлежали к тому же роду, что и прокронсулы и  имели с ними общих предков. Но они были крупнее  проконсулов и отличались от  них маленькими клыками и выдающимися вперед резцами.  Зубы афропитека имели толстый слой эмали, что позволяло разгрызать орехи и использовать для еды пищу с жёсткой оболочкой. Эта особенность позволила афропитеку расселиться по всей Африке,  а затем, когда в результате дрейфа материков исчез океан Тетис, отделявший Африку от Евразии, проникнуть через  Аравию в Азию и Европу. Скелеты потомков афропитека были обнаружены в Индии и Пакистане.
Вызванные повышенной радиацией генетические изменения привело к образованию рода дриопитеков (Dryopithecus, от греч.  «дерево и   обезьяна»), человекообразных приматов, живших 12—9 млн. лет назад. Дриопитек  имел длину в среднем 60 см. У дриопитеков был относительно крупный головной мозг. Их пищевой рацион составляли ягоды и фрукты. Найденные коренные зубы покрыты очень тонким слоем эмали. Коренные нижние зубы дриопитека очень сходны по строению с человеческими коренными зубами,  По внешнему виду и образу жизни дриопитеки были похожи на шимпанзе и павианов, но были более примитивными. Дриопитеки большую часть жизни проводили на деревьях, передвигаясь по ветвям как на четвереньках, так и с помощью брахиации, цепляясь снизу за ветки. Такой способ передвижения они унаследовали от афропитеков. Навыки брахиации закрепились в ходе естественного отбора и явились основой для перехода в дальнейшем к прямохождению.
Скан96-39  Дриопитек
Изменение природно-климатических условий в Восточно-Африканской рифтовой долине, в результате которого сначала очень поредели леса, а затем образовались безлесные саванны, вынудило человекообразных приматов переселяться в районы, где ещё сохранились леса. В результате эволюционная цепь развития человекообразных обезьян  распалась на несколько ветвей. Около 14 млн. лет назад потомки афропитеков перебрались в Юго-Восточную Азию, где климат оказался похожим на климат в Восточной Африке, и стали прародителями орангутанов. Орангутаны (малайск. — «лесной человек») ранее обитали по всей Юго-Восточной Азии, а в наши дни живут только во влажных тропических и субтропических  лесах на островах Борнео и Суматра. Орангутаны считаются самыми умными представителями живых существ на земле после человека. Некоторые из них регулярно используют для добывания пищи примитивные орудия труда (палки, ветви). Находясь в неволе, рядом с людьми, могут перенять человеческие привычки. Орангутаны  всеядны, долго живут и агрессивны.
Скан96-37.1    Скан96-37.2   Орангутаны
Примерно 8 - 4 млн. лет назад хорорапитеки, которые жили в Эфиопии в долине Афар, переселились в экваториальные районы Западной и Центральной Африки. Небольшая часть из них осталась в горных районах Восточной Африки, где сохранились леса. Хоропитеков считают предками современных горилл. Гориллы в основном ведут наземный образ жизни Они перемещаются на четырёх конечностях с опорой на внешнюю сторону ладоней.  Но они могут вставать и ходить на задних ногах. На ночь гориллы устраивают на земле или на толстых ветвях деревьев гнёзда из хвороста. Гориллы очень миролюбивые животные, если на них не нападать. У них практически нет врагов, кроме браконьеров.
Скан96-41.1     Скан96-41.2    Гориллы Западной Африки
Скан96-41.3    Скан96-41.4     Горные гориллы Восточной Африки

Предки современных шимпанзе отделились от общих предков примерно 5 млн. лет назад, когда они покинули Восточно-Африканскую рифтовую долину. В новых лесных районах, куда они, были привычные для них условия существования. Строение тела предков шимпанзе было приспособлено к жизни на деревьях и перемещению по ним с помощью брахиации. По земле они передвигались на четвереньках, опираясь на всю подошву ног и на тыльные поверхности фаланг согнутых рук.  Эти способы передвижения шимпанзе используют до сих пор.
Скан96-42.1      Передвижение шимпанзе по ветвям и земле
Шимпанзе – самые близкие родственники человека. Шимпанзе были последними из всех человекообразных приматов, которые имели общего предка с человеком.  Геном шимпанзе отличается от человеческого всего на 6,4 %. Поэтому у человека и шимпанзе очень много общих признаков. Но имеются и важные отличия. Они не владеют прямохождением, а объём их головного мозга значительно меньше объёма  головного мозга человека. Шимпанзе иногда используют готовые орудия труда. Для ловли муравьёв и термитов, собирания мёда и охоты на млекопитающих они используют ветки и палки. Для кидания и разбивания орехов и семян – камни. С помощью листьев они ловят муравьёв и термитов, собирают воду. Навыки изготовления и использования орудий труда шимпанзе передаются социально, в ходе обучения.
Скан96-42.2     Скан96-42.3       Использование шимпанзе  готовых орудий труда

К роду шимпанзе относятся  два вида: обыкновенные  шимпанзе и бонобо или карликовые шимпанзе.
Обыкновенные шимпанзе ведут смешанный образ жизни. Днём они проводят на земле, а ночуют высоко на деревьях, устраивая гнёзда из веток и прутьев. Когда их преследуют, они вскарабкиваются на деревья, издавая похожие на лай звуки. Взрослые особи обыкновенных шимпанзе в дикой природе весят от 40 до 80 кг; рост мужской особи от 100 до 170 см, а женской 130 см.  У обыкновенных шимпанзе очень развито социальное поведение. Внутри группы существует строгая иерархия. Обыкновенные шимпанзе весьма агрессивны.  В борьбе за лучшую территорию, пищу и ресурсы обыкновенные шимпанзе нередко проявляется высокую агрессивность. Для того чтобы избавиться от конкурентов они способны убивать друг друга. Убийцы всегда действуют в составе группы и чаще всего убивают самцов и детенышей из других групп, при этом обычно не трогают самок.
Скан96-42.4 Скан96-42.5  Обыкновенные шимпанзе

Бонобо обитают в тропических лесах Центральной Африки на небольшой территории между реками Конго и Луалаба. Бонобо — самые близкие к человеку из ныне существующих животных, при этом бонобо проявляет больше свойственных человеку поведенческих черт, чем обыкновенные шимпанзе. Длина тела самцов бонобо — 70-83 см. Отличительной особенностью бонобо является то, что во главе сообщества стоит самка. Бонобо постоянно, даже за едой, общаются между собой с помощью системы звуков, которую пока не удалось расшифровать. Голос бонобо состоит из высоких, резких и лающих звуков. В отличие от обыкновенных шимпанзе агрессивные столкновения между представителями одного пола очень редки.  у них нет совместной охоты.
Скан96-43.1 Скан96-43.2   Бонобо или карликовый шимпанзе
Оставшиеся в Восточно-Африканской рифтовой долине крупные человекообразные обезьяны были вынуждены постепенно перейти к наземному образу жизни. Сначала они в основном жили на деревьях, поднимаясь и спускаясь  по стволам деревьев в вертикальном положении. Когда они спускались на землю, то стали передвигаться на задних конечностях. К самым древним гоминидам, которые стали перемещаться по земле на двух ногах, относятся сахельантроп, оррорин и ардипитек. Все они были был весьма примитивными видами человекообразных обезьян.  Костные останки сахельантропа имеют возраст ориентировочно  7—5 млн. лет. Оррорин жил в сухих вечнозелёных лесах Кении 4,4 млн. лет назад. Название рода оррорин переводится с местного языка как «Первый человек».  Ардипитеки  жили  приблизительно 4.5 - 4,4 млн. лет назад. Первым в роду ардипитеков считается ардипитек рамидус, почти полный скелет которого, получивший название «Арди» (от афарского «арди» — «земля», «рамид» — «корень»), был обнаружен  на территории современной Эфиопии. Судя по обнаруженному скелету, Арди владел почти человеческой двуногой походкой. Большие пальцы его ног были противопоставлены остальным пальцам, как у обезьян, что позволяло хвататься ногами за ветки, лазая по деревьям, однако остальные четыре пальца составляли жёсткую конструкцию, характерную для прямоходящих гоминидов.
Скан96-44      Ардипитек рамидус

