Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Трибуна коллекционера /

Архитектура сталинских высоток в филателии

 

Сталинскими высотками в народе называют семь многоэтажных зданий, построенных в Москве в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века. После окончания Великой Отечественной  войны И.В. Сталин захотел увековечить в камне память о победе и одновременно создать парадное лицо Москвы – столицы государства-победителя.

ALV98.jpg

1 — Здание МГУ, 2 — Гостиница «Украина», 3 — Жилое здание на Кудринской площади, 4 — Здание МИД, 5 — Дворец Советов (не построен), 6 — Административное здание в Зарядье (не было построено, а вместо неё возвели гостиницу «Россия», которую со временем снесли), 7 — Гостиница «Ленинградская» ,  8 — Административно - жилое здание на площади Красных Ворот ,  9  — Жилое здание на Котельнической набережной (Википедия)

Оккупированные во время войны города еще лежали в руинах, народ голодал. В этих условиях только И.В. Сталин мог принять решение о строительстве дорогих высотных зданий, требовавших применения дефицитных ресурсов,  и в первую очередь высокопрочной стали для несущих каркасов зданий. 13 января 1947 года он подписал Постановление Совета Министров СССР № 53 о строительстве в Москве восьми высотных зданий.  Из них только одно (административное здание в районе Зарядье около Кремля) не было построено. Строительство его было начато, но затем прекращено с приходом к власти Н.С. Хрущев, который  развернул столь необходимую стране программу массового жилищного строительства. Реализация программы требовала максимальной экономии материальных и трудовых ресурсов. Но не обошлось без перегибов. Началась кампания по борьбе с излишествами и украшательствами в архитектуре. В результате  длительный период строили однотипные безликие здания, которые, хотя и решали жилищную проблему, но создавали унылую, совершенно не выразительную  застройку. На ее фоне построенные  ранее высотки, несмотря на их некоторую помпезность и декоративность,  оказались главными архитектурными памятниками середины прошлого века, которые до сих пор украшают Москву и создают ее неповторимый силуэт.

В 20-х годах XX века в архитектуре Советского Союза возникло новаторское, авангардное  направление, получивший название конструктивизм. Архитекторы – конструктивисты, воодушевленные революционными идеями, стремились создать новую архитектуру, отрицающую все старое. Основными чертами этой  архитектуры были строгость, лаконичность геометрических форм и монолитность образов. Первым сооружением в стиле конструктивизма, безусловно, является Эйфелева башня в Париже, сооруженная к Всемирной выставке 1889 года. Но как архитектурное направление конструктивизм создали советские архитекторы. В дальнейшем это направление стало основой функционализма, художественного стиля, который стал широко применяться во многих странах. Однако в начале 30-х годов против конструктивизма в архитектуре СССР начал выступать ряд маститых архитекторов. Их поддержала партийная пресса. Архитекторов-конструктивистов обвиняли в стремлении «к дешевым эффектам и псевдореволюционной новизне», бездуховности, «буржуазном формализме», забвении классических традиций. Многие из этих обвинений повторяли в послевоенное время при травле деятелей искусства.

Переломным моментом в советской архитектуре того времени стали конкурсы на проектирование здания Дворца Советов  и павильонов СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке.  Результаты конкурсов достаточно широко обсуждались общественностью. В результате на смену простым, лаконичным, функционально оправданным формам конструктивизма   пришла архитектура, отличительными чертами которой стало сочетание помпезности, роскоши и монументальности.

ALV96.jpg ALV99.jpg

Новый архитектурный стиль, который современные теоретики архитектуры называют советским монументальным классицизмом или сталинским ампиром, стал главным, официально поддерживаемым   архитектурным стилем СССР до начала 50-х годов. Поэтому не случайно, что практически все советские почтовые марки того времени приведены изображения зданий в стиле новой сталинской архитектуры. Здания еще не начинали строить, а некоторые и не построили совсем, но им посвящали серии марок. Такие серии  были выпущены в 1937 и 1950 годах.
                
Первую премию на конкурсе проектов Дворца Советов получило  предложение Бориса Михайловича Иофана (1876-1976). По его проекту здание Дворца Советов имело форму прямоугольной в плане трехступенчатой пирамиды. На верху пирамиды предполагалось установить скульптуру рабочего. Такая форма с древних времен использовалась для мемориальных и культовых зданий и сооружений.

