Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



   
Словарь терминов

В любой предметной области для ее описания существует огромное количество специализированных слов и словосочетаний. Люди искушенные ориентируются в них легко. Для новичков же порой не всегда просто разобраться в их обилии. Данный раздел поможет начать ориентироваться в терминах филателии и чувствовать себя уверенно, разговаривая с коллегами «на одном языке».

Алфавитный указатель: А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Я


Цельные Вещи

Обобщенное название конвертов, почтовых листов, аэрограмм, карточек, секреток, бандерольных лент, формуляров и бланков с напечатанным знаком почтовой оплаты.

Считается, что первая цельная вещь даже старше почтовой марки. История ее появления такова: арендатор парижской почты граф Жан-Жак Ренуар де Виллайе (Jean-Jacques Renouard de Villayer) получил от Людовика XIV привилегию на организацию городской почты Парижа. Встав во главе городской почты, граф приказал установить в разных местах Парижа 11 почтовых ящиков, в которые можно было опускать письма. Предварительно были установлены единые тарифы и введена предварительная оплата отправлений.

Для этой цели были выпущены специальные ярлыки (лентообразная бандероль) с надписью «Свидетельство об уплате почтового сбора» на одной стороне и «почтовый сбор оплачен, …... 1653 года» на другой. Они продавались по цене в 1 су (5 сантимов или 1/20 ливра) не только у специального чиновника в королевском дворце, но и у швейцаров, в монастырях и т.п. Ярлыки нужно было прикреплять к письму таким образом, чтобы почтовый чиновник мог легко отделить их. Разрешалось прикладывать к письму и вторую оплаченную, но не заполненную квитанцию – своеобразное письмо с оплаченным ответом. Выемка почты из ящиков производилась трижды в день, письма доставлялись в центральное отделение, где ярлыки удалялись и, для предотвращения их повторного использования, уничтожались (до наших дней не дошло ни одного экземпляра такого ярлыка). Затем письма доставлялись адресатам.

602.jpgСледующим претендентом на звание первой цельной вещи стали листы почтовой бумаги названые Carta postala bolata (штемпельная почтовая бумага), выпускаемые в Сардинии с 1819 года. Они продавалась по цене в 15, 25 и 50 чентазими.

От номинала зависело расстояние доставки. Цена указывалась в штемпеле. Вместе с ценой на штемпеле был изображен мальчик на коне, трубящий в почтовый рожек. Форма штемпеля зависела от цены листа (соответственно круглый, овальный, восьмиугольный). По рисунку эти листы именуются у коллекционеров «маленькие всадники» или «маленькие лошадки». Бумага продавалась во всех королевских конторах и табачных лавках. В 1837 году листы изъяли из обращения. Это были первые в мире почтовые листы.

601.jpg

Сардиния. Почтовый лист образца 1820 года.

Считается что в 1820 году владельцу писчебумажного магазина в английском городе Брайтон Бреверу (по некоторым источникам Бремеру) пришла в голову счастливая мысль. Он решил изготовлять специальные пакеты, чтобы продавать их вместе с листками бумаги. Сначала он сделал небольшую партию таких пакетов и раздавал их в виде бесплатного приложения к купленной у него бумаге. Новинка пришлась по вкусу. Теперь уже все хотели отправить свои письма непременно в «пакетах мистера Бревера». Только вот выкраивать и клеить их не каждому хотелось. Да и не всякий умел это делать хорошо. Предчувствуя большой успех, мистер Бревер поручил изготовление почтовых пакетов двенадцати специальным предприятиям. Он даже придумал машину для изготовления конвертов.

А чуть позднее «пакеты мистера Бревера» стали называться «конвертами» – от английского слова «tо cover» (закрывать). Так, благодаря выдумке торговца и стремления общества не отстать от моды, и появился современный конверт. Еще через несколько десяток лет идея предварительного нанесения клеевого слоя на клапаны конверта озарила француза Пуарье. До этого письма скреплялись сургучом или специальной облаткой.

604.JPGПервый же маркированный конверт появился в Новом Южном Уэльсе (Австралия) в 1938 году. Там были выпущены конверты с вытесненным на них королевским гербом. В стоимость конверта включалась и оплата почтовой доставки. Эти конверты предназначались для местной корреспонденции и продавались по цене в 1 1/4 пенса, в то время как отправка обычного письма обходилась в 2 пенса.

Постепенно маркированные конверты получили популярность. А в некоторых странах маркированный конверт вышел даже раньше первых национальных почтовых марок. Так произошло и в России. Первым использовало штемпельные конверты почтовое ведомство Финляндии, входившей в ту пору в состав России. Великое княжество Финляндское пользовалось некоторыми привилегиями, среди которых – право на организацию собственной почты, фактически независимой от российской. В Санкт-Петербурге пересылка писем в «штемпельных кувертах» (так называли в те времена маркированный конверт) началась с 1 декабря 1845 года.

603.jpg

1884. Гавайский маркированный конверт.