Первыми гоминидами, которые в основном перешли к наземному образу жизни, считают австралопитеков (южных обезьян). Это произошло примерно 4,2 млн. лет назад. Предшественники австралопитеков, которых иногда называют ранними австралопитеками, большую часть времени проводили на деревьях, хотя уже могли передвигаться в несколько сгорбленном положении на двух ногах. Переход к наземному образу жизни был вызван постепенным исчезновением в Восточной Африке джунглей и образованием безлесных саванн. Австралопитеки были прямоходящими существами ростом до 1,5 м ростом и весом до 50 кг. У австралопитеков сочетались признаки, характерные как для человекообразных обезьян, так и человека. Их череп похож на череп шимпанзе, а строение зубов и скелет больше похожи на человеческие.  У них были короткие клыки, но очень крупные зубы как у обезьян. Видимо, австралопитеки шагали более короткими шажками, а тазобедренный сустав при ходьбе разгибался не полностью. Руки были несколько удлинены, а кисти всё ещё были приспособлены для лазания по деревьям. Днём австралопитеки кочевали по саванне, лесам, по берегам рек и озёр, а вечером забирались на деревья. Мозг австралопитеков был похож на обезьяний как по размерам, так и по форме. Однако отношение массы мозга к массе тела у этих приматов было промежуточным между обезьяньим и человеческим.
Скан96-45   Австралопитеки
Впервые фрагмент черепа австралопитека нашли в каменоломне по добыче известняка в Таунге  (Южная Африка) в  1924 г.  Его передали Раймонду Дарту, профессору анатомии университета в Йоханнесбурге, который собирал материалы для анатомической коллекции университета. Дарт очистил череп от налипшего на него известняка и установил, что он принадлежит детенышу ископаемой человекообразной обезьяны, которого позже назвали «Бэби из Таунга». Его возраст был определен в 1 млн. лет.  Дарт высказал мнение.  что обнаруженное существо владело прямохождением и является про¬ме¬жу¬точ¬ным зве¬ном ме¬ж¬ду обезь¬я¬ной и че¬ло¬ве¬ком. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Nature за 1925 г. С мнением Дарта долго не соглашались другие специалисты, так как в то время останки вымерших предков рода Люди находили только в Европе (неандертальцов) и  в Азии (питекантропов и синантропов). Поэтому считалось, что род Люди возник в Евразии.
Скан96-46.1   Череп Бэби из Таунга   Скан96-46.2   Раймонд Дарт
Открытие Дарта очень заинтересовало вра¬ча и па¬лео¬нто¬ло¬га Роберта Бру¬ма, работавшего в Южной Африке. В доломитовых пещерах Стеркфонтейн, расположенных  к северо-западу от Йоханнесбурга, Брум совместно  с  его помощником по работе Джоном Робинсоном  нашли останки  шести взрослых гоминид, которые относились к тому же виду, что и Бэби из Таунга. В дальнейшем, в 1947 г., Брум  вместе с Робинсоном нашли  в пещерах Стеркфонтейн череп взрослой самки африканского австралопитека, жившей более 2 млн. лет назад. Этот череп известен как «Мисс Плэз». Общее строение черепа имело значительное сходство с обезьяньим. У Мисс Плэз была небольшая голова с небольшим объёмом мозговой части черепа, нависающие надбровья, узкий невысокий лоб и маленький уплощенный нос. По расположению отверстия в нижней части черепа Мисс Плэз несомненно владела прямохождением. Находка позволила установить, что прямохождение развилось раньше, чем увеличился и усовершенствовался мозг.  В 1997 г. был обнаружен полный скелет австралопитека, который жил примерно 3.7 млн. лет назад. Эти и другие находки подтвердили правильность мнения Дарта, что Бэби из Таунга принадлежит новому, не известному до этого, виду человекообразных приматов. Последующие археологические находки  выявили, что австралопитеки появились сначала в Восточной Африке, а лишь затем частично переселились в Южную Африку.
Скан96-46.3   Роберт Брум с черепом «Миссис Плез»

Многочисленные ископаемые останки австралопитеков, живших 4.2 – 3.9 млн. лет назад, были обнаружены на берегах  озера Рудольф (ныне озеро Туркана), расположенного в Восточной Африке. Он получил название анамского австралопитека (на местном языке «анам» означает озеро). Первая находка была сделана  в 1965 г. на южном побережье озера, расположенной на территории Кении.  Затем, в 1994 г., британские палеонтологи Ричард и Мэри  Лики, на счету которых множество выдающихся археологических открытий, на восточном берегу озера в Танзании нашли фрагменты останков более 20 анамских австралопитеков. Останки анамского австралопитека, живший 4.2 млн. лет назад, были также  найдены в  районе Среднего Аваша, расположенном в Афарской долине  Эфиопии. В отличие от рациона человекообразных обезьян, рацион анамского австралопитека  включал в основном грубую и  твердую растительную пищу, о чем свидетельствует толщина эмали на коренных зубах. Анамского австралопитека считают возможным связующим звеном между ардипитеками и более поздними формами австралопитеков. Анамские австралопитеки, возникшие в Восточной Африке, расселились по всей Африке, в том числе попали в Южную Африку.
Скан96-47.1  Анамский австралопитек
На смену анамскому австралопитеку примерно 3.9  млн. лет назад пришёл афарский австралопитек, самый маленький вид австралопитеков.  Костные останки афарского австралопитек впервые были обнаружены в  Афарской долине Эфиопии, что определило название вида. Среди находок, сделанных в этой  долине, наиболее интересными являются достаточно хорошо сохранившиеся останки  скелета, принадлежащего взрослой женской особи, которой дали имя Люси. Люси жила 3,2 млн. лет назад. Рост Люси составлял всего 105 см, а вес — 27 кг. У Люси был маленький мозг (около 400 см³). Останки афарского австралопитека позже были найдены также во многих других местах Великой рифтовой долины. Афарский австралопитек  имел человекоподобные черты в анатомии зубов и челюстей. О том, что афарский австралопитек передвигался на двух ногах, свидетельствуют такие признаки, как короткий и широкий таз, сводчатая стопа, S-образный изгиб позвоночного столба и положение затылочного отверстия в центре основания черепа, а не в задней части, как у обезьян.  Прямохождение австралопитеков также подтверждают следы, обнаруженные в Танзании в затвердевшем вулканическом пепле. Большой палец ноги у афарского австралопитека стал располагаться параллельно остальным и поэтому перестал быть хватательным, как у обезьян. Но дву¬но¬гая по¬ход¬ка и кон¬ст¬рук¬ция сто¬пы бы¬ли ещё от¬лич¬ны от че¬ло¬ве¬че¬ской.  Представители данного вида ходили на слегка согнутых ногах. Афарский австралопитек вымер 2,5 млн. лет назад.
Скан96-47.2    Афарский австралопитек
Скан96-47.3      Скелет афарского австралопитека
Из афарских австралопитеков примерно  3 млн. лет назад выделился подвид, который, по-видимому, стал непосредственным предком  человека умелого (Homo habilis), первого представителя рода Люди. Другая ветвь переселилась в Южную Африку и  образовала новый вид австралопитека, которого Дарт назвал африканским австралопитеком. Австралопитека Южной Африке точнее называть южноафриканским,  но введённое Дартом название закрепилось в научной литературе. Южноафриканский австралопитек жил 3,5 -- 2,4 млн. лет назад.  Его рост составлял около 1—1,5 м, а вес 20—45 кг. Объем мозга был около 425—450 см³. Южноафриканский австралопитек проводил немало времени на деревьях. Перемещению по веткам деревьев способствовали длинные пальцы ног, большие пальцы которых,  в отличие от афарского австралопитека, были противопоставлены остальным, что позволяло цепляться ногами за ветки. В целом южноафриканский австралопитек был несколько примитивнее восточноафриканского. Между тем южноафриканский австралопитек имел многие черты, унаследованные от афарского австралопитека. Он мог перемещаться по земле на двух ногах. В строении челюстей  и зубов имелись человекоподобные черты.
Скан96-48.1   Скан96-48.2      Африканские австралопитеки
Жившие на деревьях человекообразные обезьяны питались в основном растительной пищей. Когда в Восточно-Африканской рифтовой  долине саванны, растительность которых была более бедной, потребовалось расширить источники питания приматов. Сначала австралопитеки дополнили пищевой рацион орехами и семенами растений с твёрдой скорлупой. Но их зубы не позволяли разгрызать скорлупу орехов. По-видимому, случайно они обнаружили, что скорлупу можно расколоть камнем или другим тяжёлым предметом.  Так впервые предки человека стали использовать орудия труда. Они также использовали плоские камни с заострёнными краями для выкапывания корней растений.  Австралопитеки стали употреблять мясную пищу. Сначала это была падаль и остатки туш, убитых крупными хищниками. Прямоходящие австралопитеки днём ходили по саванне и высматривали хищника, поймавшего добычу. Дубинами они также могли отогнать от добычи  стаю небольших хищников. Дубины использовались также для защиты от крупных животных. Строение кисти руки афарского австралопитека, которое очень похоже на кисть человека, позволяло держать палки и камни и  использовать их в качестве орудия труда. Однако нет фактов, указывающих на то, что австралопитеки сами изготавливали орудия труда, а не использовали камни, имеющие подходящую форму и размеры.
 Скан96-50.1   Австралопитеки с палками
Скан96-50.2   Австралопитеки, разделывающие тушу убитого млекопитающего

Потомками австралопитеков были парантропы, которых также называют массивными австралопитеками.  Парантропы возникли примерно одновременно с  первыми видами рода Люди.  Останки парантропа впервые обнаружил Роберт Брум в Южной Африке в  1938 г. Найденные им останки, которые  датируются периодом от 2,0 до 1,2 млн. лет назад, получили название парантроп робустус. В дальнейшем были обнаружены останки парантропов, которые жили раньше, примерно 2,6 млн. лет назад. Самый массивный вид парантропов -  парантроп Бойса, жил 1,75 млн. лет назад. Его обнаружила в 1959 г. Мэри Лики в Танзании.  При росте 1,2—1,6 м парантропы Бойса весили от 40 до 90 кг. Парантропы Бойса были полностью прямоходящими. Парантропы, как и австралопитеки, владели двуногой походкой. В слоях, где находили парантропов, были обнаружены  каменные орудия и костяные обломки. Их кисть была приспособлена для изготовления и применения каменных орудий, но нет нет убедительных доказательств, что их изготовили парантропы. Хотя парантропы были во многом похожи на  человека, но они являются вымершей побочной ветвью по отношению к предкам современных людей.
Скан96-49.1   Парантроп робустус
Скан96-49.2      Скан96-49.3  Парантроп Бойса
Находки останков прямоходящих ардипитеков, австралопитеков и парантропов опровергают мнение, что прямохождение является исключительной особенностью рода Люди, а также теорию, согласно которой прямохождение возникло в связи с необходимостью высвободить руки для использования орудий труда.

