![]() |
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам | |||||||||||
Знакомство с филателией / Эмиссионная политика почтовых администраций
Теоретически потребности почты в знаках почтовой оплаты могут быть удовлетворены одной стандартной серией марок. Например, Норвегия еще в 1872 году, начала выпускать одну из самых длинных в мире серий стандартных марок с изображением почтового горна. Дополняется она и в настоящее время, меняются полиграфические возможности, однако не принцип.
Несомненно современные коллекционеры не будут удовлетворены такой ситуацией. Мы так привыкли к красочным памятным почтовым маркам, что отказаться от них нет никакого желания. Однако и коллекционировать почтовые марки стран, которые выпускают новинки, чуть ли не ежедневно, нет ни желания, ни денег. Неумеренная эмиссионная политика ведет к тому, что коллекционеры перестают интересоваться выпусками этих стран, со всеми вытекающими последствиями.
Если использовать категории бизнеса, по почтовые марки это своеобразные акции, в которые многие коллекционеры просто вкладывают деньги. Как и любые ценные бумаги, почтовые марки могут повышаться и понижаться в цене, иметь ажиотажный спрос и бездну падения. Это зависит от экономического состояния населения и разумной эмиссионной политики почтовых администраций. Приведу классический пример из «жизни» марок. В 50-е и в начале 60-х годов цены на новые выпуски большинства стран Запада росли практически ежедневно. Начались спекулятивные закупки, тиражи распродавались в течение 1 – 2 дней. Некоторые дельцы стали продавать наборы марок через банки в качестве надежного и эффективного вложения капитала. Коллекционеры и торговцы накопили значительные запасы модных в ту пору знаков почтовой оплаты, вложив большие наличные деньги. Все это должно было когда-то кончиться. Исчезновение из обращения новинок, в связи с их почти мгновенной распродажей, заставляло почту увеличивать число выпусков и их тиражи. А это неминуемо влекло падение интереса к новинкам. Недостаток свободных денег и наметившийся в ряде стран экономический спад привели к тому, что на рынок было выброшено большое количество марок. Последовавшее за этим падение цен вызвало панику среди спекулянтов, и они стали избавляться от имевшихся запасов. В результате довольно стабильный филателистический рынок рухнул. Как видите, была создана обычная «марочная» пирамида, которая лопнула, как и любая другая. Но интересна реакция различных почтовых ведомств на потерю популярности собственных почтовых марок. Почтовым администрациям не следует брать пример с господина Мавроди, который, собрав «пирамидальные» деньги удалился с ними в отдаленные страны. Почтовой администрации нужно исправить свои ошибки и работать дальше. Почтовые ведомства, почувствовав угрозу своим доходам, стали принимать срочные меры. Почта Ватикана, например, восстановила платежеспособность ранее изъятых марок, поступивших в обращение после 1963 года. Аналогично поступила и почта Венгрии, вернув «права» всем выпускам с 1946 года. Почтовые ведомства Сан-Марино и некоторых других стран стали уничтожить свои запасы, чтобы уменьшить давление на рынок. В России же использовали одновременно оба варианта[1]. Некоторые страны из числа «неблагополучных» свели свои новые выпуски до минимума (Бурунди за 10 лет своего существования выпустила более 1500 марок, не считая беззубцовых, а в 1989 году – всего 9; Экваториальная Гвинея – за 7 лет около 1600 марок и 11 марок в 1989 году). Расставшись с «покровительством» филателистических агентств, и пересмотрев кардинальным способом свою эмиссионную политику, почтовые администрации только спустя много лет смогут исправить те ошибки, которые были сделаны раньше, и привлечь внимание филателистов к собственным знакам почтовой оплаты. Особенно тщательно должны продумывать свою эмиссионную политики почтовые администрации небольших островных стран, где экспорт почтовых марок является ощутимой статьей бюджета. Вот несколько характерных примеров. И еще министр заметил: «… если серий будет больше, то марки Виргинских островов утратят свою исключительность, если их станет меньше, нас забудут». Какие мудрые слова! К сожалению, прошло буквально несколько лет, сменилось правительство, и почтовая администрация Виргинских островов попала в руки английского филателистического агентства «Филателистс Лимитед». В юго-восточной части Тихого океана находится еще одно владение Великобритании – острова Питкерн, население которых составляет всего несколько сотен людей. Для островов Питкерн, экспорт почтовых марок[3] является очень важной составляющей бюджета. В 1971 году готовя новую серию о жизни островитян, художница Ж.Тумс, хотела рассказать обо всех важных сторонах жизни островитян. Был подготовлен сюжет и о сожжении вышедших из обращения почтовых марок. Эскиз почтовая администрация отклонила. А может и зря. Он показывает, что и в маленьких странах существуют здравомыслящие люди. Большой бизнес добрался и до великих филателистических стран, которые не всегда могут удержаться от соблазна, заработать за счет коллекционеров. Последние десятилетие на этот путь встала даже почтовая администрация США. В прошлом эмиссионная политика США никогда не вызывала нареканий. Как следствие этого, знаки почтовой оплаты США являются предметом коллекционирования у множества филателистов всего мира. Но в последнее время все чаще возникает крамольная мысль, что и почтовая администрация США попала под влияние корпорации Сэма Маломуда. ![]() Американские почтовые марки «сходят с конвейера», подобно фордовским автомобилям. Регулярно появляются большие серии в огромных листах. Всякий раз коллекционерам нужно долго ломать голову над тем, куда же поместить очередную новинку. Как правило, в стандартный альбом лист не помещается. Но такие пустяки почтовых чиновников не интересуют, лишь бы продать сотню-другую миллионов новых серий. Появляются голографические почтовые марки, круглые и пятиугольные. На любой вкус, причем многие серии выходят в листах, что побуждает покупать филателиста не одну серию, а, например, четыре серии, как это получилось с выпуском, посвященным известному астроному. Как жаль, что президенты США Клинтон и Буш не являются филателистами.
[1] Приказ № 213 от 17.12.98 года предписывает снятие с продажи и уничтожения знаков почтовой оплаты России 1995 – 1997 годов. Кроме того, оставшиеся у населения знаки почтовой оплаты этих лет могут использоваться по назначению с использование коэффициента деноминации 1998 года. [2] Входят в состав Великобритании в качестве зависимой территории. [3] Первая марка островов Питкерн вышла в 1940 году. Новоселов В.А. | 30.10.2008 |