Еще в древнем  Шумере в Междуречье строили храмы в виде многоступенчатых пирамид, зиккуратов, на верху которых устраивали святилища. Строительство зиккуратов продолжили в Древнем Вавилоне, Ассирии и других странах Азии.  Таким зиккуратом была легендарная Вавилонская башня, развалины которой обнаружил немецкий  археолог Роберт Кольдевейс примерно в 90 км южнее современного Багдада. Наиболее сохранившийся до наших дней зиккурат древности изображен на марке Ирана. Этот зиккурат  был построен в городе Уре  около 2047 года до н. э. в честь лунного божества Нанна.

ALV97.jpg ALV63.jpg

 
Храмы в виде ступенчатых пирамид строили также майя в Доколумбовой Америке. Характерные примеры ступенчатых пирамид древности показаны на приводимых ниже почтовых марках. Форма зиккурата была успешно использована А.В. Щусевым для мавзолея В.И. Ленина.

ALV94.jpg ALV95.jpg

  
Кхмерский храм  в Баксей Шамронг, Камбоджа  (10 век)

Пирамида майя Кукулькана в Чичен-Ица, Мексика (включена в список новых семи чудес света)    

ALV92.jpgОкончательное проектирование Дворца Советов поручили авторскому коллективу в составе архитекторов  Б.М. Иофана (руководитель), В.Г. Гельфрейха и В.А. Щуко. Были внесены некоторые изменения в премированный проект Б.М. Иофана. Значительно увеличили высоту  здания, предусмотрели установку на верху здания гигантской фигуры В.И. Ленина, прямоугольную форму  в плане ярусов заменили на круглую. В обсуждении изменений принимал активное участие сам И.В. Сталин, который, как подсчитано, 17 раз встречался  для обсуждения проекта с Б.М. Иофаном. Степень внимания к этому проекту можно лишний раз подчеркнуть тем, что изображение Дворца Советов появлялась не только на почтовых марках и карточках. Население страны могло видеть Дворец Советов и на обложках журналов и даже на упаковке шоколада.

 

 

ALV93.jpg

ALV91.jpg

   
Строительство здания Дворца Советов прервала война. Смонтированные конструкции были разобраны и использованы для нужд военного времени. Но проектирование здания оставило значительный след в советской архитектуре.

После окончания войны было решено построить в Москве восемь высотных зданий. Постановлением  Совета Министров № 53 было предписано, что  пропорции и силуэты высотных  зданий должны быть увязаны с исторически сложившейся архитектурой города и силуэтом будущего Дворца Советов. Это указание предопределило одинаковый архитектурный стиль всех зданий, хотя каждое из них имело свое оригинальное решение.

И.В. Сталин внимательно следил за процессом проектирования и строительства московских высоток. Хотя он не разу не встречался авторами их проектов (в отличие от проектирования Дворца Советов), но косвенно  оказывал существенное  влияние на ход проектирования. М.В.  Посохин, автор одной из сталинских высоток,  вспоминал: "О вкусах И. В. Сталина мы, молодые архитекторы, узнавали через вышестоящих людей и рассказы окружающих. Видеть и слышать его мне не приходилось. Особенно четко его вкусы проявились при проектировании высотных домов в Москве, увенчанных по его желанию остроконечными завершениями (говорили, что Сталин любил готику)".

Архитектор Б.М. Иофан, которому сначала было поручено проектирование высотного корпуса МГУ, предполагал установить на верху здания (по аналогии с проектом Дворца Советов) скульптуру М.В.Ломоносова, но  затем, по переданному ему указанию И.В. Сталина, предусмотрел завершение здания шпилем с пятиконечной звездой. Высотное здание Министерства Иностранных Дел  первоначально  также не имело шпиля. Когда здание было уже полностью возведено,  И.В. Сталина дал указание добавить шпиль. Для устройства шпиля потребовалось сделать большие отверстия в уже выполненных железобетонных перекрытиях верхних этажей, а сам шпиль для облегчения конструкций был облицован кровельным железом без облицовки керамикой, как это было сделано в остальных высотках. Поэтому шпиль требует весьма частой покраски для предотвращения коррозии.