КАМЕННЫЕ ОРУДИЯ ДОИСТОРИЧЕСКОЛГО  ЧЕЛОВЕКА

В условиях похолодания, образования безлесных саванн и сокращения растительных источников питания только каменные орудия могли стать первыми и надежными заменителями острых клыков и физической силы для предков человека. Камень служил оружием на охоте и использовался для защиты от хищных животных и враждебных племён. Первоначально использовались природные валуны, галька и обломки  камней любой формы, имеющие только подходящие размеры. Но для того, чтобы снять шкуру с убитого животного и разделать его тушу на части, нужны были камни с острыми краями. Такие камни не всегда были под рукой, но их можно было создать искусственно. Из камней предки современного человека начали изготавливать орудия, что определило название самого длительного периода истории человечества -  каменного века. Использование каменных орудий  позволило в значительной мере компенсировать генетические изменения, возникшие у человекообразных приматов. Каменные орудия сначала, в основном, использовали для защиты от хищных животных и на охоте. Добываемое на охоте мясо животных значительно  пополнило бедный растительный пищевой рацион саванн. Использование каменных орудий позволило не только успешно выжить, но и  существенно продвинуться в развитии. Употреблению высококалорийной мясной пищи способствовало увеличению размеров головного мозга. Начало изготовления и применения каменных орудий труда явилось рубежом, который отделил предков человека от остального животного мира, и стало поворотным пунктом перехода от человекообразных обезьян к роду Homo.
Скан96-51.1   Каменные орудия труда разных эпох каменного века
Технология изготовления первых каменных орудий труда была самой примитивной. Для раскалывания камня его бросали на другой камень, лежащий на земле, или ударяли по нему другим камнем. Первоначально части расколотого камня не подвергались дополнительной обработке. Древнейшие в мире каменные орудия, имеющие возраст 3,3 млн. лет, обнаружены в Кении, на  западном берегу  озера Рудольфа (ныне - озеро Туркан). Предполагают, что их изготовили кениатропы, жившие 3,5-3,2 млн. лет назад. Кениатропы были древним  вымершим видом гоминид, который был промежуточной ветвью между австралопитеками и самыми первыми людьми. Самые древние каменные орудия труда использовали в качестве подобия молотка или ударного инструмента. То, что найденные каменные орудия  труда были  изготовлены, а не являются естественными камнями, в частности, подтверждает хорошо сохранившиеся ядрище (осколок камня, нуклес) и скол, которые идеально подходят друг к другу.
Скан96-51.2  Раскалывание камня
Первая технология изготовления каменных орудий была забыта на 700 тыс. лет до 2,6 млн. лет назад, когда человек умелый (Homo habilis) снова воссоздал технологию создания первых каменных инструментов. Своё название он получил за умение изготавливать орудия труда. Человек умелый появился примерно 2,6 млн. лет назад и существовал примерно до 1,5 млн. лет назад. Человек умелый был во многом похож на австралопитека, с которым  роднит общее строение скелета, за исключением черепа,  и небольшой рост — до 1.2 м. Масса тела составляла 40—50 кг. Но, в отличие от австралопитеков, У человека умелого был увеличенный размер мозга (600—700 см³), а строение черепа свидетельствует  о начале активного развития речевого центра. Увеличенный размер мозга у человека умелого способствовал сознательной творческой деятельности,  которая проявилась в изготовлении и использовании первых каменных орудий труда.
Скан96-51.3    Скан96-51.4   Человек умелый
Впервые останки человека умелого обнаружил археолог  Луис Лики  в 1960 г. Найденные ими костные останки имели человеческие особенности в строении черепа и мозга, но одновременно сохраняли многие анатомические черты австралопитеков.  Возраст находки составил  1.75 млн. лет. Позже были найдены останки человека умелого, имевшие значительно больший возраст – ориентировочно 2.6 млн. лет. Рядом были найдены созданные им каменные орудия труда. Недавно в комплексе известняковых пещер, расположенных  в  50 км от Йоханнесбурга, ЮАР,  обнаружены ещё более древние останки человека умелого, имеющие возраст 3,0 млн. лет. Эти пещеры, благодаря многочисленным археологическим находкам, получили название «Колыбель человечества» и включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако в  «Колыбели человечества» рядом с останками человека умелого пока не обнаружены каменные орудия труда. Поэтому продолжают считать началом созданной им археологической  культуры  2,6 млн. лет назад.
 Скан96-51.5    Скан96-51.6  Черепа человека умелого
Человек умелый, как и австралопитек, в основном питался растительной пищей. Её недостаток в условиях саванн он восполнял животной пищей, преимущественно остатками туш животных, убитых другими животными. Поэтому человека умелого часто считают падальщиком. Иногда человеку умелому удавалось отогнать хищника от пойманной им  добычи. Для того, чтобы употребить в пищу тушу животного надо было снять с неё кожу, расчленить на части, добраться до костного мозга. Для выполнения всего этого человек умелый стал использовать простейшие каменные орудия труда.
Скан96-51.7    Использование камня для извлечения человеком умелым костного мозга
Каменные орудия труда, созданные человеком умелым, впервые были обнаружены в ущелье Олдувай,  рас¬положенном на севере Танзании между озером Виктория и горой Килиманджаро. По этому ущелью археологическая культура получили название  Олдувайской культуры.  В Олдувайском ущелье семьёй британских антропологов Лики были сделаны многие другие выдающиеся археологические открытия, связанные с возникновением человека и  обнаружением самых древних каменных орудий труда.
Скан96-52.1  Скан96-52.2   Олдувайское ущелье, Танзания
Каменные орудия Олдувайской культуры очень долго, до 1 млн. лет назад, использовали первые представители рода Люди. Хотя эти орудия были простейшими, но их создание было первым шагом по пути подчинения себе окружающей природы. Для изготовления каменных орудий труда в Олдувайской культура чаще всего использовали гальку, обкатанные водными потоками камни. Поэтому олдувайскую культуру часто называют галечниковой культурой. Изготовляли преимущественно орудия с одним режущим краем. Наиболее распространёнными были чопперы (от англ. chopper — рубщик, крошитель, ударник). Для изготовления чоппера выбирали продолговатую гальку овальной формы. Такую гальку зажимали в ладони и по ней ударяли под некоторым углом другой  камнем-отбойником. Рабочий край часто, но далеко не всегда, дополнительно обрабатывался несколькими сколами с одной стороны. В зависимости от места возникшего скола чопперы имели режущий край сбоку или  на одном из концов заготовки. Вся остальная часть орудия оставлялась необработанной и служила местом захвата рукой. Острые неровные края чоппера  позволяли его использовать для разрезания на куски туш убитых на охоте животных, снятия с них шкуры, рубки костей, прокалывания плодов, выкапывания съедобных корней растений, обрубания веток и тонких стволов деревьев. Чопперы также использовались как рубящее орудие. Поэтому их считают примитивной разновидностью рубила. Чопперы  имел размеры 7,5—10 см.  При раскалывании гальки из кремния часто образовывались небольшие отщепы с острыми краями, которые использовались как ножи для разделки туш крупных животных.  В конце Олдувайской культуры начинают изготавливать орудия труда, в которых режущие грани стали делать с двух сторон. Такие каменные орудия труда называются бифасами. Ещё одним видом орудий труда  Олдувайской культуры были сфероиды — грубо оббитые округлые камни с многими гранями. Сфероиды использовали главным образом в качестве ударного орудия для обработки растительной и животной пищи.
Скан96-53.3  Первобытный человек с чоппером                 Скан96-53.4   Чоппер
Первоначально чопперы изготавливали из кусков обсидана и других разновидностей вулканического стекла, образующихся в результате быстрого охлаждения извергаемой вулканом лавы. Благодаря способности вулканического стекла раскалываться на узкие фрагменты с острыми режущими или колющими краями его стали успешно использовать для изготовления первых каменных орудий труда. Но вулканическое стекло было не очень твёрдым и прочным. Поэтому вскоре для изготовления чопперов стали использовать гальку из кварца, кремня и  яшмы. Эти материалы обладали более высокой прочностью  и твёрдостью, но также были весьма хрупким и легко раскалывались. Каменные орудия, которые делал человек умелый, в основном были сделаны из кварца. Но этого камня не было в местах, где нашли останки Человека умелого. Месторождения кварца располагались на расстоянии  от 3 до 15 км, Из этого следует, что Человек умелый не пользовался для изготовления каменных орудий случайно найденными камнями, а носил с собой ранее изготовленные в других местах орудия труда.
Скан96-53.6  Кварц        Скан96-53.7 Кремний
Человек умелый был не единственным древнейшим видом рода Homo (Люди). Одновременно с ним, приблизительно 2,4—1,8 млн. лет назад, жил человек рудольфский, который был представителем параллельной линии в эволюции древних людей. Около двух миллионов лет назад оба вида обитали вместе на территории Восточной Африки. Пока не удалось установить, от какого из этих видов произошёл современный человек.  Останки человека рудольфского были  обнаружены впервые на берегу озера  Рудольф, что определило название этого вида. Там же ранее жили  кениатропы. Человек рудольфский обладал крупным  мозгом (более 700 см³). Находки, сделанные в Кении в последние годы, позволили выделить человека рудольфийского в самостоятельный вид. Возможно, что человек  рудольфский также изготовлял каменные орудия. Человек умелый и человек рудольфский являются самыми древними представителями рода Люди.
Когда ещё существовали человек умелый и человек рудольфский, в Африке возник человек работающий (Homo ergaster), который жил от 1.8 до 1,5 млн. лет назад. Человек работающий рассматривается как промежуточное звено между австралопитеками и эректусами. Нижняя челюсть человека работающего впервые была обнаружена в 1971 г. в Кении на берегу озера Туркан (ранее – озеро Рудольфа). Затем, там же обнаружили женский череп и хорошо сохранившийся скелет подростка (мальчик из Турканы). Человек работающий имел рост от 130 до 170 см.  Мозг человека работающего был более крупный, чем у человека умелого (объём в среднем 900 см³). Возможно, что человек работающий обладал зачатками речи. Человек работающий считается изобретателем обоюдоострого рубила, которое по форме напоминает клык хищного зверя.
Скан96-54.1     Человек работающий
Человек работающий совершил выход за пределы африканской прародины. Через Ближний Восток он проник в Азию и Европу. Самым древним из известных представителей рода Люди, обитавших вне Африки, был дманисский человек, обнаруженный в грузинском местечке Дманиси. Дманисский человек был  одним из подвидов человека работающего. Возраст находки оценивается в 1.8 млн. лет назад.   Вместе с останками дманисского человека обнаружены каменные орудия, которые были более совершенными по сравнению с  орудиями Олдувайской культуры.
Скан96-54.2   Череп дманисского человека
В новых местах, куда переселился человек работающий, были более суровые условия существования, в том числе более  холодный климат. Чтобы выжить в новых условиях  были нужны более совершенные орудия труда. Так возникла более совершенная и сложная Аббевильская культура. Аббевильская культура, в отличие от Олдувайской, возникла в Европе 1,5 млн. лет назад и закончилась примерно 300 тыс. лет назад. Важнейшим достижением Аббевильской культуры является создание обоюдоострого ручного рубила или иначе ручного топора.  Простейшие каменные рубила возникли ещё в конце Олдувайскойй культуры 1,5—1,0 млн. лет назад. Их изготавливали из продолговатых галек путём их раскалывания вдоль длины. В Аббевильской культуре для изготовления ручных рубил стали использовать крупные куски камней, отколотые от больших каменных глыб (валунов). Максимальные размеры ручного рубила — 20 см, вес 2,5 кг. Чаще всего ручное рубило имело  один заострённый конец и с двух сторон продольные массивные лезвия. Общая форма орудия — овальная или миндалевидная. Противоположный конец («пятка») имел утолщённую и закруглённую форму. Изготовление рубила  требовало определённого умения, которому надо было научиться у людей, владеющих такой технологией. Ручное рубило стало универсальным орудием, которое  использовали для рубки и резки. На охоте им добивали затравленных зверей, а затем использовали для извлечения костного мозга, им перерубали сухожилия, чтобы отделить мясо от костей, снимали кожу животных. С помощью рубил выкапывали клубни и корни съедобных растений.
Скан96-54.3    Ручное рубило Аббевильской культуры
Ручные рубила изготавливали методом двусторонней оббивки. Оббивкой называется техника изготовления каменных орудий путём скалывания крупных фрагментов с заготовки. При скалывании только с одной  стороны заготовки оббивку называют односторонней. По такой технологии изготовляли чопперы  Олдувайской культуры. При двухсторонней оббивке скалывание выполняют с двух сторон заготовки. В результате получали каменное орудие, имеющее два заострённых боковых края. Такое орудие получило название бифас. Бифас дополнительно заостряли мелкими ударами другим камнем (отбойником). Оббивку производили отбойниками из речных голышей. Об этом свидетельствуют следы ударов по камню, имеющиеся на поверхности найденных отбойников. Более тонкий конец заготовки дополнительно заостряли путём целенаправленных ударов другим камнем. Кроме ручного рубила, которое было универсальным орудием, в Аббевильской культуре, были созданы  различные специализированные каменные инструменты: топоровидные колуны с незаострёнными продольными краями (кливеры), скребки, диски, сфероиды, каменные шила и проколки.
Скан96-54.4    Бифас Аббевильской культуры
Скан96-54.5    Каменный диск и колун (кливер)
Значительный вклад в совершенствовании каменных орудий труда Аббевильской культуры внёс человек прямоходящий.  Латинское название этого вида Homo erectus на русский язык переводится как человек выпрямленный или прямой, но в русской литературе используют термин  «человек прямоходящий», который не совсем точно соответствует  латинскому термину, принятому в научной классификации животного мира. Поэтому часто используют без перевода непосредственно латинский термин – эректус. Эректусы обладали средним ростом (1,5—1,8 м) и прямой походкой. О способе передвижения свидетельствует строение бедренных костей, которые идентичны с таковыми у современного человека.
Скан96-55.1  Скан96-55.2     Человек прямоходящий – эректус
Самые ранние находки эректусов имеют возраст 1,3 млн. лет назад, а самые поздние 300 тыс. Когда появились эректусы  ещё жили прямоходящие парантропы, человек умелый и человек  рудольфский. Все эти виды древних приматов были потомками австралопитеков и сохраняли многие их анатомические черты. В основном они различались объёмом мозга.  У парантропа он составлял 400—500 см³, что лишь незначительно превышало  объём у австралопитеков и шимпанзе:  У человека умелого объём мозга был 600-700 см³, а у эректуса достиг 900-1200 см³..  У эректусов не только увеличился объём головного мозга, но частично изменилась его структура. Об этом свидетельствует внутренняя поверхность черепных коробок обнаруженных останков эректусов. Самые ранние находки эректусов имеют возраст 1,3 млн. лет назад, а самые поздние 300 тыс. Важным достижением эректусов стало использование огня не только для защиты от хищников и обогрева, но и для приготовления пищи.   Эректусы 0,8 млн. лет назад  начали жарить на огне мясо добытых животных, что позволило его дольше сохранять и значительно улучшило его усвоение организмом. Благодаря возникшему у эректусов умению приспосабливаться к изменяющимся условиям существования и приобретению  новых навыков они заселили всю Африку, а затем большие пространства Европы и Азии.
Скан96-55.3     Эректусы у костра
Особое развитие у эректусов получили отделы мозга, которые регулируют координацию движений, что позволило освоить более сложные технологии изготовления каменных орудий труда. Эректусы долгое время использовали  орудия труда Олдувайской культуры, а затем существенно усовершенствовали технологию их изготовления. Новая технология  получила название Ашельской культуры. Ашельская культура возникла на основе технологий Олдувайской и Аббевильской культур. Древнейшие  памятники этой культуры появились примерно 1,8 — 1,65 млн. лет назад в Восточной Африке.  Ашельская культура была первой, которая покинула Африку. Её стали применять в Европе, где в местечке Сент-Ашёль на севере Франции впервые были обнаружены артефакты этой культурой, что и определило её название. Возраст самых поздних Ашёльских памятников — около 100 тыс. лет. Принципиальными отличиями технологии Аббевильской культуры стало изготовление специализированных каменных макро-орудий, из средней части камня, называемой ядрищем или нуклесом. Исходным материалом для нуклеусов служили валуны, крупные гальки или целые куски породы.  которой мелкими сколами придавали необходимую форму. В ранней Ашёльской культуре необходимую форму получали с помощью небольшого числа сколов каменным отбойником. В средней Ашёльской культуре начинают использовать отбойники из более мягких материалов — кости, рога, дерева. Такие отбойники позволили выравнивать поверхность орудия тонкими снятиями. Продольные края орудия, изготовленного из нуклеса, становятся более ровными и тонкими, скорее режущими, чем рубящими. Окончательную форму изделию стали придавать с помощью ретуши, системы мелких и мельчайших сколов. В поздней Ашёльской культуре появляется новая техника, для которой характерна тщательная предварительная подготовка и оформление нуклеуса.
