Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Авиапочта /

100-летию первого чешского авиа перелета



Начало двадцатого века ознаменовалось стремительным техническим прогрессом. Автомобиль, радио, самолет просто на глазах становятся из экзотических новинок обыденными вещами.

Выдающимся событием в создании самолетов явилась конструкция аэроплана братьев Райт. 17 декабря 1903 года Орвилл Райт стал первым человеком, который пилотировал самолет в течение 12 секунд.  Однако самолет превратился из модной игрушки в транспортное средство лишь 25 июля 1909 года, когда французский летчик Луи Блерио впервые в мире преодолел пролив Ла-манш, разделяющий Францию и Англию.

JK06.JPGВ феврале 1911 года в индийском городе Аллахабаде состоялась большая коммерческая выставка искусств и ремесел. Именно здесь впервые состоялись показательные полеты самолета, на борту которого были почтовые отправления. В феврале 2011 года в столице Индии прошла Всемирная филателистическая выставка «Индипекс-2011». Она проходила под знаком столетия первого в мире авиа перелета, совершённого 18 февраля 1911 года по маршруту «Аллахабад-Наини». Дата этого перелета считается и датой рождения авиапочты.

Подобные авиа перелеты  совершали отважные авиаторы и в других странах. Просто об этом известно значительно меньше.  Вот одно из таких событий того же 1911 года. 13 мая 2011 года исполнилось  100 лет с момента первого исторического Чешского полета, который совершил  Ян Кашпар из Пардубице в нынешний район  Праги - Velka Chuchle.

Первый чешский летчик родился 20 Мая 1883 в семье важного пардубицкого сановника и акционера, председателя местного велосипедного клуба и владельца гостиницы Veselka, Франтишка Кашпара. Интерес  к технике рос  у маленького Яна вместе с повсеместным техническим прогрессом. К двадцати четырём годам  он окончил машиностроительный факультет Королевского Чешского Технического Университета в Праге. Автомобили тогда были его страстью, что не удивительно – в то время как авиация была еще "в пелёнках", автомобильное дело  развивалось быстро.

Первой профессией Яна была должность рабочего на заводе немецкой фирмы Basse und Selve – изготовителей алюминиевых нагревателей воды, выпускаемых в основном для дирижаблей, что стимулировало его интерес к полетам.  После ухода с завода, Ян Кашпар проработал чуть меньше года в автомобильной фирме Laurin & Klement, и, лишь затем вернулся в родной Пардубице. Осенью 1909 года Ян вместе со своим двоюродным братом Евгением Чигаком стали конструировать собственный аэроплан.  Толчком к этому послужил перелет Луи Блерио через пролив Ла-Манш.

JK02.JPGЗа основу этих разработок были взяты французские модели Блериот и Антуанетта, от ещё одного французского авиатора Юбера Латама. После многочисленных проб и ошибок  они изготовили свой летательный аппарат. Однако  при первой же попытке поднять аэроплан в воздух Кошпар его разбил. Так уж получилось, что мечта была, а самолета уже не было.  После этого было принято решение поехать в Париж и за свои деньги и деньги своего отца купить новый аэроплан. Он покупает машину Блэрио (Blériot XI). Но очередь на изготовление заказанного самолета растянулась  на несколько месяцев, поэтому нетерпеливый  чешский конструктор вновь принялся за разработку своего собственного самолёта.

Тем временем, изготовленный по его заказу Blériot XI, не дождавшись отправки в Чехию, сгорел прямо в ангаре французского производителя, что, ничуть не смутив Яна, подтолкнуло его к новым усовершенствованиям и упрощениям своей модели моноплана. К тому моменту конструктор уже не использовал в названии своей машины фамилию французского инженера, а просто называл его своими инициалами - JK.

JK03s.JPG16 апреля 1910 года инженер Кашпар совершил свой первый прямой полёт. Летел он на высоте 20-25 метров и проделал путь около двух километров. Тогда же он был признан общественностью, как первый чешский лётчик, а этот день считается днем возникновения чешской авиации.