Таков основной «творческий» вклад И.В. Сталина в проектирование высоток его имени, но нельзя отрицать, что именно он явился инициатором их строительства, а сталинские высотки, несомненно, до сих пор являются главными градостроительными доминантами Москвы и определяют ее архитектурный образ.

ALV90.jpgВсе высотки были заложены в годовщину 800-летия Москвы, которая торжественно отмечалась 7 сентября 1947 года. В ознаменование этой даты на четырех марках 1946 года серии «Виды Москвы» в сентябре 1947 года была выполнена красная надпечатка, отмечающая этот юбилей. 

К проектированию московских высотных зданий были привлечены архитекторы и инженеры уже зарекомендовавшие себя постройками в стиле  сталинской архитектуры.  Многие построенные по их проектам здания получили отражение в филателии.

В 1950 году была выпущена серия «Архитектура Москвы. Проекты высотных зданий». На восьми марках серии были приведены проекты всех высотных зданий, первоначально намеченных к строительству. Почтовые марки с изображением сталинских высоток, кроме Главного здания МГУ, здания Министерства Иностранных Дел  и гостиницы «Украина», в дальнейшем  не издавались. Но  изображения этих зданий имеются на многих художественных маркированных конвертах (ХМК) и открытках. Поэтому их можно использовать для сравнения первоначальных замыслов авторов проектов с реализованными на практике вариантами.


CLV70.JPGСамым высоким из семи построенных высотных зданий является Главное здание Московского Государственного Университета  (МГУ) на Воробьёвых (быв. Ленинских) горах. Его высота (вместе со шпилем) – 240 м. Здание построено в 1949-1952 гг. Основной архитектурный замысел проекта разработал Б.М. Иофан, но который затем был отстранен от проектирования, а дальнейшее проектирование было поручено новому авторскому коллективу во главе с архитектором  Л.В. Рудневым
 
История Главного здания МГУ в филателии подробно рассмотрена в нашей статье «Главное здание МГУ – один из символов Москвы», опубликованной в предыдущем номере журнала «Мир марок».  Здесь дополнительно рассмотрим вопрос об исторических прототипах пространственной композиции Главного здания МГУ в виде центральной высотной части  и четырех боковых, более низких объемов с башенками на верху каждой из них.  

В советское время теоретики архитектуры находили аналогию такой композиции с традиционным завершением русских православных церквей пятью куполами, в которых барабан центрального купола был более высоким. Тем самым пытались подчеркнуть связь архитектуры высотки с традициями древне русской архитектуры. Современные  теоретики архитектуры увидели большое сходство пространственной композиции Главного здания МГУ с храмом Ангкор-Ват в Камбодже. Не известно,  опирался ли Б.М. Иофан на  архитектурные образцы прошлого при выборе композиционного решения Главного здания МГУ, но можно лишь еще раз повторить, что все новое – это хорошо забытое старое.

ALV89.jpg ALV88.jpg

ALV87.jpgВторая по высоте сталинская высотка – здание, расположенное на берегу Москвы-реки на пересечении Кутузовского проспекта и Нового Арбата. Здание включает гостиницу, которая  первоначально называлась «Украина», и жилые корпуса.  Центральный высотный объём здания имеет 34 этажа, а его высота (вместе со шпилем) 206 м.  Здание построено в 1953-1957 годах, а в 2005 -2010 годы было капитально отремонтировано и объявлено памятником истории и культуры. Современное официальное название  гостиницы - «Рэдиссон Ройал». Строительство  здания гостиницы было начато значительно позже других сталинских высоток, но его вид практически не изменился по сравнению с первоначальным проектом. В этом легко убедиться, сравнении изображения проекта здания на марке 1950 года и  фотографии построенного здания на ХМК. Высотное здание гостиницы изображено также на почтовой марке олимпийской серии1980 года, где оно замыкает перспективу застройки Нового Арбата.  
       