Скан96-55.6  Скан96-55.7   Ашёльская технология изготовления каменных орудий
Чаще всего из нуклеса изготавливали бифасы, орудия, имеющие два заострённых края.  Бифасы Ашёльской культуры были крупнее орудий Аббевильской культуры. Бифасы изготовляли из плоских кусков   породы или сколов-заготовок путем полной или частичной двусторонней оббивки. Наиболее распространённым видом бифасов были ручные рубила, которые имели один заострённый конец и два рубящих края, что позволяло  их использовать в качестве ударного орудия, а также  для выкапывания из земли корней, добывания мелких животных, расчленения туш убитых животных, обработки дерева и кости.  Ручное рубило в целом имело характерную миндалевидную форму, а в поперечном сечении – форму линзы. Такие орудия  получили название «ашельского рубила».
Скан96-55.4  Ашёльский  бифас     Скан96-55.5  Ашёльские  орудия из Японии
В Ашёльской культуре значительно расширился набор каменных орудий. Наряду с            ручными рубилами появляются колуны (кливеры), крупные каменные орудия с симметрично обработанными краями и поперечным лезвием без обработки ретушью.  Новым в Ашёльской культуре было изготовление  из отщепов  разнообразного набора мелких орудий. Появились многочисленные скребла и скребки  для обработки шкур и кожи, разнообразные острия, которые использовались как наконечники копий и дротиков, а также для прокалывания и шитья.
Скан96-55.8  Скан96-55.9  Каменные орудия Ашёльской кальтуры
Используя усовершенствованные каменные орудия, эректусы, в отличие от человека умелого и человека работающего, сами стали охотиться. Охота на крупных животных требовала смекалки, хитрости и была невозможна в одиночку. Так начали складываться сначала стада, затем сообщества эректусов. В образовавшихся  первых общинах возникло разделение труда. Одна часть мужчин изготавливала каменные орудия, другая - охотились. Женщины занимались детьми. Появились лидеры, руководившие действиями общины. Использование, добытой на охоте, мясной пищи  в значительной мере ликвидировали пищевой дефицит. Включение в повседневный рацион эректусов мяса помогло решить проблему обеспечения организма надёжными источниками пополнения энергетического запаса, необходимого для выполнения тяжёлой физической работы. Всё это способствовало увеличению численности эректусов. Эректусы, возникшие в Восточной Африке 2 млн. лет назад, вскоре заселили весь африканский континент, а затем началась их миграция в Евразию. Они поселились в Грузии, Индии, Шри-Ланке, Китае и Индонезии, а   1 млн. лет назад – в Европе. В новые места поселения эректусы перенесли Ашёльскую технологии изготовления каменных орудий труда.
 Скан96-56.0  Каменные орудия труда Ашёльской культуры, найденные в Шри-Ланке
Потомками эректусов в Южной Азии стали питекантропы, что означает обезьяночеловек. Термин «питекантроп» предложил в 1868 г. немецкий биолог Эрнуст Геккель как обозначение гипотетического промежуточного звена между обезьяной и человеком. Когда Эжен Дюбуа в 1891 г. обнаружил на острове Ява в Индонезии череп, имевший особенности, свойственные как обезьянам так и человеку,   он использовал этот термин для своей находки, так как предположил, что нашёл обезьяночеловека. Однако в дальнейшем было установлено, что питекантроп является представителем рода Люди и относится к подвиду эректусов, обитавших на островах нынешней Индонезии. Питекантропы перебрались туда, когда острова ещё были частью материка. Таянье ледников привело  к повышению уровня мирового океана и  превращению мест пребывания питекантропов в острова. Изолированное положение питекантропов на островах Индонезии привело к тому, что они вымерли относительно недавно (27 тыс. лет назад), в то время как в остальных местах Земли эректусы исчезли примерно 143 тыс. лет назад. Питекантропы не стали предками современного человека.
Скан96-56.1  Череп питекантропа с острова Ява               Скан96-56.2    Питекантропы
Близким к питекантропу подвидом эректусов был синантроп, обнаруженный близ Пекина в 1927 г. Синантроп или человек прямоходящий пекинский, был более поздним и развитым по сравнению с питекантропом, но также оказался тупиковой ветвью в развитии человечества. Синантропы питались растительной пищей, а также употребляли мясо животных. Возможно, они добывали и умели поддерживать огонь. Из-за более холодного климата в местах обитания синантропы начали использовать в качестве одежды звериные шкуры. Для разделки добычи, вытёсывания деревянных копий, заготовки топлива для обогрева, выкапывания корнеплодов и других разнообразных потребностей синантропы применяли каменные орудия, которые изготовляли, используя технику удара камнем о камень.
Скан96-56.3  Скан96-56.4   Синантропы
Одним из первых в Европу переселился гейдельбергский человек (Homo heidelbergensis), который возник   в Африке примерно 800-700 тыс. лет назад и вскоре мигрировал в Европу. Гейдельбергский человек произошёл от человека прямоходящего. Своё название гейдельбергский человек получил по городу Гейдельберг в Германии, вблизи которого была обнаружена его массивная челюсть. Гейдельбергский человек прямой потомок эректусов и предок неандертальцев. Одним из его представителей был таутавельский человек (Homo erectus tautavelensis), многочисленные останки которого обнаружены в городе Таутавель в Восточных Пиренеях, во Франции. Таутавельский человек жил ориентировочно 570 - 400 тыс. лет назад. У него был плоский лоб, широкое лицо и мозг объемом 1200 см3. По строению челюстей можно предположить, что он мог издавать гласные звуки и поэтому, возможно, владел членораздельной речью. Он ещё не владел огнем и  ел мясо сырым.  Таутавельский человек в основном питался падалью и остатками добычи хищных животных.  В ареале его  обитания обнаружены разнообразные каменные инструменты, относящиеся к Олдувайской (чопперы) и Ашёльской культурам (ручные топоры – бифасы, сфероиды, многогранники, а также микролиты).
Скан96-56.5     Таутавельский человек  - подвид гейдельбергого человека
Гейдельбергского человека считают предком неандертальцев. Название «неандерталец» происходит от  ущелья Неандерталь в Германии, где был найден череп представителя этого рода. Как вид,  неандертальцы сформировались около 130—150 тыс. лет назад. Наибольший их расцвет приходится на время 100 тыс. лет назад.
Скан96-57.1  Череп неандертальца из ущелья Неандерталь, Германия
Скан96-57.2  Луис Лики с черепом неандертальца из Олдувайской  долины
Неандертальцы обладали невысоким ростом (160—163 см у мужчин), массивным телосложением и большой головой вытянутой в длину формы. По объёму черепной коробки (1400—1740 см³) они даже превосходили современных людей. Неандертальцы, возможно, владели речью. По строению кистей рук и ступней они мало отличаются от людей современного типа. ДНК современного человека и неандертальца идентичны приблизительно на 99,5 %. Однако неандертальцы не были предками современных людей, хотя, несомненно, имели в далёком прошлом общих предков. Они активно использовали огонь. Неандертальцы вымерли 40 тыс. лет назад, не выдержав конкуренции с кроманьонцами, которые проникли в Европу 43 тыс. лет назад, когда там жили  неандертальцы.
Скан96-57.3    Скан96-57.4     Неандертальцы
В горных районах неандертальцы жили преимущественно в пещерах, а на равнинах сооружали хижины с каркасом из костей и бивней мамонтов. Питались неандертальцы, в основном, мясом, хотя также занимались собирательством и употребляли растительную пищу. Мясную пищу они добывали охотой на мамонтов, шерстистых носорогов и других крупных травоядных животных, а также охотой на дичь. Иногда источниками мяса становились больные животные или провалившиеся в расщелины, ямы или болота. Охотились неандертальцы на открытых территориях, в лесах и горах. Для охоты на животных  неандертальцы использовали каменные  орудия, дубины и деревянные копья. Концы копий обжигали на огне или снабжали каменными наконечниками. Неандертальцы унаследовали от человека гейдельбергского умение разводить костры путем его высекания и готовить себе еду на огне. Обнаружены два случая применения ими лекарственных растений. Неандертальцы заботились о больных, впервые стали хоронить умерших,.
Скан96-57.5    Скан96-57.6    Неандертальцы на охоте
Неандертальцы изготавливали орудия труда, такие как деревянные копья, обожжённые на конце или с каменными наконечниками, скребки, рубила.. Первоначально они использовали каменные орудия Ашёльской культуры. Затем они усовершенствовали технологию изготовление орудий труда, применив технику расщепления и двухсторонней обработки камня. У неандертальцев получили распространение дисковидные и топоровидные орудия труда, изготавливаемые методом расщепления.
Скан96-58.1   Каменные орудия неандертальца
На смену ашельской индустрии изготовления орудий пришла Мустьерская культура, возникшая примерно 120 тыс. лет назад. Своё название культура получила по пещере Ле-Мустье на юго-западе  Франции. Памятники Мустьерской культуры обнаружены во многих пещерах  Европы, Северной Африки,  Ближнего Востока и  Средней Азии. Основной отличительной особенностью Мустьерской культуры было использование дисковидных нуклеусов (иначе ядрищ), от которых откалывали довольно широкие отщепы. Для мустьерской культуры характерно использование специализированных каменных инструментов. Одним из самых распространённых орудий труда Мустьерской культуры были обоюдоострые рубила, которые были изобретены ещё человеком работающим. По качеству заточки они превосходили орудия, которые изготовляли ранее. Обоюдоострое рубило эпохи Мустье внешне похоже на ашёльское рубило, но было меньше, ровнее и удобнее. Отщепы Мустьерской культуры чаще всего имели дискообразную форму. С помощью оббивки по краям они превращались в скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и другие каменные орудия, которые использовались для разделки туш и в качестве наконечников для копий. Скребло имело широкий рабочий край, который часто несколько притупляли, чтобы устранить слишком тонкие и острые места, образующиеся при сколе отщепа с нуклеуса.
Скан96-58.2   Скан96-58.3     Каменные орудия Мустьерской культуры
Значительно позже неандертальцев в Европе появились кроманьонцы, которые 40-30 тыс. лет назад существовали одновременно с неандертальцами. Название «кроманьонцы» они получили по останкам скелета, обнаруженным в 1868 г. в гроте Кро-Маньон во Франции. Первые люди с чертами кроманьонцев появились 160 тыс. лет назад в Эфиопии. Примерно 100 тыс. лет назад они покинули Африку и через Кавказ проникли в Европу. Кроманьонцы начали заселять Европу.   Когда Они принесли с собой скульптуру, гравюру, наскальную живопись, украшения для тела, музыку. Вскоре они заселили практически  всю Европу. Кроманьонцы унаследовали от своих предков большой деятельный мозг, размер которого даже превосходил на 10% мозг современного человека. Все найденные скелеты кроманьонцев имеют анатомически современный характер. Кроманьонский череп во всём похож, на черепа современных людей. Поэтому кроманьонцы считаются одними из первых представителями вида человек разумный. Кроманьонцы были физически слабее неандертальцев, но у них была более высокая социальная организация. Если неандертальцы жили маленькими семейными группами, то  кроманьонцы образовывали достаточно большие родовые общины, в которых существовало разделение труда. Мужчины занимались охотой, а женщины  собирательством. Общинная организация позволяла более успешно охотиться и защищаться от врагов. Кроманьонцы научились окружать и обходить с тыла врагов. У кроманьонцев возникли первые временные поселения. В Западной Европе они, как неандертальцы, жили в пещерах и шатрах из шкур. В Восточной Европе они строили землянки, а в Сибири — хижины из каменных плит. Кроманьонцу впервые свойственны физические особенности, необходимые для формирования сложной и чёткой речи.   Достижения в технологии изготовления и использования орудий труда  позволили кроманьонцам  в относительно короткий промежуток времени сделать огромный шаг вперёд. Кроманьонцы – самые  ранние представители современного человека. Технологические достижения стали решающим преимуществом в конкурентной борьбе с неандертальцами, на территорию которых они вторглись и в значительной мере, лишив их средств к существованию, и обрекли их на голодную смерть. Кроманьонцы частично истребили неандертальцев. Одной из других причин вымирания неандертальцев, возможно, были болезни, принесенные кроманьонцами из Африки.
Скан96-59.1   Кроманьонец
Новым в изготовлении каменных инструментов кроманьонцев стала их миниатюризация. Их размер составлял, как правило, 2-3 см. Важнейшим материалом для изготовления острых режущих или заостренных инструментов и мелких орудий по-прежнему оставался кремень. Мелкие каменные орудия приклеивали смолой или битумом к деревянной или костяной оправе или вставляли в их расщелины. В результате образовывались своеобразные ножи, стрелы, скребки, свёрла  и т. п.
Скан96-59.2   Каменные орудия кроманьонцев
На смену ручным рубилам у кроманьонцев приходят топоры с деревянной или костяной ручкой.  Первоначально топоры не имели отверстия для крепления ручки. Каменное топорище привязывали ремнями из сырой  кожи или  жил к развилке или расщелине рукоятки.  Топоры без отверстия также могли вставляться в специально выдолбленное гнездо в ложе рукоятки, которое могло быть сквозной проушиной или глухим. Топоры долгое время изготовляли методом оббивки. Позже лезвие, а затем и всё орудие стали подшлифовывать, что значительно продлевало его жизнь.
 Скан96-59.3 Скан96-59.4   Каменные топоры
Кроманьонцы стали применять на охоте лук со стрелами, которые ранее применяли ещё некоторые племена неандертальцев. Об этом свидетельствуют сделанные ими наскальные рисунки. Оснащение стрел каменными наконечниками значительно увеличило дальность полёта и их убойную силу.
Скан96-59.7   Охота неандертальцев с  луком
Скан96-59.8   Копья с каменными наконечниками
Наконечники стрел и копий часто имели зазубренные края. Для ловли рыбы также использовали зазубренные гарпуны.
Скан96-59.5   Скан96-59.6   Каменные орудия с зазубренными краями
Гейдельбергский человек, неандертальцы и кроманьонцы имели многочисленные черты  человека разумного (Homo sapiens), к виду которого принадлежит современный человек. Они образовали несколько локальных популяций, одна из которых стала предшественником человека разумного. Наиболее вероятно, что этим предшественником был гейдельбергский человек или кроманьонец, но, возможно, был какой-то другой, ещё не обнаруженный прямой предшественник человека разумного. Достоверно только установлено, что это был не неандерталец, так как разделения линий неандертальцев и современного человека произошло 588 тыс. лет назад. До последнего времени считали, что человек разумный возник примерно 200  тыс. лет назад в Африке, когда жила «Митохондриальная Ева» — женщина, которая была последним общим предком всех ныне живущих людей по материнской линии. Общий предок всех ныне живущих людей по отцовской линии  жил несколько позже. Находки в Джебель-Ирхуд (Марокко) и Флорисбад (Южная Африка) увеличили возраст первого человека умелого на 100 тыс. лет. Оказалось, что данный вид примерно 300 тыс. лет назад уже был распространён по всему африканскому континенту, а не появился позже в Восточной или Южной Африке.
Скан96-60.1   Скан96-60.2   Гомо сапиенс (человек разумный)
У человека разумного существенно изменились используемые им каменные орудия. Происходит переход от крупных орудий труда, макролитов, к орудиям  небольших размеров, микролитам. Микролиты имели форму призматических пластинок размером от нескольких миллиметров до 3 см.  Использование их позволяло значительно экономить каменное сырьё и создавать с их использованием взаимозаменяемые элементы. Такие микролиты применяли   для копий, гарпунов, кинжалов, стрел и серпов. В стрелах использовали 1—2 микролита, а в гарпунах и копьях — в среднем от шести до восемнадцати. Микролиты чаще всего изготавливали из кремня. Отдельные виды микролитов использовались как одиночные орудия (скребки, проколки, наконечники, мелкие лезвия). Широкое применение получают орудия  имеющие составные лезвия. Характерными особенностями каменных орудий человека разумного стало наличие в них отверстий, которые использовались в основном для соединения каменного орудия с рукояткой.

