Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



Конденсатоотводчик gestra конденсатоотводчики gestra teplosity.ru.
   
Словарь терминов

В любой предметной области для ее описания существует огромное количество специализированных слов и словосочетаний. Люди искушенные ориентируются в них легко. Для новичков же порой не всегда просто разобраться в их обилии. Данный раздел поможет начать ориентироваться в терминах филателии и чувствовать себя уверенно, разговаривая с коллегами «на одном языке».

Алфавитный указатель: А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Я


Марка Морской Почты

Специализированный знак почтовой оплаты для франкировки отправлений, пересылаемых на борту морских судов.

Издавна парусные корабли бороздили моря и океаны, омывающие все континенты. На судах перевозились грузы из европейских метрополий в колонии и обратно. При этом на корабли попадала и почта, однако рейсы были нерегулярные и адресаты могли ждать свою почту месяцами, а то и годами. Все это уже не отвечало требованием времени, и в разных странах начали появляться попытки организации регулярной морской почты.

Еще в XVII веке начальник почтового управления генерал-почтмейстер П. Шафиров, приехав из Москвы в Петербург, высказал Петру I мысль о пользе перевозки почты за рубежи страны на парусных судах. Петр одобрил идею Шафирова и приказал выделить для этой цели два фрегата. Корабли, соответствующим образом переоборудованные для нужд почтового дела, стали называться почтовыми пакетботами. С 1723 года они начали регулярные рейсы из Кронштадта в Любек. Суда с почтовым грузом шли через Балтийское море, огибая M01s.JPGЛифляндию и Курляндию, побережье Германии, и входили в Любекский порт. Здесь с пакетботов сгружали почтовые отправления и переправляли их дальше, в другие европейские страны. Новая морская почта была существенным дополнением к сухопутной, которая шла из России через Ригу и Вильно. Еще при жизни Петра I в Петербурге была построена почтовая пристань. Перевозка почты на судах продолжала развиваться и в других странах.

До появления пароходов регулярной морской почтовой связи не существовало. Мешки с почтой перевозились парусниками от случая к случаю. Регулярно почта перевозилась лишь по внутренним морям либо между островами и группами островов.

Самым первым напечатал собственную почтовую марку в 1847 году хозяин корабля «Леди Мак-Лауд» Девид Брис, который совершал рейсы между между портами острова Тринидад Порт-оф-Спейн и Сан Фернандо. Вместе с грузами перевозилась и почта, для оплаты которой и использовались эти безноминальные марки. Эти марки при оплате писем вначале гасились пером, но со временем во избежании повторного использования стали производить очень кардинальное гашение - просто отрывали кусочек марки вместе с частью конверта.

M02s.JPG M03s.JPG

101_1.jpg

 В 1856 году появились две марки, выпущенные французской судоходной компании «Братья Готье и Компани». Небольшой тираж и краткое время использования этих марок (февраль – ноябрь 1856) привели к тому, что они попали в разряд филателистических раритетов. В 1875 году в Мексике появились почтовые марки для морской почты.

102.jpg
M04.JPG

1875. Мексика

В середине XIX века Россия вела оживленную торговлю с Турцией, которая очень нуждалась в товарах легкой промышленности. Турции поставлялись различные ткани, сахар, спички и т.п. Взамен она посылала в Россию так называемые "колониальные товары" - кофе, табак, пряности. Из-за отсутствия прямого железнодорожного пути грузы перевозились по Черному морю. Но Турция не имела торгового флота. Поэтому стали появляться русские пароходные компании и общества, которые взяли в свои руки и очень выгодное дело перевозки грузов.

107.jpgМногие коммерсанты стремились получить право перевозить пассажиров и грузы по воде. Наиболее крупным из пароходных обществ было созданное в 1857 году Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), превратившееся со временем в некую самостоятельную державу. Почтовый департамент заключил с РОПиТом в 1862 году особый договор, по которому «Общество в вознаграждение за прием и выдачу писем в портах Турции, Египта, Болгарии, Ливии и других стран Востока получало 25% сборов, поступающих в почтовый доход за пересылку корреспонденции по Черному морю».

РОПиТом были учреждены рейсы между Таганрогом, Феодосией и Константинополем, Редут-Кале и Трапезундом, они стали заходить и в Дарданеллы, Хиос, Латакию, Триполи, Яффу и многие другие порты. Флот РОПиТа состоял из более чем 80 кораблей.

Со временем для сопровождения корреспонденции, отправлявшейся на пароходах, стали посылать почтальонов. Потом появились специальные почтовые чиновники, свои почтовые штемпеля.

С 1867 года Русскому обществу пароходства и торговли были переданы все почтовые операции на Востоке. Выручка за перевозку простых и страховых писем и бандерольных отправлений, следующих из России на Восток, шла полностью почтовому управлению. Зато плата за письма, идущие с Востока в Россию, целиком поступала Обществу. Таким образом, доходы были поделены между почтовым ведомством и РОПиТом. Однако казенная корреспонденция перевозилась на пароходах РОПиТа бесплатно. В договоре говорилось также о том, что при каждом агентстве РОПиТа Общество должно иметь вывески «Русская почта». Таким образом, агентства представляли собой филиалы российской почты за рубежом.

104.jpgДля отправки почты в Турцию даже были выпущены особые марки. Они называются марками Леванта (для восточной корреспонденции). Первая марка достоинством 6 копеек за 1 лот предназначалась для отправки в Турцию бандеролью печатных изданий: газет, журналов, книг. Вышла она в 1863 г. На четырехугольной марке был изображен в центре двуглавый орел, а вокруг него по кругу надпись «бандерольное отправление на Восток».

В договоре между Почтовым департаментом и РОПиТом от 8 июня 1872 года говорится: «Ст. 5: ...Марки (Русского общества) должны служить исключительно для оплаты:

а) корреспонденции, следующей с Востока в Россию;

б) пересылки морем до Одессы корреспонденции, следующей из турецких портов в Европу транзитом через Россию. За доставку же от Одессы за границу оплата производится только государственными почтовыми марками, которые могут быть приобретены Обществом по номинальной цене».

Нужно сказать, что за перевозку корреспонденции по морям на пароходах РОПиТа бралась немалая дополнительная плата в размере 20 копеек за лот. За бандероли с газетами и журналами бралось дополнительно по 6 копеек с лота.

И в дальнейшем РОПиТ выпускал собственные почтовые марки. В 1907 году, когда отмечался 50-летний юбилей компании, то были выпущены очень символичные марки. Они были сделаны по образцу общегосударственных марок, но в центральной части вместо государственного герба было изображение корабля и юбилейные даты. Так компания РОПиТ достаточно серьезно хотела показать свое монопольное положение в данной области.

105.jpg 106.jpg 108.jpg
M06s.JPG
Разработка «Наш ГОРОД»