Главный архитектор проекта высотного здания - Аркадий Григорьевич Мордвинов  (1896—1964) в 1950-1955 годы был  Президентом Академии архитектуры СССР. В довоенное время А.Г. Мордвинов занимался реконструкцией Тверской улицы, которая в то время называлась улицей Горького. По его проектам построено 4 жилых домов в начале  четной стороны улицы (от Охотного ряда). Одно из них (дом № 6) изображено на почтовой марке 1947 года в серии 800-летие Москвы.

ALV86.jpg

ALV85.jpg26-этажный жилой дом на Котельнической набережной -  третья по высоте сталинская высотка (176 м).  Один из боковых корпусов здания был построен в 1938-1940 годах. Автор проекта архитектор  Дмитрий  Николаевич Чечулин (1901-1981) еще в довоенное время предлагал запроектировать высотный центральный корпус здания. Высотная, ступенчато-башенная композиция была использована им в павильоне Московской, Рязанской и Тульской областей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в Москве (павильон изображен на почтовой марке 1940 года серии, посвященной выставке).  Такая композиция в дальнейшем стала характерной для всех сталинских высоток. Из довоенных построек в серии 1938 года  «Московский метрополитен. Строительство второй очереди» приведены марки с изображением станции «Киевская» (радиальной линии) и наземный вестибюль станции метро «Динамо», автором которых был Д.Н. Чечулин.  На марке серии 1939 года  «Реконструкция Москвы» этот вестибюль снова повторен, но в другом ракурсе. 
                

ALV84.jpg

Центральный объём высотного здания Министерства иностранных дел на Смоленско-Сенной  площади имеет 27 этажей, высота здания — 172 м. Здание построено в 1948—1953 годах. Первоначальный вид здания (без шпиля)  изображен на марке СССР 1950 года из серии «Проекты высотных зданий», а современный вид построенного здания – на марке России 2002 года  из серии «Министерства Российской Федерации». Шпиль здания, в отличие от всех остальных сталинских высоток, не увенчан пятиконечной звездой. ХМК.  Авторы проекта здания МИД - архитекторы Владимир Георгиевич Гельфрейх (1885—1967) и  Михаил Адольфович Минкус (1905 — 1963).

ALV83.jpg ALV82.jpg

Важнейшие постройки В. Г. Гельфрейха, выполненные им в довоенные годы в соавторстве с академиком  архитектуры В. А. Щуко, получили широкое отражение в советской филателии. Пропилеи Смольного (1923 г.)  и памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала (архитектура постамента, 1926 г.) приведены на марках 1953 года из серии «Виды Ленинграда». Новое здание Государственной библиотеки имени В.И. Ленина  в Москве (1928-1940 годы) изображено на марке 1939 года из серии «Реконструкция Москвы», на марке и блоке 1957 года из серии «VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Виды Москвы». Здание Ростовского академического театра драмы им. М. Горького (1930—1935 гг.) приведено на марке 1983 года. Проект Дворца Советов, выполненный в соавторстве с  Б.В. Иофаном и В. А. Щуко, изображен на марке и блоке 1937 года в серии «Архитектура новой Москвы». 

 Из построек М.А. Минкуса в филателии получили отражение Большой Каменный мост (соавторы: инж. Н.Я Калмыков, арх. В. А. Щуко  и В.Г. Гельфрейх ; мост построен в 1938 г.) и станция  метро «Ботанический сад» (1952 г., с 1966 г. — «Проспект Мира»; соавтор В.Г. Гельфрейх.). Мост изображен на марке 1947 года из серии «800-летие Москвы», а станция метро на марке 1952 года из серии «Московский метрополитен. Открытие второго участка кольцевой линии».

ALV80.jpgЖилой дом на Кудринской площади  (быв.  Площади Восстания)  имеет высоту с башней и шпилем  156 м.   Центральный корпус – 24-этажный, боковые - 18 этажные. Строительство осуществлено 1948-1954 гг.

Высотный жилой дом сооружен по проекту архитекторов М.В.Посохина и А.А. Мндоянца. Это была первая значительная работа Михаила Васильевича Посохина (1910-1989), который затем проектировал и строил дома на улице Чайковского, Хорошевском шоссе, руководил планировкой и застройкой жилого массива Хорошево — Мневники. Крупнейшие постройки М.В. Посохина - здание Кремлевского Дворца съездов, здание СЭВ, застройка Нового Арбата. (быв. Калининского проспекта). Эти здания многократно изображались на почтовых марках и других филателистических материалах.