ДОИСТОРИЧЕСКИЕ МЕГАЛИТЫ
Человек разумный  достиг больших успехов в развитии материальной и нематериальной культуры. Он стал изготавливать и использовать более совершенные орудия труда, постоянно приготавливал на огне пищу, впервые освоил гончарное ремесло и ткачество. Благодаря способности к членораздельной речи,  человек разумный достиг существенных изменений в социальной организации. Развитие абстрактного мышления позволило создавать символические изображения на стенах пещер и отдельных камнях. Все эти достижения способствовали значительному повышению уровня жизни.
Скан96-60.4    Скан96-60.5 Человек разумный художник и скульптор
Человек разумный использовал камень не только в качестве орудий труда и оружия. Из камня стали возводить здания и различные сооружения. Первоначально это были культовые здания и погребальные сооружения. Несколько позже стали из камня возводить стены жилых домов и служебных построек для хранения запасов продуктов, инвентаря, а также сооружения для фиксации таких астрономических событий, как солнцестояние, равноденствие и других.   В конце каменного века получило широкое распространение возведение построек из огромных камней. Такие постройки позже назвали  мегалитами (от греч. – «большой камень»). Масса отдельных камней мегалита составляла несколько тонн, а в отдельных случаях — несколько десятков тонн и даже сотни тонн. Мегалиты начали возводить во времена,  когда ещё не существовало письменности.  Поэтому  мегалиты, построенные до возникновения у людей письменности, называют доисторическими. Доисторические мегалиты, как правило, выполняли из камней произвольной формы, которые имели минимальную обработку. Первоначально использовали натуральные камни, которые отделились от горных массивов в результате выветривания, вымывания потоками воды и других природных явлений. Затем стали вырубать камни в карьерах. Каменные блоки отделяли от цельной горной породе путём высверливания каменными свёрлами рядов лунок.  В них вставляли деревянные клинья, которые поливали водой. Разбухание древесины приводило к образованию трещин вдоль рядов лунок, что позволяло получить камни необходимого размера. Каменными инструментами камням придавалась необходимая форма. Для пиления и шлифования стали применять «мокрые» процессы с применением песка, который выполнял роль абразивного материала. Большие камни перемещали из карьера на цилиндрических деревянных роликах или волокли по земле без катков на деревянных санях.  Для изготовления и доставки колонн массой 10—20 т от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек.
Скан96-60.3  Каменные орудия человека разумного
Возведение мегалитов стало возможным, когда стали образовываться большие общины. Такие общины начали складываться в конце среднего каменного века (мезолита) и в начале неолита, ещё до перехода к производящей экономике, когда охотники и собиратели  начали создавать оседлые поселения. Несколько таких крупных поселений археологи обнаружили в юго-восточной Анатолии (Турция) в ходе исследований, выполненных перед затоплением водохранилища Ататюрка на реке Евфрат. В этих поселениях в капитальных каменных зданиях длительное время жили охотники-собиратели. Переход к оседлому проживанию был связан с тем, что к этому времени сформировались различные религиозные обряды, требовавшие     совместного участия всех взрослых членов общины.  Культовые обряды сначала выполнялись в пещерах или на открытых местах.  Затем для их проведения начали строить религиозные центры, которые располагались между группой поселений.
Скан96-61.1  Скан96-61.2   Доисторические каменные жилища
Человек разумный ощущал беззащитность перед силами природы (грозами с молниями и громом, землетрясениями, бурями и наводнениями).  Эта беззащитность породила возникновение различных религиозных культов, которые были в основном связаны с культом камня и  культом предков. Судя по имеющимся археологическим данным, религиозные культы впервые  возникли у  неандертальцев и получили существенное развитие у человека умелого.
Культ камня возник в глубокой древности. Величественная скала и каменная глыба естественного происхождения, имеющая странные очертания, внушали первобытному человеку чувство страха и одновременно чувство вечного и благородного. Высокая прочность и размеры больших камней вселяли уверенность в том, что они могут защитить от природных бедствий и болезней,  способствовать удаче на охоте, хранить память об умерших. Поэтому такие камни наделяли магической силой. Жрецы, шаманы и знахари использовали их для общения  с силами природы и богами, с духами ушедших предков. К камням они  совершали подношения-требы.
Скан96-62.1  Скан96-62.2   Скан96-62.3  Причудливые камни в дикой природе
На севере России, в республике Коми на горе Мань-Пупу-нёр (на языке манси — «малая гора идолов») обнаружены столбы выветривания высотой от 30 до 42 м, Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают  фигуру огромного человека, голову лошади или барана. В прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния и поклонялись им. Их называли «Каменными болванами». Подниматься на столбы было величайшим грехом.
Скан96-62.4  «Каменные болваны» Коми, Россия

