![]() |
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам | |||||||||||||||||||||
Знакомство с филателией / Железнодорожная почта
Конные гонцы доставляли почту верхом. В средние века объем почты был уже больше, и в начале XV века начали использовать крытые повозки для перевозки почты. Шло время, и в XVI веке появились почтовые кареты, которые уже имели амортизаторы, дверцы и предоставляли путешественникам некоторый дорожный комфорт.
Мастера по изготовлению карет стремились всемерно повысить удобства пассажиров, в результате размеры карет начали расти, и вскоре возникли серьезные проблемы. На узких дорогах два экипажа порой не могли разминуться. Дело дошло до рассмотрения проблемы в английском парламенте, который вынужден, был принять закон, ограничивающий допустимую ширину экипажей 4 футами и 6 дюймами (1.372 м). Появившиеся в начале XIX века рельсовые экипажи на конной тяге также должны были придерживаться требований этого закона. В 1814 году английский инженер Джордж Стефенсон изобрел «паровую тележку». На его родине долго раздумывали над тем, является ли вообще целесообразным применения паровой тяги. Стефенсону пришлось выдержать упорную борьбу против закона о допустимой ширине экипажа. Лишь после длительной борьбы он получил разрешение на использовании колеи в 4 футы и 8.5 дюймов (1.435 м). В 1825 году по проекту Стефенсона была сооружена первая в мире железная дорога Стоктон – Дарлингтон. А в 1830 году была открыта железнодорожная линия Ливерпуль – Манчестер, на которой сразу же стали перевозить почту. Вскоре к Стефенсону пришло признание и он начал экспортировать свои локомотивы в другие страны Европы, которые вынуждены были строить колею в 1.435 м. В дальнейшем на эту ширину колеи были вынуждены равняться и другие паровозостроительные заводы. Так возникла международная железнодорожная колея, применение которой стало практически повсеместной. Исключение составляют железные дороги России, Испании и Ирландии. В этих странах при строительстве железных дорог использовались собственные проекты. Первая железная дорога в России длиной 24 версты, между Санкт-Петербургом и Царским Селом была торжественно открыта в 1838 году. После опробования нового вида транспорта почтовый департамент России решил воспользоваться им для пересылки почты. Было заключено специальное соглашение между почтовым департаментом и Обществом Царскосельской дороги по этому поводу. Так в России родилась железнодорожная почта. Ну а дальше развитие железнодорожной почты шло одинаково в различных странах. Новинки одних стран быстро перенимались, и при необходимости начинали использоваться и в других странах. Многие из читателей видели вестерны, фильмы США о жизни Дикого Запада, где довольно часто встречается сюжет об ограблении почтовых вагонов, которые в те далекие времена, кроме корреспонденции перевозили ценности и деньги. И хотя мы можем верить или не верить тому, что видим на экране, но сухая официальная статистика гласит: с 1891 по 1900 год при исполнении служебных обязанностей было убито 75, получило увечья 513 и ранено 1173 почтовых чиновника. Вследствие этого, развитие почтовых вагонов в США пошло несколько другим путем. На первом месте там стояли не удобства почтовых работников, а условия безопасности. Инженеры почтового департамента разработали специальный почтовый вагон, защищенный со всех сторон броней и имеющий амбразуры для стрельбы и специальные магниевые факелы, освещающие пространство на многие десятки метров.
Постепенно развиваясь, почтовые вагоны, стали очень удобны для работы. Каждый такой вагон в настоящее время представляет собой целый почтамт на колесах со всеми необходимыми приспособлениями для работы.
В 1974 году праздновал свой 100-летний юбилей вагоностроительный завод имени И.Е.Егорова. Этот завод замечателен еще и тем, что он выпускает специализированные почтовые вагоны. Вскоре после своего юбилея завод начал выпуск новой конструкции почтовых вагонов, Теперешний почтовый вагон служит не только для перевозки, обработки корреспонденции, но и оказания услуг населению. Все здесь предусмотрено для спокойной работы и отдыха: иногда бригада находится в пути две или три недели. Работники вагона принимают заказные письма, продают почтовые марки, карточки, конверты, бумагу. В почтовые ящики вагона опускают простые письма, как пассажиры поезда, так и жители городов и поселков, где почтовые поезда останавливаются. Когда состав отходит от очередной станции, из кладовой, куда только что была принята почта, мешки с корреспонденцией вносят в сортировочный зал, и все члены бригады приступают к разбору, сортировке и подготовке отправлений к предстоящему обмену. И, как любой почтамт, железнодорожный вагон имеет свои почтовые штемпеля, штампы, которыми удостоверяется факт доставки корреспонденции. Именно это обстоятельство нашло своих коллекционеров – почитателей. Основным коллекционным материалом «железнодорожной почты» являются почтовые отправления со штемпелями, подтверждающими факт их обработки в почтовых вагонах или в привокзальных почтовых отделениях связи. Ну и конечно почтовые марки, и специальные почтовые штемпеля железнодорожной тематики. А в некоторых странах даже используются специальные почтовые марки. Первая почтовая марка с железнодорожной тематикой появилась в США в 1869 году.
А родина железной дороги Англия – единственная страна, где имеется подземная почтовая железная дорога. Восемь ее станций соединены с основными сборными пунктами Британской почтовой службы. Поезда приводятся в движение и управляются автоматически.
Когда говорят о железнодорожных посылочных марках, то здесь, в первую очередь, можно привести пример почты Бельгии. В этой небольшой стране существует разветвленная сеть железных дорог (3667 километров), поэтому доставка посылок и бандеролей осуществляет специальное подразделение министерства транспорта. Для оплаты посылок выпускаются специальные марки, первая из которых вышла в 1879 году. Обычно такие марки называют «железнодорожными». За более чем 100 летнюю историю вышло довольно много «железнодорожных» марок, по которым можно изучать историю железнодорожного транспорта. Ну а почта выполняет эти же функции только там, где нет железной дороги. Такое вот разделение труда. Примерно то же можно сказать и о почте Австралии. Более подробно о посылочных марках написано в главе Марки посылочные (пакетные).
В заключении хочется отметить, что первая памятная марка в мире была выпущена в 1871 в Перу в честь открытия в этой стране первой железнодорожной линии. А самой редкой маркой железнодорожной тематики является почтовая марка США, из серии, выпущенной в 1901 году к выставке в Буффало. На марке номиналом 2 цента изображен паровоз. Несколько листов этой марки были отпечатаны с ошибкой «перевернутый центр».
Новоселов В.А. | 30.10.2008 |