В 1867 году книготорговцы из Лейпцига Фридлейн и Парбубиц обратились к германским почтовым властям и фон Стефану с предложением о выпуске «универсальных почтовых карточек». По их проектам, на одной стороне такой карточки должен быть знак почтовой оплаты и место для адреса, а другая сторона должна содержать около тридцати различных «универсальных» фраз на все случаи жизни.

Тем временем идея почтовой карточки была претворена в жизнь в другой стране. В 1869 году в венской газете "Neue Freie Presse" появилась статья профессора Военной Академии в Винер-Нойштадте доктора Эмануэля Геррмана, в которой он предложил ввести почтовую карточку и определить плату за ее пересылку в 2 крейцера. Таким образом, плата за почтовую карточку приравнивалась к плате за пересылку печатных материалов. Профессор Геррман назвал такую карточку «почтовой телеграммой» и ограничил объем ее текста двадцатью словами. Одновременно он выразил надежду, что осуществление его проекта выдвинет Австро-Венгрию в ряды передовых стран Европы в этой области.

Проект венского профессора был воспринят благожелательно и был реализован австро-венгерскими почтовыми властями, причем без ограничения объема текста, поскольку количество слов в этом случае не имело значения. И вот, 22 сентября 1869 года в Австро-Венгрии появилась первая почтовая карточка с отпечатанной маркой достоинством в 2 крейцера, которая официально называлась: «Карточка для корреспонденции». Осторожность, с какой вводилась карточка для корреспонденции, вполне объяснима, если вспомнить, что это было время, когда все письма, как правило, посылались отправителем с сургучной печатью.

Ну а далее, почтовая карточка, подобно почтовой марке, стала стремительно завоевывать мир. В последующие годы почтовые карточки выпустили почти все почтовые ведомства мира.

Первая в России немаркированная почтовая карточка называлась «Открытое письмо» и была введена с 1 января 1872 года.

605.jpg

Почтовая карточка земской почты России Псковского уезда Псковской губернии.

В некоторых странах в обращении находятся так называемые секретки, представляющие собой по сути дела двойную открытку, снабженную по внутреннему краю гуммировкой, отделенной от остальной площади секретки перфорацией. Текст пишется на внутренней стороне секретки. Затем она заклеивается и пересылается адресату. Получатель, вскрывая секретку, попросту обрывает склеенный край, отделенный перфорацией.

Секретка была изобретена в 1871 году венгром Кароли Акином, а в 1879 году впервые официально введена для пневматической почты в Париже. Для обычной почты впервые секретки были выпущены Бельгией в 1882 году. В России первая секретка появилась в 1890 году.

В конце XIX – начале XX веков секретки получили широкое распространение. Преимущества такого вида цельных вещей для почтовой переписки очевидны. Не нужно конверта: секретка одновременно служит и конвертом и бумагой для письма, и, в отличие от почтовой карточки, прочесть текст, не вскрыв ее, невозможно. Однако в связи с трудностями полиграфического исполнения интерес к изданию секреток стал заметно падать, и сейчас их выпуск почти везде прекращен.

609.jpg

1890-е годы. Австрия. Секретка для пневмопочты.

Прекращение выпуска секреток можно объяснить экономическими проблемами. Просто почта, вместо секреток, вернулась к уже известной цельной вещи – почтовому листу. Разница между ними незначительна (почтовый лист не имеет перфорации), а технологически печатать его значительно проще, следовательно, себестоимость его уменьшается и почта получает значительную выгоду. Суть же почтового листа все та же – это облегченное закрытое письмо, представляющие собой лист тонкой бумаги. Он размечен таким образом, что после того, как его заполнили и свернули по напечатанным линиям, а затем заклеили гуммированными клапанами, получилось почтовое отправление, в котором один и тот же лист используется и для текста и является конвертом.

В последнее время очень широко во всем мире используется почтовые листы, которые служат для пересылки сообщений воздушной почтой. Именно для воздушной почты вес почтовых отправлений очень важен. Такой почтовый лист получил собственное имя – аэрограмма. Официальный термин «аэрограмма» был введен Международным почтовым союзом на конференции в Брюсселе в 1952 году.

610.jpg

Летом 1850 года в Австрии появилась первая почтовая марка. Новшество одобрили как чиновники, так и население. Против были только издатели газет. Дело в том, что почта потребовала на каждую газету наклеить почтовую марку для оплаты доставки. Для почты доставка газеты ни чем не отличалась от доставки письма. Однако издателям это обходилось очень дорого, поэтому они стали развивать службу собственной доставки газет подписчикам. А это уже было невыгодно почтовикам. Выход вскоре был найден: было решено установить льготный тариф на доставку печатных изданий. В 1851 году появились специальные марки, получившие название «газетных». Чуть позднее появились более удобные для почтовиков маркированные бандерольные упаковки (ленты). Однако однообразия не было. Ряд государств продолжали выпускать газетные марки, а другие перешли на выпуск бандерольных упаковок (лент). Перед Вами несколько подобных образцов Англии, Германии и России.


606.jpg

607.jpg

608.jpg
Разработка «Наш ГОРОД»