В основе культа предков лежала вера, что  умершие предки имеют возможность влиять на жизнь потомков. Поэтому с ними нужно находиться в постоянном контакте, заботиться о них, делать подношения. Почитание умерших предков первоначально ограничивалось потомками только отдельной семьи. Со временем, по мере возникновения племён, культ предков стал распространяться на умерших предводителей племени, священнослужителей и  других членов общины, имевших перед ней особые заслуги. Первые захоронения никак не отмечались на местности, но со временем на могилах  умерших предков стали устанавливать памятные знаки  в виде высоких одиночных камней или сооружения из нескольких больших камней. Традиция устанавливать надгробные камни на могилах умерших сохранилась до наших дней. Многие из них являются  памятниками искусства. К ним, безусловно, относятся хачкары — надгробные каменные армянские памятники с резным изображением креста (слово «хачкар» образовано из армянских корней «хач» — «крест», и «кар» — «камень»).
Скан96-62.5    Христианское надгробие
Скан96-62.6      Хачкары - надгробные камни армян
Скан96-62.7      Надгробие на еврейском кладбище в Праге
Ещё одной причиной возникновения религиозных культов была вера в то, что охота и рыбная ловля будут удачными, если перед их выполнением совершить определённые обряды. Выполнения религиозных обрядов требовало совместного участия всех взрослых членов общины. Так как не всегда было удобно их проводить на открытом воздухе, человек умелый начал строить религиозные центры в виде капитальных зданий с каменными стенами. В древнейших каменных зданиях обнаружены алтари с жертвенниками, останки костей жертвенных животных, каменные статуэтки, другие предметы, связанные с ритуальной деятельностью, что несомненно свидетельствует о предназначении этих зданий для исполнения религиозных культов.
Древнейшие, известные на сегодня руины храма, обнаружены на юге Турции, в местности Бончуклу Тарла. Храм был возведён, предположительно, 10,5 тыс. лет до н. э. В середине  90-х годов в Южной Анатолии, Турция археологи обнаружили храмовый комплекс Гёбекли-Тепе (буквально — «Пузатый холм»), который  возвели неолитические охотники-собиратели более 9,5 тыс. лет до н. э. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, обитавших за сотни километров от него. Вблизи храмового комплекса не обнаружено стационарных поселений, но при храме постоянно жили служители культа. В храмах происходили ритуальные действа и, возможно, жертвоприношения. Примерно через 2,0 тыс. лет люди, жившие вблизи храмового комплекса, по неизвестным причинам ушли из этого места, предварительно засыпав землей огромный комплекс  и  образовав сверху  искусственный холм. Благодаря этому храмовый комплекс сохранился до нашего времени.
Скан96-63.3   Раскопки в Гёбекли-Тепе
Пока раскопано только 5% холма, где обнаружено около  двух десятков построек, имеющих круглую форму в плане. Наружные стены выполнены из мелких каменных блоков, уложенных сухой кладкой. Опорами кровля служили полностью обработанные  каменные колонны Т-образной формы высоту до 5 м. и массой до 50 тонн. Колонны располагались вдоль наружных стен и внутри зданий. Многие из колонн были украшены резьбой по камню с изображениями самых различных животных, а также голов  и рук человека.
Скан96-63.1   Скан96-63.2    Каменные колонны  храма Гёбекли-Тепе
Руины ещё одного древнейшего храма обнаружены в поселении Невалы-Чори в ходе  археологических работ перед затоплением местности в связи возведением плотины и водохранилища на реке Евфрат. Храм, расположенный  вблизи от Гёбекли-Тепе, был возведён примерно одновременно с ним.  В стены храма встроены Т-образные каменные колонны, похожие на колонны в Гёбекли-Тепе. В центре храма  расположены две отдельно стоящие колонны высотой  3 м. На колоннах сохранились изображения птиц. На одной из них вырезан рельеф, в котором различимы человеческие руки. В храме  найдены многочисленные каменные скульптуры, в том числе с изображением человеческой головы с пучком волос. Кроме каменных скульптур, найдено несколько сотен фигурок людей около 5 см в высоту из обожжённой глины, что указывает на использование керамики в сакральных целях ещё до появления глиняной посуды. В отличие Гёбекли-Тепе в Невалы-Чори расположено не только культовое здание, но жилые дома, в которых оседло жили  охотники-собиратели. Обнаружены  остатки 23 длинных прямоугольных зданий, состоящих из двух-трех параллельных линий комнат. Здания имеют глубокие фундаменты, сложенные из больших обтесанных камней. Щели между камнями заполнены небольшими камнями. Через каждые 1—1,5 м в фундаменте проложены каналы. Предполагают, что каналы служили дренажной системой.
Скан96-63.4   Раскопки Невалы-Чори
К древнейшим религиозным постройкам относятся также храмы, руины которых сохранились на острове Мальта и на расположенном рядом острове Гозо. Архипелаг остров Мальта был заселен ещё  5 тыс. лет до н. э. высокоразвитой цивилизацией, которая оставила после себя многочисленные памятники и сооружения из огромных каменных глыб массой до 30 тонн. Эта цивилизация бесследно исчезла 2,5 тыс. лет до н. э. Причины её исчезновения достоверно не выяснены до сих пор. Для их возведения использовали  огромные каменные глыбы, которым предварительно придавали необходимую форму. Камни укладывались всухую, без раствора. Камни в кладке удерживаются только за счёт собственного веса. В самых старых храмовых постройках каменные глыбы никак не обрабатывали. Позднее их стали частично обтёсывать. Самым древним из храмов  на Мальте является храмовый комплекс Джгантия (в переводе с мальтийского – «башня великанши»), который расположен на острове Гозо. Комплекс состоит из двух гигантских храмов круглой формы в плане. Самый большой, древний и хорошо сохранившийся Южный храмовый комплекс построен в 3600 г. до н.э. Меньший по размерам Северный храм  относится к более поздней эпохе (3300 - 3000 гг. до н.э.).
Скан96-64.1   Скан96-64.2   Руины стен и на Мальте план храма Джгантия на Мальте
На южном побережье острова Мальта сохранились руины храмового комплекса  Мнайдра. Планировка Мнайдры в виде клеверного листа напоминает более ранний комплекс Джгантия. Доисторическое сооружение состоит из трёх стоящих вплотную друг к другу, но не соединённых переходами зданий: верхнего, среднего и нижнего.. Самый нижний из них имеет астрономическую ориентировку и предположительно использовался с астрономическими или календарными целями. Во время весеннего и осеннего равноденствий солнечный свет просвечивает через главный портал и освещает основную ось здания. Во время солнцестояния солнечный свет освещает края мегалитов слева и справа от портала. Несмотря на отсутствие письменных источников, археологи сделали выводы о культовом назначении верхнего и среднего храмов. В них обнаружены жертвенные кремнёвые ножи, отверстия для канатов, которыми, видимо, удерживали жертвенных животных. В храмах имелась каменные скамейки и столы. Храмы   не использовались как гробницы, поскольку человеческих останков в них не было обнаружено..
Скан96-64. 3    Скан96-64. 4    Храм  Мнайдра
Другим древнейшим святилищем  является Та’ Хаджрат, расположенное  у деревни Мджарр.  Святилище состоит из двух храмов. Большой храм Та' Хаджрат построен примерно одновременно с храмовым комплексом Джгантия, в 3600-3200 гг. до н. э. малый храм — в 3300 — 3000 гг. до н. э.
Скан96-64. 5    Храм  Та’ Хаджрат на Мальте
При раскопках мальтийских храмов археологи нашли необычную каменную статуэтку женщины с пышными формами, которую назвали мальтийской Венерой.
Скан96-64. 6    Мальтийская Венера
Различные типы доисторических мегалитов сохранились в Европе, Азии и Северной Африке. Доисторические мегалиты встречаются во всём мире, но чаще всего в приморских областях. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны во французской провинции Бретань, на западном побережье Англии и в Ирландии, в  Испании, Португалии, Швеции,  Дании. За пределами Европы доисторические мегалиты обнаружены в Турции, Израиле, Корее, в некоторых африканских странах. Кроме  храмовых построек к доисторическим мегалитам относятся также менгиры, кромлехи и дольмены.
Скан96-64.8  Европейский мегалит  Скан96-64.9  Африканский мегалит
Скан96-64.10  Азиатский мегалит
Менгир (от бретонского:  «длинный камень»)— это вертикально врытый в землю отдельно стоящий длинный камень. Менгиры выполняли из грубо обработанных камней или огромных валунов, вертикальные размеры которых превышали горизонтальные. О назначении менгиров можно только предполагать. Возможно, менгиры были памятными знаками на месте важного события из жизни общины, надгробиями на могиле вождя племени, местами сбора общины, обозначением центра владений или, наоборот, межевыми камнями, обозначающими границу земель.
Скан96-65.1 Скан96-65.2   Одиночные менгиры
Комплекс из более 3000 менгиров сохранился во французской провинции  Бретань. Он, по-видимому, был  церемониальным центром, связанным с культом мёртвых.
Скан96-65.3  Скан96-65.4  Аллея менгиров в Карнахе, Бретань, Франция
Часто менгиры образуют целые комплексы, имеющие форму аллей, кругов, полукругов или спиралей.  Менгиры чаще всего встречаются в Западной Европе, особенно в Великобритании, Ирландии, Французской Бретани. Есть они и в России. В частности, в южном Зауралье, на Алтае, в Саянах, Прибайкалье, Туве.
Скан96-65.5 Скан96-65.6   Группы менгиров
Группа менгиров, образующих круг или полукруг, называют кромлехом. (от бретонского «каменный круг). Назначение кромлехов не всегда до конца ясно. Среди известных применений кромлехов — ритуальное ограждение священного пространства с образованием «храма под открытым небом». В некоторых кромлехах зафиксированы астрономически важные направления, что предполагает использование их как обсерваторий, для наблюдения и фиксации положений Солнца и, возможно, Луны, с ритуальными и календарными целями. Кромлехи встречаются практически по всей Евразии. Свыше тысячи кромлехов расположено на территорию Британских островов и полуострова Бретань во Франции.
Скан96-66.1  Скан96-66.2    Кромлехи
Дольмен (от древнебретонского «каменный стол») - мегалит из вертикально стоящих предварительно обтёсанных плоских камней, которые образуют стенки дольмена, и крышки из одного или нескольких  больших, горизонтально расположенных камней. Масса крышки дольмена может достигать десятков тонн, а наибольший размер - до 10 м. Древнейшие из дошедших до нас дольменов были построены в 8-м тыс. до н. э. Наибольшее число дольменов построено в 4-3 тыс. до н. э., в эпоху позднего неолита, когда первобытный человек использовал усовершенствованные каменные орудия труда. Дольмены продолжали строить, когда начали использовать медные орудия труда, а в цивилизациях Ближнего Востока, Китая и Центральной Америки уже впервые возникла письменность. Однако в сохранившихся письменных источниках нет никаких упоминаний о сооружениях, подобных дольменам.
Дольмены имеют столообразную, коробчатую, коридорную, галерейную и другие формы.  Судя по тому, что во многих дольменах обнаружены захоронения, основной функцией для дольменов всех типов является погребальная, Ещё одним назначением дольменов, возможно, было принесение жертвоприношений.  Столообразный дольмен, имеющий с одной стороны большое расстояние между соседними вертикальными камнями, был своеобразным резонатором, который увеличивает громкость слов, произнесённых внутри дольмена. На это, вероятно, обратили внимание ещё в глубокой древности. Поэтому такой дольмен мог служить своего рода громкоговорителем при произнесении религиозных обрядов, а также при обращении старейшин к членам общины.