ALV81.jpgАдминистративно-жилое здание у Красных ворот состоит из 24-этажного центрального корпус высотой 138 м, и двух жилых корпусов высотой 11 до 15 этажей. Из здания имеется вход в станцию метро «Красные Ворота». Здание расположено в самой высокой части Садового кольца. Построено в 1947 -1952 годы. Архитекторы, авторы проекта Алексей Николаевич Душкин (1903-1977) и  Борис Сергеевич Мезенцев (1911-1970).
 
А.Н. Душкин – автор пяти станций московского метрополитена, четырех железнодорожных вокзалов и многих других зданий. Три запроектированные им станции метро изображены на почтовых марках. В серии марок 1938 года «Московский метрополитен. Строительство второй очереди» имеются марки с изображением станций «Площадь Революции» и «Маяковская», автором проектов которых был  А.Н. Душкин. Станция «Маяковская» изображена еще раз на марке серии 1947 года «Московский метрополитен (2-я и 3-я очереди). Станция метро «Новослободская» приведена на марке 1952 года из серии «Московский метрополитен. Открытие второго участка кольцевой линии».


Б.С. Мезенцев, кроме высотного здания у Красных ворот,  запроектировал несколько железнодорожных вокзалов, жилые кварталы на Юго-Западе Москвы, реконструировал здание уголовного розыска, расположенный на Петровке 38, мемориальный ленинский комплекс в Ульяновске. Последний дважды изображен на почтовых марках СССР 1971 и 1990 годов.

ALV79.jpgСамое низкое здание  из сталинских высоток - 17-этажная гостиница «Ленинградская» (ныне - «Хилтон Москоу Ленинградская»)  на Каланчевской улице (136 м). Гостиница, построенная в 1949-1954 годах, удачно замыкает перспективу Комсомольской площади. Архитектурное решение гостиницы отличается тщательной проработкой деталей. Интерьеры выполнены в стиле русской храмовой архитектуры и русского барокко. Пышная архитектура интерьеров вызвала гневную реакцию Н.С. Хрущева, который в пылу борьбы с излишествами в архитектуре лишил архитекторов-авторов проекта ранее присужденной им Сталинской премии. В настоящее время гостиница капитально отремонтирована с достаточно бережным сохранением прежней архитектуры. Архитекторы, авторы проекта гостиницы, - Леонид Михайлович Поляков (1906-1965) и Александр Борисович Борецкий. (1911-19??).

Кроме гостиницы «Ленинградская», на почтовых марках изображены сооружения Куйбышевского гидроузла (серия 1951 года «Стройки коммунизма»), Волго-Донского судоходного канала (серия  1953 года),  построенные по проектам архитектора Л.М. Полякова.

 

ALV78.jpg

ALV77.jpgНепостроенная высотка  в Зарядье должна была иметь высоту 275 м, т.е. быть выше Главного здания МГУ. Строительство восьмой высотки рядом с Кремлем могло разрушить исторически сложившийся неповторимый архитектурный ансамбль Красной площади. Поэтому удачно, что ее не построили.  Архитектор проекта - Д. Н. Чечулин, который одновременно проектировал высотный жилой дом на Котельнической набережной.

Все сталинские высотки выполнены в едином архитектурном стиле. Основные черты этого стиля: ступенчато-башенная композиция с завершением здания шпилем, использование элементов классицизма, готики и древнерусской архитектуры. Ступенчато-башенные сооружения являются естественным продолжением архитектуры ступенчатых пирамид древности, о которых уже говорилось в связи со зданием Дворца Советов.  Такая форма широко использовалась при строительстве башенных сооружений (наблюдательных и оборонительных башен, колоколен, минаретов и других). Многочисленные примеры ступенчато-башенных сооружений имеются на марках.  Четкую ступенчато-башенную форму имеет Боровицкая башня Московского кремля. Эта  башни  видна слева на марке СССР 1987 года «С Новым 1988 годом!» и на почтовом  блоке России 1996 года «100 лет трамвайного движения в России». Выпущено также несколько ХМК и почтовых открыток с изображением башни.