Его полёты становились всё выше и дальше. 13 мая 1911 года  Ян Кашпар совершает первый дальний полёт – из Пардубице в пригород Праги – Велку Хухле, известный с 1906 года и по сей день, как единственный пражский ипподром. Но совершил его Ян Кашпар на Блэриоте, а не на самолете своей собственной конструкции, как приводят некоторые источники и энциклопедии. Этот самолет он уже в 1913 году подарил Национальному техническому музею в Праге.

Перелёт тот прошёл удачно и считается важнейшим историческим событием в чешской авиации. Более того, он оказался таким важным событием для чехов, что празднования этого юбилея растянулись почти на месяц!

Была организована поездка всех желающих из Праги до Пардубице на старом паровозе, а затем автобусами до небольшого авиа-музея – там начались празднования юбилея, с выступлением авиатехники  нескольких поколений – от монопланов до истребителей.

JK21s.JPG JK22s.JPG


JK01s.JPG
Петр Мара перед полетом.
В те же дни из Пардубице до Праги, совершил повторяющий известный перелёт Пётр Мара. Он, дождался лётной погоды и, поднявшись на высоту 150 метров, пролетел сто километров, разделяющих эти два города на специально изготовленной копии самолета Яна Кашпара.

Затем, уже через две недели в Праге, была выпущена почтовая марка, посвященная данному событию.  Завершилось же празднование юбилея перелета проведением традиционного авиа-шоу «Aviatická pouť».  В переводе с чешского слово «pouť» означает ярмарку, фестиваль, шествие, что подразумевает большое собрание людей. Подобные собрания организуются и проводятся вот уже 20 лет. И с каждым годом собирает всё больше и больше зрителей. Так в 2010-м на «Авиатицку Путь» съехалось 50 тысяч человек! Сколько было посетителей в этом, устроители мероприятия объявят позже – когда будут приглашать на своё очередное авиа-шоу в 2012-м. Но не трудно догадаться, что в этом году людей было не меньше. Ведь кроме непрекращающихся самолётных шоу, проходящих, между прочим, на действующем пардубицком аэродроме, всевозможных торгов, угощений, выставок и конкурсов, здесь в этом году отмечался один из самых важных государственных авиа-юбилеев!

Чешская почта, помимо выпуска марки, решила отметить юбилей сразу двумя спецгашениями – одним как раз на авиа-шоу в Пардубице, и вторым на пражском ипподроме. Первое прошло 4 июня, второе – на следующий день. Оба гашения проводили в передвижных почтовых отделениях – всё было удобно и отлично организовано, за исключением одного небольшого казуса.

JK04s.JPG

Адрес второго гашения был анонсирован заранее и указывал на некое почтовое отделение, расположенное поблизости с Ипподромом Velka Chuchle. Когда же мы с друзьями туда попали, то обнаружили там совершенно заброшенное помещение с выбитыми стёклами! От почты там остался лишь одинокий почтовый ящик…

Подавив в тот момент своё отчаяние, мы отправились на ипподром, в надежде там узнать что-нибудь. И каково же было наше удивление, когда мы увидели, что в одном из букмекерских окошек, разместилось почтовое отделение! Мы решили тогда, что это проказы хитрых чешских коллекционеров – указать неверный адрес, дабы отфильтровать количество будущих почтовых раритетов! Но, подумав, решили оставить это на их совести – ведь у нас всё вышло, как задумывалось. Мы погасили все сувенирные карточки и памятные листы, выпущенные почтой совместно с фестивалем Aviatická pouť, заново оклеенные марками КПД, и даже собственно изготовленные конверты с авторской линогравюрой – полный набор!

JK05s.JPG

В итоге, празднование столетия первого чешского полета прошло в лучших технических, организационных и почтовых традициях, и закончилось азартными криками, обращёнными к гнедым красавцам и их жокеям-хозяевам! Лучшего празднования, согласитесь, и не придумаешь!


Разработка «Наш ГОРОД»