Скан96-66.8 Скан96-66.9   Столообразные дольмены-резонаторы
Столообразный дольмен состоит из нескольких вертикальных плоских камней, на которые, как правило,  уложен один большой горизонтальный камень. Наиболее простой тип столообразного дольмена имеет только два вертикальных камня. Такой дольмен, имеющий форму буквы П, называется трилитом.
Скан99-67.1   Скан99-67.2   Дольмены - трилиты
Древнейшие трилиты являются составной частью каменных сооружений. Пять трилитов, расположенные в форме подковы в центре Стоунхенжа, крупнейшего мегалитического  сооружения древности. Огромные камни трилитов имеют массу до 50 тонн каждый. К XIX веку из пяти трилитов сохранилось только два - с юго-востока и одна сильно согнутая опора центрального трилита. В первой половине XX века был восстановлен один трилит с северо-запада и выправлена опора центрального трилита. Трилиты расположены  симметрично относительно входа сооружене. Самая маленькая пара  трилитов была высотой  6 м, следующая пара немного выше. Самый большой центральный трилит имел высоту  7,3 м. Между вертикальными камнями трилитов Стоунхенжа имеются зазоры шириной около 30 см. Другой древнейший трилит образует вход в храм Та’ Хаджрат на Мальте.
Скан99-67.3  Трилиты Стоунхенжа
Скан99-67.4  Трилит входа в храм Та’ Хаджрат на Мальте