Башня  Сиююмбеке Казанского кремля по архитектуре схожа с Боровицкой башней Московского кремля.  А.В. Щусев при перестройке Казанского вокзала в Москве для зрительной связи его с Казанью использовал форму башни Сиююмбеке для башенной части вокзала, что наглядно видно при сравнении изображений башни в Казани и вокзала в Москве.    

ALV75.jpg ALV74.jpg

Все сталинские высотки имеют остроконечные завершения – шпили. Шпили особенно широко  применялись в готической архитектуре при строительстве храмов. Они зрительно увеличивали их высоту, подчеркивая величественность здания, символизировали устремленность вверх, к Богу и одновременно являлись градостроительными ориентирами. Позже шпилями стали завершать многие здания ратуш. Многочисленные примеры зданий со шпилями имеются на марках. Ниже показаны некоторые их них.

ALV73.jpg ALV72.jpg

Кельнский собор 

Венская ратуша

Для русской архитектуры шпили не очень характерны. Чаще башенные сооружения завершали шатровыми покрытиями. Шатер, в отличие от шпиля, имеет менее вытянутую по высоте форму и более широкое основание, хотя нельзя указать четкую границу между шатром и шпилем. Шатровые покрытия с давних времен применяли на Руси для покрытия  деревянных одностолпных храмов и колоколен. Конструктивная форма деревянных шатров была позже использована для каменных зданий. Одним из первых зданий с шатровым покрытием  является церковь Вознесения в Коломенском, показанная на фрагменте почтовой карточки.

ALV71.jpg

Шатровое покрытие имеет центральный объем собора Покрова, что на Рву, называемого чаще Собором Василия Блаженного. Каменные башни Московского кремля, построенные итальянским архитектором Солярии,  первоначально не имели шатровых покрытий, но позже в 17 веке были надстроены и получили шатровые завершения. Поэтому шатровые покрытия считают характерной чертой русской национальной архитектуры. Шпили сталинских высоток с большой натяжкой можно назвать шатровыми покрытиями. Они более похожи на шпили,  применявшиеся в готической архитектуре.
 
В архитектуре сталинских высоток использованы многие приемы классицизма времен Римской Империи, для которого было характерно украшение  фасадов  скульптурами, декоративными розетками, мозаичными панно и т.п.  Входы в здания оформлялись в виде многоколонных портиков. Многие из этих элементов широко использовали при проектировании высотных зданий.

ALV70.jpg ALV69.jpg

Триумфальная арка

Колизей в Риме


Архитектурный стиль сталинских высоток оказал влияние на архитектуру некоторых  зданий, построенных в начале 50-х годов прошлого века в Москве и других городах Советского Союза, а также  в странах бывшего социалистического лагеря. Однако развернутая Н.С. Хрущевым борьба с излишествами в архитектуре привела в СССР  к  быстрому прекращению использования стиля сталинских высоток,  хотя в других странах (особенно в Китае и Северной Корее)  этот стиль продолжали использовать значительно дольше. Наиболее яркими примерами построек в стиле сталинских высоток являются здание Академии наук Латвии в Риге (1952-1958 гг.), Дом культуры и науки в Варшаве (1952-1927 г.) и полиграфический комбинат «Скинтеи» («Дом свободной прессы») в Бухаресте (1952-1956 гг.).

ALV68.jpg

ALV67.jpg  ALV66.jpg

Через пол века после окончания строительства сталинских высоток к ним снова проявился интерес. В Москве на Соколе в стиле сталинских высоток построено высотное здание «Триумф-Палас» (высота 264,1 м), а в Саудовской Аравии в Мекке построен небоскреб, Часовая Королевская башня которого на конец 2012 года является второй в мире по высоте (601 м). Архитектурная композиция небоскреба отдаленно напоминает сталинские высотки, хотя это совпадение, наверняка, случайное.
 

ALV65.jpg

«Триумф-Палас», Москва, Чапаевский­ пер. 3. (Фото­ - Борис Бочкарев, ­http://bochkarev-msc.livejournal.com ) 

 ALV64.jpg

Небоскреб "Часовая Королевска­я башня", Мекка, Саудовская­ Аравия  


Разработка «Наш ГОРОД»