Наиболее часто встречаются столообразные дольмены, имеющие от трёх до пяти вертикальных плоских камней. Наибольшее количество таких дольменов расположено на полуострове Бретань Франции, в Англии, Испании, Португалии и других европейских государствах. В основном они были возведены в 3500-3100 гг. до н.э., почти на тысячу лет раньше строительства первых пирамид в Древнем Египте.
Скан96-66.5    Скан96-66.6
Скан96-66.7    Скан99-67.8       Европейские столообразные дольмены
В израильском заповеднике Гамла, который расположен в зоне Сирийско-Африканского разлома, сохранилось поле дольменов Гиват-Базак. На площади 3,5 кв. км обнаружено более 700 дольменов из базальта. Большинство из них простейшей конструкции – два боковых вертикальных камня и один горизонтальный камень сверху. Возраст дольменов в Гамла около 4-6 тыс. лет. Скорее всего они были культовыми сооружениями для проведения различного рода обрядов и жертвоприношений.
Скан96-66.9    Заповедник Гамла, Израиль    Скан96-66.10    Дольмен заповедника в Гамле
 В коробчатом дольмене вертикальные опоры образуют изолированное внутреннее пространство. Вдоль побережья Чёрного моря на Северном Кавказе  археологи обнаружили  около 3000 коробчатых дольменов. Все они были созданы в период ранней и средней бронзы (с 3 по 2 тыс. до н. э.) и использовались до I тыс. до н. э.  Кавказские дольмены были погребальными сооружениями. Внутри многих из них, хотя далеко не во всех, обнаружены человеческие захоронения.  Для обеспечения устойчивости боковые стенки коробчатого дольмена обычно имеют вертикальные пазы, в которые вставлялись камни, образующие переднюю и заднюю стенки. Передняя, фасадная стенка делали обычно выше и шире задней, благодаря чему дольмен имел трапециевидный план, а его кровля - небольшой уклон назад.  Боковые камни и крышка, как правило, выступают за фасадную плиту. В фасадной стене коробчатого дольмена обычно имеется круглое или овальное отверстие, закрываемое каменной пробкой. Стены коробчатого дольмена обычно снаружи практически не обработаны, но с внутренней стороны они выровнены и почти отполированы. Встречаются также составные коробчатые дольмены, стены которых выполнены из нескольких рядов кладки из крупных натуральных камней.
Скан96-67.11.1      Коробчатый дольмен Северного Кавказа
Скан96-67.11.2      Составной коробчатый дольмен

Ещё двумя видами доисторических дольменов были галерейные и коридорные, которые  в большом числе обнаружены во Франции, в  Бретании. Дольмены этих типов состоят из камеры, которая была местом захоронения, и узкого прохода к ней. Камера всегда несколько шире прохода к ней. Пол в проходе таких дольменов всегда имеет небольшой наклон к выходу. Коридорные дольмены иногда обсыпали  землёй с внешней стороны.
Скан96-67.12  Скан96-67.13  Коридорные  дольмены
В галерейном дольмене, в отличие от коридорного,  проход к погребальной камере перекрывали большими плоскими камнями. Перекрытый проход  был весьма низким. Современный человек по нему может проходить только согнувшись.

Скан96-67.14  Скан96-67.15  Галерейные дольмены
На древних дольменах нет никаких рисунков, однако со временем на стенах дольменов появляются резные орнаменты, барельефы, а также изображения предметов.
Скан96-67.16  Дольмены с резными орнаментами
Разновидностью дольменов являются сейды, постройки из нескольких небольших природных камней, на которые положен большой камень. В качестве опорных конструкций в сейдах используют никак не обработанные камни произвольной, неправильной формы. Сейды обычно сгруппированы в скопления из десятка и сотни объектов. Однако встречаются и одиночные сейды. Сейды сохранились на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Сейды -  священный объект народов севера Еыропы, в частности, саамов.  Культовое использование сейдов весьма разнообразно. По одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели её не сожрало некое чудовище. Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями. Другие сейды имели отношение к конкретному человеку.
Скан96-68.1  Скан96-68.2   Сейды

Одним из самых знаменитых мегалитов доисторической эпохи является Стоунхендж, расположенный  в графстве Уилтшир (Англия).  Стоунхенж означает «каменный хенж». Хенж - древнее ритуальное сооружение в виде  плоской площадки, окружённой земляным валом и рвами. В Стоунхендже одновременно сочетаются нескольких типов мегалитов: полукруглые и круглые кромлехи,  одиночные менгиры.  Стоунхендж состоит из трех построек, возведенных в разное время. В течение полутора тысячелетий его достраивали и перестраивали, не раз меняя планировку. Первоначально Стоунхендж был окружён земляным валом  диаметром 97,5 м, вокруг которого был вырыт ров диаметром 110 м. Позднее, 1700-1550 гг. до н. э., внутри древнего вала установили два концентрических круга из вертикально поставленных камней из  песчаника и привезённых издалека голубых камней из диабаза. Камни, расположенные по внешнему кругу первоначально были перекрыты горизонтальными камнями – перемычками, о чём можно судить по небольшому числу сохранившихся перемычек. Третье сооружение, относящееся уже к бронзовому веку, датируется 1500-1400 гг. до н. э. и состоит из врытых вертикально в землю тесаных камней высотой до 8,5 м и массой до 26 т, образующих трилиты. Предполагают, что Стоунхендж первоначально использовался для совершения ритуальных процедур, а затем был превращён  в древнюю обсерваторию для наблюдения за движением Луны и Солнца.
Скан96-70.1  Скан96-70.2   Стоунхенж
Строительство доисторических мегалитов прекратилось с возникновением ранних государств, но крупные камни продолжали использовать при возведении различных сооружений. В отличие от доисторических мегалитов,  камням стали предавать геометрически правильную форму. Камни укладывали насухо, без  строительного раствора. Такая кладка из гигантских камней в Древней Греции, получила название  циклопической (от греческого  - круглоглазый). Согласно греческой мифологии циклопическую кладку возводили киклопы (циклопы) - одноглазые великаны, сыновья богов Урана и Геи.  Наиболее известными мегалитическими  сооружениями, построенными уже в историческую эпоху, являются пирамиды Древнего Египта, крепость-акрополь в Микенах, подпорная стена из уложенных насухо гигантских камней на Храмовой горе в Иерусалиме  - так называемая Стена Плача.
Скан96-71      Пирамиды Гизы, Египет